Проект "КОСМОС"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.  Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи: от психологических до познавательных.

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kosmos.doc728 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1161 Структурное подразделение №6

Проект «Космические дали»

Ведущая педагогическая идея:

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение»

Л.С. Выготский.

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:

-обучающий

-исследовательский

- игровой

Продолжительность: краткосрочный (1.04-10.04.2015г.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Авторы проекта: Лошина И.В., Толмачева Н.И.

Москва 2015г.

Проблема.

       

- Что такое космос?    

- Для чего человек осваивает

  космическое пространство?

        Современные дошкольники

задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

      - Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?

Обоснование актуальности. 

         Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

        Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.  Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

        Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи: от психологических до познавательных.

       Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

Цель проекта: 

              Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста

                  представлений о космическом пространстве и освоении космоса людьми.

Задачи: 

  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.
  • Расширять знания детей о государственных праздниках, познакомить их с героями космоса, российским праздником – День космонавтики.
  • Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
  • Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал.
  • Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве;  эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  • Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

                                           Содержание проекта.

Я верю, друзья,

Караваны ракет

Помчат нас вперед

От звезды до звезды.

На пыльных тропинках

Далеких планет

Останутся наши следы.

В.Войнович

Принципы обучения.

принцип активности и сознательности, требующий всемирной активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;

принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.

принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего)

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)

Основные методы, приемы:

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)
  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
  • словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
  • практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
  • эвристический (развитие находчивости и активности)
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.

                                               Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

  • Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  • Осуществить материально-техническое обеспечение реализации проекта.
  • Приготовить предметно-развивающую среду.
  • Довести до сведения родителей важности этой проблемы, привлечь к изготовлению макета планеты «Венера»

Формирующий этап:

Системная паутинка проекта:

Области реализации проекта

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада

Космическая

фильмотека

  • Просмотр электронной презентации "Как человек космос осваивал".
  • Просмотр мультфильма "Тайна третей планеты" Просмотр мультфильма "Белка и Стрелка".

Просмотр родителями с детьми мультфильмов

(на выбор)

  • "Тайна красной планеты" "Загадочная планета"
  • "Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980 Космический корабль терпит бедствие. Человечество пытается спасти космонавта, и в конце-концов тот благополучно возвращается на Землю.
  • "Возвращение со звезд" /СССР: Союзмультфильм, [Звездолет возвращается на Землю из дальней экспедиции, но на родной планете за это время случилась экологическая катастрофа - Земля лишилась воды...
  • "Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966
  • "Мурзилка на спутнике "СССР: Союзмультфильм, 1960. [Hеслыханное происшествие зарегистрировали космические станции XXI в. - на Земле плачет ребенок. Оказывается, малыш не знает, почему поставили обелиск первому спутнику Земли. На помощь мальчику приходит популярный персонаж].
  • "Незнайка на Луне"
  • "Новеллы о космосе" /СССР: Союзмультфильм, 1973

Космическая библиотека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтическая гостиная

Чтение с детьми произведений о космосе:

  • Чтение Г.Юрлин "Что внутри?". Издательство малыш.
  • Рассказ "Счастливого пути, космонавты"
  • Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"
  • Е.П.Левитан "Звёздные сказки"
  • К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
  • Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"
  • Загадки о космосе

Поэтическая гостиная

  • Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.

Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

  • Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона "звездочет и обезьянка Микки".
  • Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах". Москва, Педагогика-Пресс, 1993.

Детское моделирование

  • Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек
  • Постройка космического городка из строительного материала, конструктор Lego.
  • НОД: «Ракета в технике оригами»

Родителями создание дома на потолке "Звездного неба":

  • из светящихся объемных космических фигур
  • или светящихся наклеек или Наклейки на стены, окна и потолок

Космическая лаборатория

Беседы:

  • «Первые попытки покорения космоса»,
  • «Из истории возникновения ракеты».

НОД: 

  • «Неизведанный космос»
  • «Школа космонавтов».

Опыты:

  • Опыт «Как увидеть звезды без лучей»
  • Опыт «Почему днем звезды не видно»
  • Опыт «Почему Луна на Землю не падает»
  • Опыт «Кто съел месяц»
  • Опыт «Как происходит смена дня и ночи»
  • Опыт «Солнечная система»
  • Опыт: «Метеориты и метеоритные кратеры»

Наблюдаем созвездия вечером.

Космическая мастерская

  • "Ракеты и кометы".
  • "Инопланетяне из пластилина"
  • "Космический корабль, космонавт в открытом космосе".
  • Конкурс "Ловкий карандашик" - раскраски о космосе.

 1.Конкурс совместной поделки детей и родителей "Инопланетяне" (природный или бросовый материал)

2. Организация выставки домашние зарисовки о космосе «Далекий космос»

Космический спортзал

Физкультминутки;

Пальчиковая гимнастика;

Игра «Завтрак космонавта».

Игровое упражнение: «Перегрузка и невесомость»

Космическая игротека

  • Дидактические игры: «Космические»  «Неизведанная планета»

      «Складушки».

  • Игра-викторина: «Угадайка».
  • Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты).
  • Складывание созвездий из мозаики.
  • Конструктивные игры:

           - из деревянного     конструктора "Космодром"

          - из пластмассового конструктора "Космический корабль"

Сюжетно-ролевая творческая :

  • «Поликлиника. Медицинский осмотр»
  • «Космическое путешествие к звездам»
  • «Космодром»

Поиск вместе с родителями информации "Как звезды людям помогают".

Играем дома в игры, способствующие развитию коммуникации.

Музыкальный космосалон

Старые советские песни:

  • "На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина)
  • "Мы в космос улетаем на работу..."
  • "И на Марсе будут яблони цвести"
  • Родина слышит, Родина знает (в исполнении Дмитрия Хворостовского, хотя песня скорее про лётчиков)

Саундтреки:

  • Тайм-аут - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной")
  • Александр Зацепин - Тайна третьей планеты
  • Ксения Ларионова - Ключ на старт (из игры "Космические Рейнджеры 2")
  • Светлана Светикова - Свет любви (из мультфильма "День рождения Алисы")

Рок-попса:

  • Земляне - Трава у дома
  • Баллада о сгоревшей звезде (К. Батенко, муз.М.Выборов)

На музыкальном занятии прослушивание и разучивание детских песен:

  • Наш звездолёт (песенка про космос)
  • Космические песни или песни про космос.

Итог, результат проекта

1. Выставка работ в группе.

2. Экскурсия в вновь созданный в ДОУ «Космический коридор».

Презентация проекта.

1. Выставка работ в группе.

2. Экскурсия в вновь созданный в ДОУ «Космический коридор».

Подведение итогов:

В результате непосредственной образовательной деятельности, бесед, чтения художественной литературы, заучивания стихотворений  у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве.

Дети осознали  уникальность  нашей планеты и важность её изучения.

У  детей обогатился словарный запас  путем введения определенных слов в практику общения. 

Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к  труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Заключение. 

        Выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, при                        осуществлении данного проекта, позволил:

  - сформировать у детей представление о космосе, об истории его освоения, о том, что в нем находится, о Земле, о Солнце, о спутниках, о звездах;

  - обогатить активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.;

  - значительно расширил кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев;

  - дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.

       В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

      Во время участия в проекте дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Дети получили от игр большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
  2. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
  3. Калашников В. О звездах и планетах.
  4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
  5. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
  6. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  7. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
  8. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007

                                                     

                                                   

                                                             Приложение

Космос, планеты Картинки, рисунки для вконтакте, одноклассни…