Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Тема ознакомления детей с миром неживой природы в детском саду тесно переплетается с экспериментальной деятельностью дошкольников и практическими наблюдениями за различными природными явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ННОД "Свойства воды" | 17.82 КБ |
prezentatsiya_opyty.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый показ ННОД «Вода»
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- обучить детей различать состояния воды;
- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
- формировать наблюдательность и любознательность в области познание;
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
- Развивать словарный запас детей. Обогащение словаря:
Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая.
- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.
Оборудование: прозрачные стаканчики по 2штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сахарный песок, соль, ароматизаторы, сосуды разной формы. ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Звуки воды».
ННОД
Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед.
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали много рассказов о воде. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды.
2. Ответьте на вопрос Для чего нужна вода?
Воспитатель: А давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода?
КАРТИНКИ О ВОДЕ до загрязнения воды
Ребята, что будет, если вода исчезнет?
Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.
Давайте посмотрим на экран. КАРТИНКИ РУКИ под краном
Воспитатель Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды.
Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).
Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Дети, одевают фартуки.
Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Слайд
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Слайд
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?
Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод детей: вода изменилась на вкус: в стакане – сладкая вода.
Слайд
Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.
Вывод детей: вода не имеет запаха.
Слайд
Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.
Слайд
Физкультминутка «Синяя вода».
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
(Встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(Кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели, обхватили плечи руками)
Опыт №3 «Вода меняет цвет»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?
Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.
Слайд
Опыт №4 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Слайд
Опыт №5 «Газообразная вода - пар»
Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Воспитатель: Где в природе можно наблюдать такое явление?
Вывод: вода может превратиться в пар.
На экране круговорот воды в природе.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
Опыты с песком и глиной.
Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).
Оборудование: стаканчики (из под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.
Задания:
1. С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.
2. Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?
3. В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины также быстро?
4. Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:
«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».
5. Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».
«Своды и тоннели»
Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.
Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.
Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.
«Мокрый песок»
Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта «Лаборатория опытов» Вид проекта: Познавательно-исследовательский. Тип проекта: Среднесрочный, срок реализации (ноябрь –февраль). Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, воспитатели. Место реализации: МКДОУ детский сад «Солнышко». По форме реализации: групповой.
Формы взаимодействия: С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность. С родителями: консультации; родительское собрание; фотовыставка. С педагогами: консультация- практикум. Методы проведения: Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты; Проведение опытов (практических); Беседы. Связь с другими видами деятельности: Игровая, Продуктивная Познавательно-исследовательская (опыты) Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы) Творческое развитие, (рисование, лепка, ручной труд)
Актуальность темы: Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности. Подрастая, ребенок все больше и больше чувствует потребность в знаниях. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Таким образом все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника являются предметом единой системы. Вот эту систему и ее взаимосвязи и пытаются узнать и изучить дошкольники. Они готовы к усвоению этих знаний, они воспринимают их с огромным интересом. Задача взрослых познакомить дошкольников с миром который их окружает, поддержать то стремление к неизведанному. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, необходимо предоставить им возможность приобретать знания самостоятельно .
Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; 2. Развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования; 3. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы. 4. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы. 5. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. 6. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. 7. Повысить воспитательную компетентность родителей в познавательном воспитании дошкольников.
Ожидаемый результат У детей старшей группы формируется привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
Этапы реализации Подготовительный; Определить направления работы по реализации проекта. Формирование проблемы, целей и задач проекта. Определить формы и методы работы с детьми. Создать условия для развития экспериментальной деятельности детей. Изучение методической литературы. Провести диагностику уровня знаний детей. Составление плана работы с детьми, подбор игр, занятий, опытов проводимых с детьми. Подготовка необходимого оборудования для экспериментальной деятельности детей.
Основной; Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, развивать наблюдательность детей. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Провести опрос и анкетирование родителей по данной теме. Разработать памятки и консультации для родителей. Ситуативный разговор с детьми о воде, беседа. Экспериментирование «Что растворяется в воде? », «Лед и снег тоже вода», Ситуативный разговор с детьми о камнях, беседа. Проведение опытов с детьми: «Воздух - невидимка», «Образование углекислого газа», «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «ветер тоже воздух». И другие. Проведение опытов «Песчаный конус», «Свойства песка», «Волшебный материал». Просмотр презинтаций : «Неживая природа», «Воздух».
Заключительный; Выявить знания детей, уровень интереса к экспериментальной деятельности. Итоговая диагностика детей в форме беседы, наблюдения. Картотека опытов-экспериментов с детьми. Картотека схем-опытов. Работа с родителями «Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях» Создание иллюстрационного альбома «Неживая природа» Фотовыставка «Наши опыты дома» Открытое занятие «Вода» КВН «Знатоки природы и погоды» Оформление материалов по проекту, создание презентации.
Тонет не тонет.
Стало больше воды.
Какой же песок?
Крупинки, песчинки.
Растворимые вещества
Наблюдение за снежинками.
С/Р игра «Исследователи»
Ледяная баночка
Состояние и св-ва воды.
Превращение воды в украшение для елки.
Родительское собрание
Получение кристаллов.
Альбом наблюдений
«Воздух тяжелый»
Опыт по схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...