Реализация эколого-краеведческого направления в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
Материал по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_po_ekologii.docx | 14.21 КБ |
kraevedenie.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители!
Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
• Да
• Нет
• Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
___
___
___
3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
• Да
• Нет
• Не знаю
4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
• Другие формы___
5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высоки
• Средний
• Низкий
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
• Да
• Нет
7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___
___
8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___
Благодарим Вас за участие!
Предварительный просмотр:
Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ.
Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле, достопримечательности родного города – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада выбрать эколого-краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К.Симонов в стихотворение «Родина» пишет:
«Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как невелика страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей по которой ходил не раз, с местом, где посадил первое деревце.
Детям дошкольного возраста уже могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, т.е. детям этого возраста доступны занятия краеведением.
Уточним, что такое краеведение. Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.
«Край» понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть район, город, поселок, улица.
Для дошкольников природное краеведение – это ознакомление с растительным и животным миром, который его окружает, это ближайший лес, это водоём и поле, парк, участок детского сада.
Формы работы с детьми разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
Наше дошкольное учреждение расположено рядом с речкой и лугом. Дети очень частые гости нашего луга во все времена года.
Удачное расположение детского сада рядом с речкой, дало возможность разработать маршруты экологической тропы в естественных природных условиях. На лугу дети знакомятся с разнообразным животным и растительным миром, слушают нежное журчание реки, наблюдают за ней. На экологической тропе встречаются и редкие охраняемые растения – белые кувшинки. Объекты выбраны интересные и в познавательном и эмоциональном отношении: цветущая полянка, большой муравейник и так далее.
Продуманные экскурсии, походы, прогулки в лес имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непрерывное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней, ознакомление с экосистемой леса.
Какую радость и удовольствие приносят детям экскурсии в лес: они видят природу во всем многообразие, слушают звуки леса, любуются его красотой. Детям дается возможность побродить, отыскать что-нибудь необычное для себя, прижаться к белоствольной березе, рассмотреть небесную высь сквозь ажурное переплетение деревьев. Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, воспитатели широко используют стихотворения, народные приметы, пословицы, фольклорный материал.
Нами разработаны занятия на экологической тропе в разное время года «Природа – чудесница».
Основная задача таких экскурсий – пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному краю, вызвать желание познать его через удивление, восхищение родной природой. К великому огорчению, в лесу приходится отмечать факты грубого отношения людей к природе.
Для реализации задач эколого - краеведческой работы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среды в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними.
Много внимания уделяем благоустройству территории: вырубили старые, посадили молодые деревья и кустарники. Всё приобретает в настоящее время большое эстетическое, познавательное и природоохранное значение..
На площадке природы беседка для отдыха, на деревьях скворечники и кормушки, которые служит для привлечения пернатых: зимой здесь подкормка, весной и летом – выведение птенцов .
Для решения задач эколого-краеведческой работы таких как:
- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего города,
- воспитание привычки заботится о природе родного края, и её обитателях, находить взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы, воспитание любви к природе своего поселка помогло создание экологической тропы на территории ДОУ.
Экологическая тропа – это разнообразные и привлекающие внимание детей объекты: Вдоль тропы находятся типичные для нашей местности деревья, кусты, травянистые растения. Помимо растительности на тропе имеются объекты животного мира, наблюдаем насекомых: пчел, шмелей, различных жуков. Отмечаем места пребывания птиц, если повезет, наблюдаем белку.
В групповых уголках природы созданы необходимые условия для содержания комнатных растений, аквариума, птиц, млекопитающих продумано размещение и хранение оборудования для организации трудовой деятельности. Воспитатели ежедневно обучают детей уходу за растениями, животными, наблюдению и изучению особенностей их развития.
Давно существует эколого-краеведческая комната – одно из любимейших мест нашего детского сада. Здесь любят бывать все: дети, сотрудники и родители. По сути, эта комната является экологическим комплексом, включает в себя небольшой экологический музей, который представлен близкой и понятной детям темой: «Лес и его значение в жизни человека», и мини лабораторию, где провидится опытническая работа, организованны выставки совместного творчества взрослых и детей «Эти забавные животные», «Мир вокруг нас», «Наш Светлячок», оформлен макет нашего поселка, макеты природных зон, подобраны методические пособия и материалы, мини-музей «Куклы из бабушкина сундука»
Самое светлое место выделено под огород – на окне зимой выращиваются овёс, зелёный лук, петрушка.
Здесь дети знакомятся с литературными произведениями о природе, живописью, читают стихи, рисуют с натуры своих питомцев: хомяка, морскую свинку, черепаху, наблюдают за рыбками, волнистыми попугайчиками, с помощью взрослых создают книги-самоделки, где отражены в рисунках, рассказах их впечатления об окружающем мире.
Кроме экскурсий в природу, проводим экскурсии по поселку; в музей, комнату русского быта, библиотеку. В ходе этих экскурсий знакомим детей с историей нашего города, с происхождением его названия.
Дошкольники посещают музей им.И.Н.Крамского, знакомятся с жизнью земляка Героя России – летчика –космонавта А.В.Филипченко, известного писателя С.Я.Маршака.
Знакомство с родным поселком, его природным окружением вызывают у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание ребёнка нарисовать то, о чем только что услышал и увидел.
Свои впечатления от наблюдений на экскурсиях прогулках дети отображают в рисунках. Под руководством воспитателя Антоновой Н.В. в детском саду организуются выставки детских работ; «Край, в котором мы живем», «Родина наша – нет её краше», «Как прекрасен этот мир», «Природа и дети».
Эколого-краеведческая работа невозможна без приобщения к народным традициям и обычаям. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».
Необходимо дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках; познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников.
Полнейшая зависимость от природы заставляли людей тщательным образом изучать окружающий мир, примечать даже малейшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, пословиц, поговорок, которые о многом рассказывают нам современным людям.
Традиционными стали фольклорные праздники, которые дети любят: «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Троица» и узнают много нового и интересного о родной крае, а главное они учатся добру, любви к Родине, родной природе.
Для успеха любого дела необходима хорошая подготовка и активное дружеское участие всего коллектива. Эффективность эколого-краеведческого направления работы ДОУ во многом обуславливается тем, насколько грамотно строит педагог взаимодействие с детьми. Осваивая новые педагогические технологии воспитания детей, совершенствовалось мастерство педагогического коллектива. Вопросы эколого-краеведческой работы регулярно обсуждаются на педсоветах, консультациях, семинарах-практикумах, используется анкетирование педагогов, открытые мероприятия дают хорошие результаты.
Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия это решающий фактор. Положительные результаты в работе будут достигнуты только в том случае, если сами педагоги постоянно повышают свое педагогическое мастерство, понимают цели и задачи данного направления работы, будут знать свой край, его историю, экологию, быт.
И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И оттого как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, проявят ли дальнейший интерес к предмету.
Для повышения профессионального мастерства педагогов приобретаем литературу экологического, краеведческого и биологического содержания.
Для воспитателей проводятся викторины, деловые игры которые позволяют заинтересовать их экологическими сведениями, вызывают желание читать справочную литературу.
Эколого - краеведческая работа в ДОУ невозможна без сотрудничества с родителями, без их поддержки. Ежегодно родители активно участвуют в проведении акции «День Земли», трудятся на участке детского сада, высаживают цветы, благоустраивают территорию. Такие акции имеют большое воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди жителей поселка. Охотно участвуют родители в проведении наших традиционных праздников «Масленица», «Осенины», помогают шить костюмы, записывают их на видео. С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания проводится анкетирование, данные используем в дальнейшей работе. Родители приносят в детский сад комнатные растения, рыбок, волнистых попугаев.
Детский сад сотрудничает со школой. Дети посещают исторический музей, русскую избу, выставки на экологическую тематику. Школьники участвуют в проведении праздников, ежегодно для дошколят показывают кукольный театр.
Хочется закончить стихотворением.
«Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Литература:
1. Николаева С.Н. «экологическое воспитание дошкольников» - М., ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008
3. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина» - М., ТЦ Сфера, 2003
4. Журнал «Дошкольное воспитание» - № 10/2005; № 12/2005;
№ 4/2008; № 3 /2009; № 4/2009; № 8/2009; № 1/2009.
5. Журнал «Ребенок в детском саду» - № 5/2007; № 2/2007; № 1/2009;
№ 1/2005; № 5/2008; № 2/2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»
Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности....
Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ
Формы и методы краеведческой работы ДОУ Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ....
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. ...
«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...
Сообщение «Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста»
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, л...
Консультация "Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"
Консультация для педагогов на тему: " релизация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"...
Консультация "Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"
Клнсультация на тему: "Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"...