Конспект НОД "Правовое воспитание ребёнка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кириллова Марина Владимировна

Ознакомление детей подготовительной группы с "Конвенцией о правах ребёнка", с правами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pravovoe_vospitatnie.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по правовому воспитанию

для детей подготовительной группы на тему:
«Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.

Задачи:

- дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;

- дать детям первоначальные понятия о возникновении семьи;

- обогатить словарь детей словами "конвенция", "право";

- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;

- научить понимать ценность своей личности.

Оборудование и материалы: слова "конвенция", "право", книга-макет Конвенции о правах ребёнка, портфель, конверты с заданиями, плакат «Мои родители», фотографии с отдыха, детский телефон, градусник и таблетка для Незнайки, мяч.

Раздаточный материал: домики, наборы персонажей для составления портретов семьи, воздушные шары на каждого ребенка.

Герои: Незнайка, врач

Предварительная работа: составление рассказов детей "Как я отдыхал", оформление плаката «Мои родители».

 

Воспитатель собирает всех детей около карты России.

– Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

– Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне). Наше государство очень большое, посмотрите на карту, и богатое, а богато оно своими людьми. Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Какие правила вы знаете? (Правила поведения за столом, в транспорте, правила дорожного движения). Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны уметь оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила-законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того чтоб человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги – сборники документов. Слово “документ”, означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно или нет, по закону или нет. Давайте повторим, как называется книга – сборник? (Документ).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и показывает им книгу “Декларация прав человека”.

– Первый документ, о котором я вам расскажу, - “Декларация прав человека”. Слово “декларация” означает заявление. Давайте повторим, как называется документ? (Декларация). Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны.

В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование;

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.

Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка. Давайте повторим, как называется документ? (Конвенция).

Воспитатель показывает “Конвенцию о правах ребенка”.

Конвенция – договор, то есть несколько стран договорились защищать права детей и решили:

– каждый ребенок имеет право на имя и гражданство,
– дети имеют право жить с родителями,
– имеют права на здоровье,
– право на обучение,
– право на отдых,
– право не подвергать жестокому и небрежному обращению и другие права.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены права. Дети рассматривают картинки, а воспитатель дает по ним пояснения.

Конвенция, ребята, это документ, в котором написаны все ваши права. А что же такое право? (Вывешивает на доску слово «право».)

Ответы детей

Воспитатель:

Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.

Давайте с вами отправимся в необычное путешествие по страницам книги, которая называется "Конвенция".

Ребёнок открывает Конвенцию на первой странице и читает:

Право на жизнь.

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Дети, а кто подарил вам жизнь?

Дети:

Родители (уточнить: мама и папа).

Воспитатель:

Да, родители подарили вам жизнь. Слова "мама" и "папа" – особые слова! Это первые слова, которые произносит ребёнок. Обратите внимание на картинку.

Воспитатель показывает детям картинку "Родители и ребёнок» из книги:

Сегодня в честь ваших родителей мы устроили фотовыставку. Перед вами плакат с фотографиями ваших мам и пап. Давайте вместе рассмотрим их. Чья это мама? Чей это папа? Как их зовут? За что ты любишь своих родителей?

Дети поочерёдно отвечают на вопросы воспитателя.

Ребёнок перелистывает страницу Конвенции и читает:

Право на имя и фамилию.

Воспитатель:

Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас. Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш веселый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч называет свое имя и фамилию и передает мяч следующему. (Игра с мячом)

Воспитатель:

Ребята! Вы уже взрослые и умеете читать. Я приготовила вам сюрприз. Смотрите, сколько у меня шариков. Это шарики не простые – на них написаны ваши имена и фамилии. Пусть каждый из вас найдёт шарик со своими именем и фамилией.

Дети находят шарики и читают на них свои имена и фамилии.

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции. На ней – картинка "Семья". Читает:

Право на семью, на любовь и заботу родителей.

Воспитатель:

У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт ваша семья. Там вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра, огонь в котором поддерживался общими усилиями. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом картинок).

Если с вами случилась беда, вы должны рассказать об этом своим родителям, и они обязательно вам помогут.

Воспитатель раздаёт детям макеты домиков.

Воспитатель:

Ребята! Я предлагаю вам вселить в домик вашу семью.

После того, как дети выполнят задание, воспитатель спрашивает:

Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья? Чем увлекается ваша семья?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьёй, любить и уважать своих родителей и других членов семьи.

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции с картинкой "Врач и ребёнок".

Воспитатель:

Ребята, кто догадается, о каком праве идёт речь на этой картинке?

Ответы детей

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на медицинский уход. Ребята, а если вы заболеете, кто вам поможет?

Дети:

Врач!

Входит Незнайка:

Что случилось? Что со мной?

Как болит животик мой!

Что такое? Не пойму!

Я, наверное, сейчас умру!..

Воспитатель:

Ребята, как мы можем помочь Незнайке?

Дети:

Надо вызвать скорую помощь!

Воспитатель:

А как это сделать?

Дети:

Позвонить по телефону.

Воспитатель:

А по какому номеру телефона?

Дети:

03!

Воспитатель:

 А что при этом нужно сказать?

Дети:

 Адрес и фамилию.

Воспитатель предлагает одному из детей позвонить по телефону и вызвать скорую помощь.

Кто знает адрес нашего детского сада?

Ребёнок (берёт трубку игрушечного телефона):

Алло! Скорая помощь? Незнайка заболел. Приезжайте в Детский сад! Улица Рыбинская, дом 17.

Входит Врач.

Скорую вызывали? Где больной?

Дети показывают на Незнайку.

Врач подходит к Незнайке, ставит ему градусник и дает таблетку. Незнайка выздоравливает.

Врач:

Ребята, если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.

Физкультминутка (Элементы ритмической мозаики).

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции, с картинкой "Школа", читает:

Право на образование.

Воспитатель:

А как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

Ответы детей

Воспитатель:

Скоро вы пойдёте в школу, а после окончания школы будете учиться будущей профессии. Трудно представить себе жизнь без умения читать и писать. Сейчас я проверю, чему вы научились в детском саду.

Воспитатель делит детей на две команды по 5 человек, достаёт из портфеля два конверта и даёт их обеим командам. Дети достают из конвертов слова и выстраиваются в таком порядке, чтобы из слов получилось предложение.

Воспитатель берёт ещё один конверт, достаёт из него весёлые задачки по математике в стихах и предлагает детям решить их. Дети хором отвечают.

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте дети сами!

Мы – большущая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть, и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша,

И Наташа тоже наша.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

Все ли здесь цыплята, детки?

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего? Скажи!

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы многому научились в детском саду и хорошо подготовились к тому, чтобы в сентябре стать первоклассниками.

Ребёнок открывает последнюю страницу Конвенции с картинкой "Отдых", читает:

Право на отдых и досуг.

Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы.

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыхать, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.

Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне.

Расскажите, как вы обычно отдыхаете. Куда ездите летом или зимой? Давайте рассмотрим ваши фотографии с отдыха и выслушаем ваши рассказы.

Дети (двое-трое) рассказывают о своём отдыхе.

Воспитатель:

Человек не может жить без отдыха. Вам отдых необходим для здорового развития, чтобы снять усталость и набраться свежих сил.

Воспитатель закрывает книгу "Конвенция о правах ребёнка":

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по книге.

Итог занятия:

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "Конвенция"):

Давайте вспомним название этой книги.

Ответ детей

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "право"):

О чём нам рассказала эта книга?

Ответ детей

Воспитатель:

О каких правах вы сегодня узнали?

Ответы детей:

Право на жизнь, на имя и фамилию, на семью, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и досуг.

Воспитатель:

Эту книгу я вам дарю! Вы можете её рассматривать, чтобы всегда помнить и знать свои права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект консультации для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка"

Конспект консультации для родителей " Роль семьи в воспитании ребёнка" Выполнила: Воспитатель старшей группы Дикарёва М.Н....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотическое воспитание ребёнка, как основа формирования будущего гражданина."

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искрен...

Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»Форма проведения: за круглым столом.Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспита...

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Роль книги в воспитании ребёнка»

Цель: Приобщение родителей к созданию в семье традиций совместного чтения и обсуждения книг.Задачи:-Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу приобщения детей к книге.-Содействовать ...