«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми»
статья по окружающему миру на тему
В материале отражены задачи познавательно -, исследовательской деятельности для младшего и старшего дошкольного возраста, какие бывают эксперименты по форме и по характеру, формы и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми» | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми»
Цель: Освоение педагогами организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и ее последующее активное применение в практической деятельности.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.
Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. (Н.Н. Подьяков)
*Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
*Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
ФГОС Интегративное качество «Любознательный, активный»
- …интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
Младший дошкольный возраст:
- способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты)
Старший дошкольный возраст:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Экспериментальная деятельность для развития личности ребенка дает:
- Сформированность интереса к элементарному экспериментированию;
- Умение видеть и выделять проблему;
- Целеустремленность , целенаправленность, целеполагание;
- Умение планировать деятельность;
- Обращение с элементарными приборами;
- Умение анализировать и делать выводы , умозаключения;
- Повышение познавательной активности, любознательность;
- Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение);
- Инициативность, самостоятельность, саморегуляция деятельности;
- Осознанность деятельности;
- Воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца);
- Развитие речи (связность, логичность, доказательность, грамматическая правильность речи)
Обучение в рамках исследовательского подхода происходит по средством:
- опоры на непосредственный опыт ребенка;
- расширения опыта в ходе поисково-исследовательской деятельности;
- активного освоения мира;
- самостоятельного добывания детьми знаний и выбора ими способов действия;
- создания проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения:
1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.
2. Выдвигать гипотезы, строить предположения
3.Задавать вопросы.
4.Оперировать понятиями: «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
5.Классифицировать.
6.Наблюдать.
7. Делать выводы и умозаключения.
Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:
1. Стимулирует интерес
2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка
3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата
4. Помогает в составлении алгоритма, правил, ограничений
5.Использует приемы РТВ
Эксперименты бывают
По форме организации:
1. индивидуальные или групповые,
2. однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По характеру мыслительных операций:
Констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление)
Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
Обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Принципы построения опытно-экспериментальной деятельности
в работе с детьми:
- Принцип научности;
- Принцип целостности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
- Принцип доступности;
- Принцип активного обучения;
- Принцип креативности;
- Принцип результативности.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это: 1. Специально – организованное обучение в форме занятий; 2. Совместная деятельность взрослого с детьми; 3. Свободная самостоятельная деятельность. Формы работы: Занятия, плановые эксперименты, дидактические игры, беседы, наблюдение и труд, работа в лаборатории. Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в «Уголке природы». Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте. Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка, ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину. В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру: - осознание того, что хочешь узнать; - формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов; - выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов; - фиксирование результатов, анализ полученных данных; - словесный отчет об увиденном и формулирование выводов. Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно – экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы. В блоке организованного обучения проводятся занятия обобщающего характера (итоговое занятие проводится 1 раз в месяц). Цель: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно – экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества. В блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в «лаборатории» и в «уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности. Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы (условно их можно разделить на четыре группы) 1. Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются: причинно – следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование. 2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата. 3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, 4. Проблемно – поисковый метод, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний). Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию. |
Последовательность детского экспериментирования (по Н.Н. Поддъякову) 1. Постановка проблемы;
2. Поиск путей решения проблемы;
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Проведение наблюдения;
4. Обсуждение увиденных результатов;
5. Формулировка выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...
Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...
Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.
Ведущими задачами являются: - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; ...
семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...