НОД "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ковалева Надежда Алексеевна

НОД по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида»

Воронежская область

     Воспитатель: Ковалева Надежда Алексеевна

    НОД  в старшей группе «Волшебница вода».

Цели. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. Познакомить  с некоторыми свойствами воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Упражнять в счете до 10, умении сравнивать предметы по длине и ширине.  Формировать свободу руки и точность движений при рисовании. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Словарная работа: вода, лужа, река, море, океан, сосулька, туман,  заползает, пар, теплая, холодная.

      Материал:кукла Капелька,  полоски  ткани синего цвета  разные по длине и ширине, два стаканы с водой и молоком, две чайные ложки, тарелки с теплой и холодной водой, шапочки: солнышко, тучка, капельки, листы бумаги с нарисованным водопроводным краном, краска синего цвета, салфетки, красные карандаши.

Методика проведения занятия.

      В гости к детям приходит кукла Капелька. Воспитатель от ее имени читает стихотворение Н. Рыжовой.

                    Вы  слыхали о воде?

                    Говорят, она везде!

                    В луже, в море, в океане

                    И в водопроводном кране.

                    Как сосулька, замерзает,

                    В лес туманом заползает.

                    На плите у вас кипит,

                    Паром чайника шипит.                                      

                    Без нее вам не умыться,

        Не наестся, не напиться!

                    Смею вам я доложить:

                    Без воды нам не прожить!

Воспитатель спрашивает детей, где и какую воду они сегодня видели. Затем задает вопрос: - Откуда  берется вода в кране? Выслушав ответы детей, воспитатель говорит , что те капельки, которыми мы моем руки,  проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. В кране – вода реки! Воспитатель читает стихотворение.

                       Водичка серебристая,

                       Ты как сюда попала?

                       Через луга росистые

                       Я в детский сад бежала.

      Затем говорит, что мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. Что произойдет, если воды не будет? Обобщая ответы детей, воспитатель сообщает, что к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

       Воспитатель предлагает узнать как «рождается речка», приглашает детей к себе, кладет самую широкую и длинную полоску синей ткани и сообщает о том, что на земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Воспитатель предлагает детям расположить синие ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Необходимо обратить внимание детей на то, что там где узкий край, там река начинается, а там где широкий - впадает в большую реку. Вот как много воды, но надо ее беречь.

     Детям предлагается посчитать, сколько получилось маленьких ручейков. Воспитатель  просит  показать  короткие ручейки, длинные. Затем сравнивают ручейки и речку по ширине.

     Воспитатель приглашает детей к столу, где они проведут исследова- ние. Перед началом опыта воспитатель предлагает детям высказать предположение, что произойдет, а затем провести опыт.

     Опыт  1. На столе стоят два стакана: один с молоком, другой с водой. Воспитатель спрашивает, что если положить в стакан с молоком ложку, будет ли она видна? Выслушивает предположения детей и предлагает проверить, кто был прав. Затем помещают чайную ложку в стакан с молоком.  Дети наблюдают и делают вывод о том, что в молоке ложка не видна, молоко белого цвета. Воспитатель спрашивает: Будет ли видна ложка в стакане с водой? Дети высказывают свои предположения. Затем  воспитатель опускает ложку в стакан с водой и предлагает прокомментировать. Делается вывод: вода прозрачная.

Опыт  2. Воспитатель предлагает детям опустить пальчик в разные тарелки с водой. Ребята приходят к выводу, что вода может быть теплой и холодной. Воспитатель говорит: В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы и растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячей воде сможет ли кто жить?

      Игра. Воспитатель говорит, что кукла Капелька принесла интерес- ную игру. Всех детей она превращает в Капельки, а воспитателя в маму Тучку. Мама Тучка говорит, что Капелькам пора отправляться в путешествие. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать: Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (Ка- пельки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали Капельки легкими,  потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

     - Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять! – говорит мама Тучка.

       Воспитатель обращает внимание детей на то, что так капельки воды путешествуют по земле и в небе. Затем задает вопрос: Что произойдет, если на земле не станет воды? Выслушав предположения детей, воспитатель уточняет и дополняет их ответы: Всем будет плохо без воды, ее надо беречь, использовать экономно. Далее воспитатель предлагает пройти к столам, где все приготовлено к рисованию. Обращает внимание на листы бумаги, на которых нарисован водопроводный кран и предлагает нарисовать памятку, чтобы люди не забывали закрывать кран. Сначала воспитатель показывает памятку и объясняет  как правильно надо ее оформить: Кран уже нарисован, вам надо нарисовать капельки воды, капающие из крана и перечеркнуть  красными линиями. Ведь красный цвет запрещающий. Памятка напоминает, что нельзя оставлять  кран открытым без надобности. Читает стихотворение.  

                 Кап, кап, кап и океан.

                 Кап, кап, кап закройте кран!

Дети рисуют. Итог. Воспитатель обращает внимание на аккуратность и сообщает, что эти памятки мы прикрепим на стену рядом с водопроводным краном у себя в группе и отнесем детям в другие группы.

    Итог. Воспитатель сообщает, что кукле Капельке у нас очень понравилось. Понравилось ли детям занятие? О чем говорили на занятии?  Какая может быть вода?  А цвет у воды есть?  Как мы можем беречь воду? Дети говорят кукле « до свидания» и она уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...