Конспект НОД "Правовое воспитание ребёнка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Ознакомление детей подготовительной группы с "Конвенцией о правах ребёнка", с правами детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pravovoe_vospitatnie.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по правовому воспитанию
для детей подготовительной группы на тему:
«Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»
Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.
Задачи:
- дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;
- дать детям первоначальные понятия о возникновении семьи;
- обогатить словарь детей словами "конвенция", "право";
- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;
- научить понимать ценность своей личности.
Оборудование и материалы: слова "конвенция", "право", книга-макет Конвенции о правах ребёнка, портфель, конверты с заданиями, плакат «Мои родители», фотографии с отдыха, детский телефон, градусник и таблетка для Незнайки, мяч.
Раздаточный материал: домики, наборы персонажей для составления портретов семьи, воздушные шары на каждого ребенка.
Герои: Незнайка, врач
Предварительная работа: составление рассказов детей "Как я отдыхал", оформление плаката «Мои родители».
Воспитатель собирает всех детей около карты России.
– Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
– Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне). Наше государство очень большое, посмотрите на карту, и богатое, а богато оно своими людьми. Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Какие правила вы знаете? (Правила поведения за столом, в транспорте, правила дорожного движения). Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны уметь оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила-законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того чтоб человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги – сборники документов. Слово “документ”, означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно или нет, по закону или нет. Давайте повторим, как называется книга – сборник? (Документ).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и показывает им книгу “Декларация прав человека”.
– Первый документ, о котором я вам расскажу, - “Декларация прав человека”. Слово “декларация” означает заявление. Давайте повторим, как называется документ? (Декларация). Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны.
В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование;
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.
Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка. Давайте повторим, как называется документ? (Конвенция).
Воспитатель показывает “Конвенцию о правах ребенка”.
Конвенция – договор, то есть несколько стран договорились защищать права детей и решили:
– каждый ребенок имеет право на имя и гражданство,
– дети имеют право жить с родителями,
– имеют права на здоровье,
– право на обучение,
– право на отдых,
– право не подвергать жестокому и небрежному обращению и другие права.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены права. Дети рассматривают картинки, а воспитатель дает по ним пояснения.
Конвенция, ребята, это документ, в котором написаны все ваши права. А что же такое право? (Вывешивает на доску слово «право».)
Ответы детей
Воспитатель:
Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.
Давайте с вами отправимся в необычное путешествие по страницам книги, которая называется "Конвенция".
Ребёнок открывает Конвенцию на первой странице и читает:
Право на жизнь.
Воспитатель:
Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Дети, а кто подарил вам жизнь?
Дети:
Родители (уточнить: мама и папа).
Воспитатель:
Да, родители подарили вам жизнь. Слова "мама" и "папа" – особые слова! Это первые слова, которые произносит ребёнок. Обратите внимание на картинку.
Воспитатель показывает детям картинку "Родители и ребёнок» из книги:
Сегодня в честь ваших родителей мы устроили фотовыставку. Перед вами плакат с фотографиями ваших мам и пап. Давайте вместе рассмотрим их. Чья это мама? Чей это папа? Как их зовут? За что ты любишь своих родителей?
Дети поочерёдно отвечают на вопросы воспитателя.
Ребёнок перелистывает страницу Конвенции и читает:
Право на имя и фамилию.
Воспитатель:
Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас. Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш веселый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч называет свое имя и фамилию и передает мяч следующему. (Игра с мячом)
Воспитатель:
Ребята! Вы уже взрослые и умеете читать. Я приготовила вам сюрприз. Смотрите, сколько у меня шариков. Это шарики не простые – на них написаны ваши имена и фамилии. Пусть каждый из вас найдёт шарик со своими именем и фамилией.
Дети находят шарики и читают на них свои имена и фамилии.
Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции. На ней – картинка "Семья". Читает:
Право на семью, на любовь и заботу родителей.
Воспитатель:
У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт ваша семья. Там вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра, огонь в котором поддерживался общими усилиями. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом картинок).
Если с вами случилась беда, вы должны рассказать об этом своим родителям, и они обязательно вам помогут.
Воспитатель раздаёт детям макеты домиков.
Воспитатель:
Ребята! Я предлагаю вам вселить в домик вашу семью.
После того, как дети выполнят задание, воспитатель спрашивает:
Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья? Чем увлекается ваша семья?
Ответы детей
Воспитатель:
Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьёй, любить и уважать своих родителей и других членов семьи.
Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции с картинкой "Врач и ребёнок".
Воспитатель:
Ребята, кто догадается, о каком праве идёт речь на этой картинке?
Ответы детей
Воспитатель:
Каждый ребёнок имеет право на медицинский уход. Ребята, а если вы заболеете, кто вам поможет?
Дети:
Врач!
Входит Незнайка:
Что случилось? Что со мной?
Как болит животик мой!
Что такое? Не пойму!
Я, наверное, сейчас умру!..
Воспитатель:
Ребята, как мы можем помочь Незнайке?
Дети:
Надо вызвать скорую помощь!
Воспитатель:
А как это сделать?
Дети:
Позвонить по телефону.
Воспитатель:
А по какому номеру телефона?
Дети:
03!
Воспитатель:
А что при этом нужно сказать?
Дети:
Адрес и фамилию.
Воспитатель предлагает одному из детей позвонить по телефону и вызвать скорую помощь.
Кто знает адрес нашего детского сада?
Ребёнок (берёт трубку игрушечного телефона):
Алло! Скорая помощь? Незнайка заболел. Приезжайте в Детский сад! Улица Рыбинская, дом 17.
Входит Врач.
Скорую вызывали? Где больной?
Дети показывают на Незнайку.
Врач подходит к Незнайке, ставит ему градусник и дает таблетку. Незнайка выздоравливает.
Врач:
Ребята, если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.
Физкультминутка (Элементы ритмической мозаики).
Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции, с картинкой "Школа", читает:
Право на образование.
Воспитатель:
А как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Ответы детей
Воспитатель:
Скоро вы пойдёте в школу, а после окончания школы будете учиться будущей профессии. Трудно представить себе жизнь без умения читать и писать. Сейчас я проверю, чему вы научились в детском саду.
Воспитатель делит детей на две команды по 5 человек, достаёт из портфеля два конверта и даёт их обеим командам. Дети достают из конвертов слова и выстраиваются в таком порядке, чтобы из слов получилось предложение.
Воспитатель берёт ещё один конверт, достаёт из него весёлые задачки по математике в стихах и предлагает детям решить их. Дети хором отвечают.
Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте дети сами!
Мы – большущая семья,
Самый младший – это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть, и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша,
И Наташа тоже наша.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей?
Все ли здесь цыплята, детки?
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядке, три во ржи.
Сколько их всего? Скажи!
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы многому научились в детском саду и хорошо подготовились к тому, чтобы в сентябре стать первоклассниками.
Ребёнок открывает последнюю страницу Конвенции с картинкой "Отдых", читает:
Право на отдых и досуг.
Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы.
Воспитатель:
Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыхать, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.
Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне.
Расскажите, как вы обычно отдыхаете. Куда ездите летом или зимой? Давайте рассмотрим ваши фотографии с отдыха и выслушаем ваши рассказы.
Дети (двое-трое) рассказывают о своём отдыхе.
Воспитатель:
Человек не может жить без отдыха. Вам отдых необходим для здорового развития, чтобы снять усталость и набраться свежих сил.
Воспитатель закрывает книгу "Конвенция о правах ребёнка":
Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по книге.
Итог занятия:
Воспитатель (обращая внимание детей на слово "Конвенция"):
Давайте вспомним название этой книги.
Ответ детей
Воспитатель (обращая внимание детей на слово "право"):
О чём нам рассказала эта книга?
Ответ детей
Воспитатель:
О каких правах вы сегодня узнали?
Ответы детей:
Право на жизнь, на имя и фамилию, на семью, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и досуг.
Воспитатель:
Эту книгу я вам дарю! Вы можете её рассматривать, чтобы всегда помнить и знать свои права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект выступления "Роль семьи в правовом воспитании ребёнка" на общем родительском собрании
Конспект родительского собрания о защите прав детей...
Конспект консультации для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка"
Конспект консультации для родителей " Роль семьи в воспитании ребёнка" Выполнила: Воспитатель старшей группы Дикарёва М.Н....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотическое воспитание ребёнка, как основа формирования будущего гражданина."
Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искрен...
Проект "Правовое воспитание" для дошкольников и конспект занятия "Я - ребёнок, имею право".
Ознакомление дошкольников с правами и обязаностями....
Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»Форма проведения: за круглым столом.Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспита...
Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя
Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...
Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Роль книги в воспитании ребёнка»
Цель: Приобщение родителей к созданию в семье традиций совместного чтения и обсуждения книг.Задачи:-Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу приобщения детей к книге.-Содействовать ...