Конспект занятия в подготовительной группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Комакова Ирина Анатольевна

·        Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц.

·        Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, отметить их особенности

·        Выделить существенные различия птиц

·        Продолжать учить четко и полным предложением отвечать на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познанию в подготовительной группе: «Перелетные птицы»

Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц.
  • Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, отметить их

особенности

  • Выделить существенные различия птиц
  • Продолжать учить четко и полным предложением отвечать на вопросы.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, интерес к жизни пернатых.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное

отношение к ним

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры,

отгадывание загадок

Материалы: иллюстрации с изображением птиц, мяч.

Ход занятия:

В:Ребята,отгадайте загадку:

 Дождик с самого утра,

 Птицам в дальний путь пора,

 Громко ветер завывает-

 Это все когда бывает?

Д: Осенью!

В:Ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Д:Листья на деревьях меняют окраску и опадают -это явление называется

листопадом, идут моросящие дожди, осень - пора созревания плодов и сбора урожая, Звери        

осенью готовятся к зиме: делают запасы(белки, бурундуки), ищут место

для зимней спячки (медведи, ежи), линяют – «меняют шубы» (зайцы, волки,

лисы), дни становятся короче, а ночи длиннее, ну и конечно же  

птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.)собираются в стаи и

улетают на юг.

Ребята, как выглядит птица? Назовите сходства птиц.

Д: у птиц есть голова, тело покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, хвост, птенцы

появляются из яйца ,все птицы летают, исключение страус, пингвин.

Ребята, как вы думаете, почему птицы могут летать?

Д:(у них широкие крылья, хвост, легкие перья, они едят понемногу, но часто)

В: А зачем птицам нужно летать?

Д: Находить корм, спасаться от врагов, строить гнезда, улетать в теплые края.

В: Всегда  ли птицы находятся в полете? Они его прерывают?

Д: Да, чтобы попить воды, выкормить птенцов

В: Значит, птицы приспособлены к наземно - воздушному образу жизни

Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без топорёнка построена избенка.

Д:Гнездо.

В: Конечно! А из чего птицы вьют гнезда?

Д: Из материала, который можно легко найти: ветки, веточки, соломинки,

травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, землю.

В: Да,правильно! Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают

птенцов. Есть в лесу важное правило: не разорять птичьи гнезда!

Если притронуться к яйцу, то птица, почуя запах человека, уже не станет

высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, и не появятся на свет.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

Д:перелетные и зимующие!

В:Правильно! Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными?

Д:Перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на

вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

В:Конечно! Всем хорошо известны такие перелетные птицы, как ласточки,

стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы. Почему эти птицы улетают от

нас осенью? (Выслушать ответы детей)

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти

птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевыкопанной

земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету,

кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и

кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма,

поэтому и вынуждены улететь в теплые края. Значит что страшнее птицам зимой

– холод или голод? Конечно же -  голод. Ведь оседлые птички, которые живут у

нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и

насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят

полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются

семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на

помощь людей.

С исчезновение перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.

Закрепить это понятие 3-4 ответами.

Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И, вдруг, вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.

Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.

Вопросы воспитателя:

1. Почему их назвали снегирями?

(Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег).

2. Чем питаются?

(Семенами ясеня, клена, рябины).

Показать иллюстрацию клестов и предложить назвать этих птиц.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о клестах? Клест размером с воробья. У него необычный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест – кочующая птица. Она прилетает к нам на зиму.

Воспитатель: Ребята, есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики. Также клесты выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнезда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри- перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапкой, чтобы в него не попадал снег.

В: Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Выходите на ковер (Физкультминутка)

Я гостей вам представляю,

Вот аист идет длинноногий и важный.

Вот гусь в красных сапожках шагает важно,

А вот утка маленькими шажками идет

И утят с собой ведет.

Ласточки с лапки на лапку переваливаются.

Вдруг откуда ни возьмись ястреб налетает-

Птиц всех разгоняет.

Ребята, а вы знаете каким образом птицы летят? А как же они возвращаются в родные места? Откуда они знают путь?

Они могут лететь стаей, вереницей, поодиночке, клином в виде треугольника. Некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – нагуливают жирок, ведь в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся 2 слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчел. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы. (показ иллюстраций).

Скворец (показ иллюстраций)может подражать пению многих птиц, лаю собак, кваканью лягушек. А если он живет в неволе, то подражает человеку – говорит отдельные слова и фразы.Селится скворец под крышами домов, в дуплах. Питается мошками.

А какая птица поет лучше всех?

Д:Соловей

В: На всем свете нет певчей птицы, которая бы пела лучше соловья. Все его перышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый цвет. Большие темные глаза придают особую прелесть соловью. Гнезда вьют около земли, в кустах смородины, крыжовника.

Знаете ли вы, какие птицы вьют гнезда под крышами и навесами?

Д: Это ласточки!

В: Да, конечно. Они строят свои гнезда из комочков глины, склеивая их очень липкой смолой. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, петь. В пасмурную погоду она летает низко над землей, потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду – высоко. У ласточки белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому её называют острокрылой.

В:Ребята, какие птицы прилетают самые первые весной?

Д:Грачи!

В:Правильно!Грачи строят гнезда рядом друг с другом. Их там собирается очень много. Поэтому место, где много грачиных гнезд называют - Грачовник. А грачи кричат: Граааа, грааа. Отсюда и происходит их название. Они прилетают самые первые зимой и ходят по вскопанной земле и собирают червей.

В: Ребята, какую пользу приносят людям птицы?

Д: Они уничтожают много разных насекомых.

В: Правильно! Но только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых шерстью. Ребята, строит ли кукушка себе гнезда? Нет, она не строит гнезда и подкидывает свои яйца в чужие гнезда. А вылупившейся птенец кукушки, выбрасывает из гнезда оставшиеся яйца и птенчиков. Приемные родители ничего не замечают и кормят очень прожорливого птенца.

Жаворонок птица размером немного крупнее воробья. Окраска под цвет пожухлой травы. Брюшко светлое. На голове короткий округлый хохолок. Над темными глазами - светлая бровь.

Когда замерзают водоемы (реки и озера), направляются к югу водоплавающие птицы- гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие прячутся 2 слова: плавать в воде.

Игра «Кто лишний»

- Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Д: Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы-домашние.

В: Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

Д: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы прелётные.

В: Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Д: Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы-взрослые, большие.

В: Ворона, синица, воробей, соловей.

Д: Соловей - перелетная птица

А теперь мы с вами поиграем в игру:»Угадай и назови», Я как раз проверю как вы внимательно меня слушали.

- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя)

-  Какие птицы подражают пению других? (Скворцы)

- У какой птицы красный длинный клюв (У аиста)

- Какие птицы лучше всех поют? (скворцы)

- Какие птицы не вьют себе гнезда? (Кукушка)

- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач)

- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки)

Молодцы, ребята! Вы сегодня все хорошо занимались. Давайте напоследок поиграем в игру. Я вам бросаю мяч, а вы мне его возвращаете обратно, при этом называя перелетную птицу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...

"Птицы - наши друзья" - конспект занятия в подготовительной группе

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме «Перелётные птицы»

Уточнение и закрепление знаний детей о перелетных птицах,закрепление образования существительных с суффиксами –ат,  –ят, умения делать звукослоговой анализ слов без наглядной основы, подбирать сх...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края"

 Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края"  Цель: Расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края. Познакомить с особ...