Технология развития исследовательской активности
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Технология развития исследовательской активности в процессе экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Задачи этапов преобразующей работы | Используемые формы работы | Результаты преобразующей работы | |
| |||
1.Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании; 2. Обогатить личный опыт педагогов в самостоятельной экспериментальной деятельности. 3. Обогащение предметно- развивающей среды уголка экспериментирования. | 1. Консультация на тему: «Развитие исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования»; 2. Открытое занятие для педагогов на тему: «Познакомимся с нашими зубами с использованием ТРИЗ технологий». . 3 . В уголок были внесены разнообразные предметы, материалы, приборы, инструменты для привлечения внимания детей, оформлен стенд детских достижений. | - Повышен уровень теоретической и практической компетентности воспитателей в экспериментировании. - уголок экспериментирования отвечает всем требованиям отбора и размещения материала (доступности, мобильности, комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка). | |
Этап создания положительно-эмоционального фона в группе и привлечения внимания детей к экспериментированию. | |||
| Введение сказочных персонажей. - Общие и подгрупповые проблемные ситуации, фокусы. («Тёплая ложка», «Яйцо в бутылке», «Танец гвоздей», «Волшебные зеркала», «Цветки лотоса», «Секретное письмо», «Тайный похититель варенья», «Тёплый воздух легче холодного».) - Беседа по результатам решения проблемных ситуаций, направленная на активизацию интереса детей к экспериментированию. - Проблемно-игровые ситуации по методике ТРИЗ (маленькие человечки): «Изобрази предмет», «Найди друга», «Отгадай и зарисуй», «Загадки Старухи Шапокляк». - Проблемное обсуждение, сравнение найденных вариантов решения задачи. - Включение детей в совместный исследовательский проект «Мы изучаем погодные явления» по наблюдению за изменениями погоды с фиксацией в общем календаре природы. - Телепередача «Прогноз погоды», где дети в роли «телеведущих» рассказывают свои наблюдения за погодой и прогнозы; театрализация. - Проблемное обсуждение наблюдаемых явлений погоды, их изменений. | - Нарастание интереса дошкольников к необычным явлениям, попытка разгадывания фокусов, их повторения, смелость в высказывании своего мнения. - Снижение уровня скованности мышления и боязни экспериментирования. - Умение рассуждать вслух по поводу найденных вариантов решения задач. - Умение подбирать готовые схемы в соответствии с состоянием вещества. - Становление исследовательских умений, мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), наблюдательности, самостоятельности, инициативности, понимания субъективности явлений. | |
Позиция педагога: обучающее-организующая, направляющая-создаёт эмоционально положительный фон в группе, активно привлекает внимание детей к экспериментированию, организует и участвует в исследовательской деятельности, организует проблемные ситуации, направленные на поиск средств решения проблемы, инициирует обсуждения ситуаций экспериментирования, фиксацию хода и результата исследования на основе условных обозначений, придуманных совместно с детьми. | |||
3 Этап – Содержательно- деятельностный (основной). Этап развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе накопления опыта экспериментирования. | |||
1 Блок – совместное экспериментирование с воспитателем. | |||
| - Проблемные ситуации, стимулирующие исследовательскую активность детей. Макроцикл «Чудеса песка»: «Песчаный конус», «Свойства мокрого песка», «Песочные часы», «Цветной песок», «Почему песок хорошо сыплется». Макроцикл «Волшебница вода»: «У воды нет запаха», «С водой и без воды», «Смешные капли», «Цветная вода», «Друзья». Макроцикл «Этот удивительный космос»: «Как движутся спиральные галактики», «Почему звёзды совершают круговое движение по ночному небу», «Почему в космосе темно», «Почему звёзды видны только ночью». Макроцикл «Сила притяжения магнита»: «Что бывает магнитным», «Притянет или нет», «Как действуют магниты на предметы», «Как достать скрепку из воды не замочив рук». | - Проявление выраженного интереса и стремления дошкольников к экспериментированию. - Овладение представлениями и адекватное использование способов и средств осуществления исследовательского поиска. - Накопление опыта экспериментирования. | |
Позиция педагога: обучающе-организующая – создаёт проблемные ситуации, вызывающие интерес детей к экспериментированию, стимулирует их к выдвижению предположений по способам решения задач и достижению результата. Особое внимание уделяет детям с низким уровнем исследовательской активности. Воспитатель организовывает в группе доброжелательную атмосферу, которая снимает скованность, стеснительность детей и располагает к беседе, выражению своего мнения. | |||
2 Блок – активизация стремления дошкольников к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях. | |||
| - Индивидуальное, парное и подгрупповое экспериментирование с учетом уровня исследовательской активности дошкольников. Макроцикл «Чудеса песка»: «Удивительный песок», «Игры с песком», «Весы», «Конкурс скульпторов». Макроцикл «Волшебница вода»: «Фильтрование воды», «Цветные сосульки», «Лужица на столе у Гены», «Путешествие капельки». Макроцикл «Этот удивительный космос»: «Красное пятно», «Почему сияет кольцо Юпитера», «Лунный пейзаж», «Почему Землю называют Голубой планетой». Макроцикл «Сила притяжения магнита»: «Живые фигурки», «Достань иголку», «Скрепочный поезд», «Настольный театр». - Познавательная игра для стимулирования самостоятельного экспериментирования «Сыщики». | - Углубление интереса к исследовательскому поиску. - Расширение опыта самостоятельного экспериментирования в новых условиях. - Умения практически использовать и создавать приборы, инструменты для экспериментирования, анализировать, сравнивать и выбирать наиболее подходящие для решения задачи. - Проявление нарастающей самостоятельности и настойчивости в экспериментировании. | |
Позиция педагога: обучающее-организующая – обогащает предметно-развивающую среду группы, организует ситуации, стимулирующие дошкольников к самостоятельному экспериментированию, воспроизведению полученных умений в новых условиях, изготавливает приборы для исследований. | |||
4 этап - Инициативно – творческий. Этап совместного исследовательского поиска в рамках коллективного проекта «Как много интересного вокруг». | |||
| - Проведение досуга «День эрудитов», - Проведение викторины «Что? Где? Когда?». | - Выраженный интерес и эмоционально-положительное отношение к экспериментированию. - Умение взаимодействовать в процессе исследовательского поиска. - Сформированные исследовательские умения. - Развитая исследовательская активность, выражающаяся в сложившихся ее компонентах. | |
Позиция педагога: поддерживающая и стимулирующая инициативу, активность и самостоятельность детей в экспериментировании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательской активности детей
Статья "Развитие исследовательской активности детей" Исследовательская активность детей Маленький ребенок сегодня не такой как был вчера. Но все дети по-прежнему любят все исследовать. Они ...
«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Доклад методического объединения на тему: «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...
Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....
Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...
Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".
Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....
презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить выделять проблему.Развивать мышление, творчес...
Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...