Сравнение дерева и металла
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Растунцева Тамара Васильевна

Мудрый Гном приглашает детей в страну предметов, где опытным путём они сравнивают свойства дерева и металла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastuntsevat.v._sravnenie_dereva_i_metalla.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  муниципального образования «Город Архангельск»  детский сад № 96 «Сосенка»

                                Растунцева Тамара Васильевна

                                воспитатель

                                высшая квалификационная категория

     

                             КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

        ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ  ГРУППА

        ВОРАСТ ДЕТЕЙ  6-7  ЛЕТ

ТЕМА: «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА

                ДЕРЕВА И  МЕТАЛЛА»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Образовательные:

  • познакомить со свойствами и качествами дерева и железа;
  • объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы;
  • формировать экономические представления;
  • закреплять конструктивные свойства и названия строительных деталей, геометрических фигур;
  • учить выполнять постройку из 2-4 деталей и зарисовывать её в трёх проекциях с помощью трафаретов

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, мышление детей (умение производить операции анализа, синтеза и сравнения);
  • формировать умение классифицировать и группировать, сопоставлять факты и делать выводы, строить высказывания;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать конструктивное мышление, воображение, представление об устойчивости строительных деталей

Воспитательные:

  • воспитывать навык коллективной работы;
  • воспитывать умение культурно выражать своё мнение;
  • воспитывать привычку выполнять работу аккуратно

ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Магнитная доска;
  • Весы, нож, зажигалка, пинцет;
  • Предметы из дерева и металла, магниты;
  • Картинки с изображением предметов из дерева и металла;
  • Иллюстрации «Сталеплавильный цех», «В кузнице»
  • Ёмкость с водой
  • Таблички, на которых написаны свойства и качества металла и дерева
  • Карточки для игры «Рукотворный  и природный мир»
  • Мелкий строительный материал
  • Листы бумаги, трафареты строительных деталей, карандаши
  • Кукла Гном

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Часть 1. Организационный момент

Часть 2. Знакомство со свойствами и качествами дерева и металла экспериментальным путём

Часть 3.Конструктивная деятельность

Часть 4.Анализ занятия

                         

                              Вид  деятельности

Примерное время (в минутах)

Организационный момент

(отгадывание загадок, ответы на вопросы Гнома)   ……………

       

     5  

Знакомство со свойствами и качествами дерева и металла  ….

  • Свойства:   …………………………………………..

                -плавучесть   ………………………………

                -горючесть    ………………………………

                -магнетизм    ………………………………

  • Качества:   ……………………………………………

                          -твёрдый / мягкий   ……………………….

                     -тяжёлый / лёгкий   ……………………….

                     -звонкий / глухой   ………………………..

                     -гладкий / шероховатый   ………………...

  • Дидактическая игра  «Рассели по улицам»    ...…...
  • Словесная игра «Рассуждения»   ………………..…

     24

      7

       2

       3

       2

       7

       2

       2

       1

       2  

       5

       5

Конструктивная деятельность   …………………………….

Конструирование из строительного материала и выполнение схемы постройки «Домик для Гнома»   ………………………

      10

     

      10      

 Анализ занятия   …………………………………………….…                                                                

       1    

                                        ХОД  ЗАНЯТИЯ

Часть 1.

Организационный момент.

Воспитатель:

-Ребята,  сегодня у нас в гостях Добрый  Мудрый Гном. Он приглашает нас в путешествие в одну страну…. А в какую, вы сможете узнать, если отгадаете загадки:

1.Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (рука в рукавичке)

2.Кто в дом ни идёт, меня за ручку берёт  (дверь)

3.Четыре ноги, а ходить не может (стол, стул…)

4.Языка нет, а рассказывает (книга)

5.Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт (молоток и гвоздь)

6.Ну, кто готов свои две шпаги скрестить из-за клочка бумаги (ножницы)

Как называются наши отгадки одним общим словом? Что это? Ответы детей… (предметы, вещи)

Значит, Добрый гном приглашает нас в страну……..  «Предметов и вещей»

Добрый Мудрый Гном задаёт вопросы детям:

1. Дети, скажите, из чего люди делают разные предметы? (Ответы детей…)

2. Попробуйте вспомнить и назвать, какие предметы из дерева есть у вас дома? Значит, они какие? …(деревянные)

3. Какие предметы нашего ближайшего окружения сделаны из металла? Значит, они какие? …(металлические)

Часть 2.

Воспитатель:

-Ребята, во время путешествия  в страну предметов и вещей мы встретимся с деревом и металлом.

(Дети проходят за столы, на которых  каждому ребёнку приготовлены предметы из дерева и металла, пластмассы, бумаги, ткани, магниты)

Воспитатель:

-Сегодня мы сравним СВОЙСТВА  И КАЧЕСТВА ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА. И сделаем это экспериментальным путём.

Сначала рассмотрим их СВОЙСТВА.

Проведём эксперимент: «Тонут или не тонут в воде шарики из металла и дерева» (проводит воспитатель).

 В ёмкость с водой опускаются металлический и деревянный шарики одинакового размера. Дети подводят итог эксперимента: утонул металлический шарик.

Воспитатель:

-Шарик из металла утонул, а почему же тогда не тонут корабли, сделанные из металла? (высказывания детей)

 Воспитатель  обобщает высказывания детей: корабли, сделанные из стальных пластин, имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, несмотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде.

 Это свойство называется   плавучестью.

 (на магнитную доску прикрепляется карточка со словом «плавучесть» для читающих детей и с символами  для не читающих)

Воспитатель:

-А сейчас мы поговорим о горючих свойствах железа и дерева.

Попробуем поджечь лучину и железную пластину (проводит воспитатель)

Дети из наблюдения делают вывод: дерево горит, а железо нет.

        Воспитатель подводит итог:

1.Железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы, они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальные формы и охлаждают. Получаются разные детали, предметы.

 (показать иллюстрацию сталеплавильного цеха, кузницы)

2.Дерево при сгорании выделяет тепло. Где это его свойство используют люди? …ответы детей (для отопления домов).

(На магнитную доску прикрепляются карточки с символами и  со словом  «горючесть»)

Воспитатель:

-Дети, возьмите магниты и  проверьте, насколько хорошо магнит притягивает различные предметы – из дерева, из металла, бумаги, пластмассы, ткани.  

Из эксперимента дети делают вывод: притягивается металл.

 Воспитатель показывает детям, что дерево тоже обладает магнитными свойствами, только слабыми. Надо потереть деревянную палочку шерстяной материей, палочка притянет мелкие кусочки бумаги, волосы.

Это свойство называется магнетизм.

(На магнитную доску прикрепляется слово «магнетизм» и соответствующие символы)

СРАВНЕНИЕ   КАЧЕСТВ  ДЕРЕВА  И  ЖЕЛЕЗА

Воспитатель:

-Дети, как вы думаете, что твёрже - дерево или металл? (Рассуждения детей)

А давайте проверим. Попробуем поцарапать металлическую пластину кусочком дерева. Остались царапины? (Ответы детей – нет). А наоборот? Поцарапаем деревянную пластину металлом. Что мы видим? (Ответы детей - остались царапины). Почему так получилось? (ответы детей)

Вместе с воспитателем дети делают вывод: металл твёрже дерева, дерево мягче металла.

 Его (дерево) можно строгать ножом – показывает воспитатель

(На магнитной доске  рядом с картинкой с изображением предметов из металла и дерева  выкладываются карточки с надписью «твёрже», «мягче» и соответствующие символы)

 Затем опытным путём (в руках и на весах) дети  проверяют, что тяжелее – дерево или металл (взять шарики или пластины одинакового размера)

Делается вывод: металл тяжелее, дерево легче.

(На магнитной доске  рядом с изображением предметов из металла и дерева  прикрепляются карточка со словами «тяжелее», «легче» и  соответствующие символы)

 Воспитатель:

- А сейчас, для того, чтобы узнать ещё одно качество металла и дерева,  я предлагаю вам игру  «Угадай, что звучит».

Воспитатель за ширмочкой стучит металлическими  или деревянными ложками. Дети сравнивают звучание. Что звучит звонче? (металлические ложки) Какой  звук у металлических ложек?- звонкий. Какой звук у деревянных ложек? – глухой.

(На магнитной доске прикрепляются  слова  «звонкий» и «глухой» и соответствующие символы)

Воспитатель:

-Дети, потрогайте  дерево и металл рукой и  сделайте вывод: одинаковы ли на ощупь  дерево и металл. Ответы детей:  металл  гладкий, холодный, а дерево – шероховатое, тёплое, приятное на ощупь.

(На магнитной доске  рядом с изображением предметов  из металла и дерева прикрепляются карточки со словами «гладкий», «холодный», «шероховатое», «тёплое» и соответствующие символы)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМАНДНАЯ ИГРА:  «Рассели по улицам»

Цель: Закреплять умение различать предметы металлические и деревянные. Развивать реакцию, умение сконцентрироваться.

Упражнять в классификации и группировке предметов, выполненных из разных материалов.

Ход игры: одна команда отбирает металлические предметы, вторая – деревянные.

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «РАССУЖДЕНИЯ»

Воспитатель обращает внимание детей на  стенд, на котором размещены изображения предметов:

  • Посуда
  • Мебель
  • Электроприборы

Воспитатель:

- Как  назвать одним общим словом, каждую из этих групп предметов?

Дети называют обобщающие понятия – посуда, мебель, электроприборы.

Воспитатель:

-Дети, из чего лучше сделать посуду для приготовления пищи, мебель, электроприборы – из дерева или из металла? Почему?

В ходе рассуждения дети выясняют рациональность использования дерева или металла для изготовления предметов нашего обихода.

Воспитатель:

-Дети, Гном приготовил для вас несколько интересных вопросов.

Экономические вопросы Мудрого Гнома:

  • Где изготавливают изделия из металла и дерева? (На заводах и фабриках)
  • Что будет стоить дороже – расписная ложка или простая? Почему?

 (Дороже расписная, потому что на неё затрачено больше труда, времени и материалов – краска, лак)

  • Что будет стоить дороже – легковая  машина или гараж для машины? Почему?

(Дороже  машина, потому что на её изготовление ушло больше времени, оно более сложно, много деталей, применяется электроника и т.д.)

  • К какому миру относятся  разные предметы и вещи  - рукотворному или нерукотворному, т.е. природному? ( К рукотворному)
  • А что значит «рукотворный»? (Это то, что сделано руками человека)

Часть 3.

Воспитатель:

-Доброму Гному нравится дерево, поэтому он хочет, чтобы вы предложили ему разные варианты постройки дома из этого материала.

А я предлагаю вам выполнить чертёж ваших построек из 3-4 деталей в трёх фронтальных проекциях, используя трафареты.

По окончании работы проводится анализ  построек и чертежей

Дети дарят гному свои работы на память, а Гном им развивающую игру.

Часть 4.        Воспитатель подводит итог занятия, отмечает активность детей.

Интересуется у детей, довольны ли они путешествием в страну предметов и вещей. Что нового они узнали?

 Добрый Мудрый  Гном прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2»      НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш...

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре...

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

Конспект занятия "СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА"

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и металла....

Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание Исследовательская деятельность; Тема: Сравнение свойств дерева и металла

Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание " Исследовательская деятельность" Тема: " Сравнение свойств дерева и металла"....

Презентация к занятию по ФЦКМ "Сравнение материалов: дерево и металл"

Составлена презентация для проведения занятия в старшей группе по ознакомлению и сравнению свойст дерева и металла....