Знакомство с творчеством бийского художника Юрия Бралгина
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Творчество художника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiyadokument_microsoft_word.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Знакомство с творчеством Юрия Бралгина"
Цель: создать условия для знакомства с творчеством Ю. Бралгина.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к профессии художник.
2. Учить находить отличительные особенности рисования в работах художника.
3. Развивать художественное видение, зрительную память детей.
4. Обогащать словарь детей словами: соотечественник, портрет….
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Орг.момент Сбор информации о прошлом Новый материал Итог. Рефлексия | Собирайся детвора-ра-ра, Начинается игра-ра-ра, К нам скорее подходи-ди-ди И узнай, что же ждет нас впереди… Ребята, посмотрите, что у нас приготовлено для занятия. Как вы думаете, какое у нас будет занятие? Чем мы будем заниматься? А почему вас на столах нет ничего? Посмотрите еще раз на предметы, скажите, а кому еще нужны эти предметы? А где живет художник, в лесу, в сказке, где? Как и все другие люди, художники живут в городах и селах. Художник это профессия, такая же, как и повар, учитель, швея… Как вы думаете, на художника где-то учат? В нашем городе сначала учат в художественной школе (в нее ходят дети, такие как вы и школьники), а потом учат в училище и институте. В нашем городе живет замечательный художник Юрий Бралгин. Хотите познакомиться с этим художником? Присаживайтесь на стульчики перед экраном. Перед вами портрет нашего соотечественника – художника Юрия Бралгина. Почему я назвала художника нашим «соотечественником»? Что значит это слово? Соотечественник –это человек, который родился и проживает с нами в одном городе, крае, стране. Давайте скажем вместе соотечественник. Повтори, Маша, Ваня… Это известный художник. Он пишет картины о Горном Алтае, о его жителях. Одной из главных тем творчества Ю. Е. Бралгина – тема «Человек» и то, что его окружает. Предлагаю вам посмотреть некоторые из них. Называет названия картин. Кого рисует художник? Давайте еще раз посмотрим картину «друзья». Где-то далеко в поле сидит мальчик…. Так далеко сидит и чтобы его рассмотреть я предлагаю вам по стульчиком взять подзорную трубу. Посмотрите, с кем сидит мальчик??? Как вы узнали, что это козленок??? Давайте, представим, что мы находимся на этой картине. Закройте глаза: Раз, два, три – ты в картину улети… Мы в этой замечательной картине. Это мальчик вы. Что вы видите вокруг??? Что вы слышите ??? Погладьте козленка, какой он ??? Что у мальчика в руках??? Как вы думаете, что делал мальчик??? Какое у мальчика настроение??? Почему картина называется друзья??? Эту замечательную картину нарисовал художник наш соотечественник Юрий Бралгин. В Горном Алтае красивы не только люди, но и сказки. Предлагаю вам послушать алтайскую сказку…. Кто главный герой сказки? Предлагаю вам нарисовать главных героев сказки Но Юрий Бралгин изображал на своих картинах не только людей, он писал и пейзажи. Одна из его картин находится в нашем детском саду. Показ картины.. На следующем занятии мы познакомимся с пейзажными картинами. | Дети занимаются самостоятельной деятельностью в группе Акварель, гуашь, бумага, картины, иллюстрации, кисти, палитра…. Рисовать. Забыли положить Художнику В городе… да да Дети повторяют слово соотечественник. Смотрят картины (слайды) Людей, детей, семью… Дети берут подзорную трубу. С козленком… У него уесть рожки, копыта, он покрыт шерстью… рисуют зайца |
Приезд в г. Бийск, поездки по Горному Алтаю, знакомство с природой и коренным населением поразили художника своей красотой и самобытностью: "человек и природа", замкнутый мир переходящего и зависящего друг от друга, интересный народ со своими традициями, нравами, верованиями. Это и стало основой творчества Ю.Е. Бралгина.
Художник динамичен, повествователен, он переживает вместе с создаваемым образом. Он не пассивен ни в самом поиске, ни в его выражении. Продолжая познавать мир посредством своих произведений, он ищет духовную нить, связывающую все живое через загадочный мир алтайского народа, старается понять и осознать мироздание и роль человека в нем.
Ю.Е. Бралгин - это художник, выбравший свою тему, свой выразительный пластический язык и не изменяющий им на протяжении многих лет. Это художник жанровой картины, а жанровая картина, требует особого отношения, особого таланта - таланта композиционной выразительности. Пропуская через себя увиденное, он трансформирует образы на полотно картины. Именно это дает неподдельную живость,наивность, лиричность и в то же время монументальность его образов. Можно с уверенностью сказать, что художник нашел себя в творчестве, свою неповторимую тему, свою пластику, свое мироощущение.
Юрий Егорович является постоянным участником городских, краевых, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Его работы находятся в музеях Бийска, Барнаула, Г.-Алтайска, Кемерова, Новосибирска, Искитима, Томска, а также в частных коллекциях и за рубежом: в Англии, Южной Корее, Испании, Америке, Германии, Финляндии, Японии:.
Юрий Егорович Бралгин родился 25 июня 1939 г. на Алтае. С 1962 г. по 1967 г. будущий художник учился в Дальневосточном Институте Искусств, на отделении живописи, с 1975 г. он становится членом Союза Художников России, с 1994 г. Юрию Бралгину присвоено звание Заслуженного художника России. Он постоянный участник городских, краевых, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.
Сейчас Юрий Егорович живет и работает в Бийске. Основная тема в его творчестве - Горный Алтай, а точнее жизнь и быт коренных алтайцев, их традиции и обряды. Его герои - простые пастухи и чабаны.
Художнику удалось изобразить полное согласие между человеком и природой ("Рождение Катуни"), между человеком и животным ("Друзья"), между мужчиной и женщиной ("Первая ягода"). Образы Юрия Егоровича поэтичны и полны романтики, краски нежные, теплые: светло-зеленый, нежно-голубой, молочно-белый и тепло-коричневый.
По мнению писателя Александра Родионова, Юрий Бралгин "пишет об Алтае лучше самих алтайцев". Не даром художник находится в постоянном поиске, ищет новые решения поставленных задач. Поэтому в экспозиции выставки представлены не только картины, написанные маслом или гуашью, но и вытканные ("Весна"), а также вырезанные из камня и на камне.
Юрий Егорович Бралгин родился 26 июня 1939 г. в с. Мормыши Романовского района Алтайского края. После службы в армии, поступил в Иркутское художественное училище, затем в Дальневосточный институт искусств в г. Владивостоке, после окончания которого возвратился на Алтай. С 1966 г. он живет и работает в Бийске.
Экзотика Горного Алтая захватила молодого автора. Он постоянно выезжает на чабанские стоянки, много рисует, наблюдает. Проявляет себя как автор, работающий в разных жанрах. Его интересует событийность – повседневный труд, национальные обряды и обычаи. Так возникают жанровые работы, многоречивые и повествовательные, не лишенные легкого юмора и доброго авторского отношения. Художник работает как в живописных, так и в графических техниках. От работы к работе разворачивается картина жизни современного художнику Горного Алтая: «Обед чабанов» (1978), «Выездной медпункт» (1987), «Заготовка сена» (1987) и др. Постепенно жанровые работы превращаются в работы-размышления, в них усиливается элемент лиризма и появляется философский подтекст. Теперь художник смотрит на своих героев не «со стороны», он проникается их чувствами, их заботами и постигает их характер и масштаб мироотношения. В концепцию образа человека вплетается неотъемлемым звеном и организующим началом природа. Так возникают работы «Песня» (1987), «Лирическое настроение» (1987), «Спящий пастушок» (1999) и др.
Бралгин Б. Праздники. 2007 г.В самом начале творческого пути наблюдается стремление художника уйти от копирования натуры и найти свой собственный индивидуальный стиль выражения. Художник смело компонует пространство, виртуозно владея линией. Ярким примером этому может служить одна из ранних работ – «Мое детство» (1975). Стремление к стилизациям, неустанный поиск формы – это творческий почерк Ю. Е. Бралгина. Характер его быстрых зарисовок отражается в его узнаваемом стиле. Работы мастера поражают живостью языка, завораживают красотой линий, цельностью композиции и стилевым единством.
На современном этапе творчества его композиции приобрели качественно иной характер. Художник тщательно отбирает детали для своих многофигурных или лаконичных работ. В его произведениях усилились лирическое, эпическое и философское начала, кажется, каким-то образом, соединившись. Все прежние темы: «Будущий чабан», «Алтайская семья», «Алтайская стоянка», «В юрте», «Молодые», «Алтайская красавица» звучат по-новому, именно благодаря выверенной стилистике работ и виртуозному чутью в использовании разных техник для воплощения образов. Так в «хоровых» композициях усиливается эпическое начало, больше проявляется многоголосие, автор усиливает прием условности, намеренно нарушая масштаб.
Таким образом, уходя от реальных масштабов и форм, художник делает более фактурным свое повествование, плоскостные, предельно заполненные деталями композиции насыщает глубинным содержанием переплетающихся смыслов, где взаимодействуют прошлое и настоящее, эпос и реальность, характерно-национальное и индивидуальное.
Другой найденный тип композиции – композиция-знак. Это проявляется в изображениях двух человеческих фигур – «знак-двое» («Двое», «Молодые», «Молодожены»). Динамика чувства, эмоциональная выразительность передана через доминантную линию, рисунок. Во всем этом не суетность, а суть, человеческая мудрость.
Неустанный поиск выразительных средств привел автора к другому виду искусства – декоративно-Бралгин Ю. На перевале. 2007 г.прикладному. Ю. Е. Бралгин занимается росписью по камню, на овечьих шкурах, бересте и др. Данный поиск обогатил художника видением новых возможностей живописных и графических техник. Так, в живописных пейзажах, выполненных с применением приема монотипии, появилось ощущение фактуры древесной коры, нового живописного объема, живописной иллюзорности. Обогатилась живописная палитра. Многозначность и глубина пейзажного образа возникла в результате применения эффекта случайности при нанесении цветовых пятен. В одной композиции соседствуют условные и абстрактные детали. Композиции красивы в цвете и в техническом исполнении («Царица Алтая», «Зимний сюжет», «Зима», «На перевале»).
Пожалуй, главная тема творчества Ю. Е. Бралгина – тема «Человек и мир». Как человек отражается в окружающем, и как мир, как в зеркале отражается в человеке. Такое понимание мира и человека отражено в композициях разных лет, где человек наедине с природой – «Рыбак», «Чабан», «Спящий пастушок», «Ваня Чоконов», «Лирическое настроение».
Живописец и график Ю. Е. Бралгин внес значительный вклад в развитие алтайского искусства, продемонстрировав профессиональный и творческий уровень своих работ на многочисленных выставках самого высокого ранга. Художник принимает участие в зональных, региональных, всероссийских выставках с 1973 г. С 1968 г. его работы экспонируются на краевых выставках. Персональные выставки Ю. Е. Бралгина проходили в Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске, Рубцовске, Томске, Новосибирске, Новокузнецке.
Бралгин Ю. ШаманВ 1975 г. Ю. Е. Бралгин был принят в Союз художников России.
В 1995 г. Ю. Е. Бралгин стал лауреатом премии Демидовского фонда Алтайского края, в 2004 г. – лауреатом премии Алтайского края в области изобразительного искусства.
Произведения этого мастера хранятся в Музее искусства народов Востока (Москва); в Новосибирской картинной галерее; в Республиканском краеведческом музее им. А. В. Анохина (Горно-Алтайск); Государственном художественном музее Алтайского края, в галерее «Кармин» С. Г. Хачатуряна (Барнаул)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с творчеством троицкого художника В.С.Градусова
Целевая прогулка-знакомство с троицким художником Градусовым В.С.,его картинами....
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками предшкольного возраста с использованием интерактивной доски. Знакомство с творчеством художника - иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова.
Во время образовательной деятельности дети знакомятся с краткой автобиографией Ю.А.Васнецова. Дети знакомятся с иллюстрациями к знакомым потешкам, выделяют средства выразительности - цвет....
Методическая разработка на тему: Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов
Конспекты занятий и анализ своей работы....
Презентация "Знакомство с творчеством русского художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова"
Презентация по речевому развитию...
Презентация "Знакомство с творчеством русского художника В.М.Васнецова"
Подборка картин художника по русским народным сказкам...
Занятие.: «Знакомство с творчеством Назаровского художника Дмитрием Акимовичем Овинниковым». Музейный урок. Галерея картин Д.А. Овинникова. Галерея этюдов Д.А. Овинникова
Русская земля богата интересными людьми. Людьми, жизнь которых превращалась в историю. Нам захотелось навсегда оставить память о человеке, который стал частью истории становления художественной ...