"Что такое красота?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
На занятии подвести детей к пониманию Красоты как эстетической категории, и ее проявлений в природе и произведениях искусства, к пониманию положительного влияния Красоты на ум и сердце человека, доброты как Красоты души. К пониманию того, что поэты, композиторы, художники дарят красоту всем, кто хочет прикоснуться к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_-_1_zanyatie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?»
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: подвести детей к пониманию Красоты как эстетической категории, и ее проявлений в природе и произведениях искусства, к пониманию положительного влияния Красоты на ум и сердце человека, доброты как Красоты души. К пониманию того, что поэты, композиторы, художники дарят красоту всем, кто хочет прикоснуться к ней.
Материал и оборудование. Альбомы с репродукциями картин И.Шишкина и Б.Кустодиева; томики стихов С.Есенина; запись «Лунной сонаты» Л.Бетховена или любого другого муз.произведения, известного детям и любимого ими; предметы русского народного искусства, живая роза; картинка с изображением розы; предметы одежды (кружевная шаль или шарф) и быта (салфетка, скатерть и т.д.)
Н О Д:
Дети сидят полукругом, все атрибуты лежат перед воспитателем.
Воспитатель: Сегодня я хочу поговорить с вами об очень важном для меня, да и для каждого человека. Посмотрите и назовите то, что лежит на столе. (Дети перечисляют). Правильно, но знаете ли вы о том, что в каждом из этих предметов скрыта тайна? Давайте еще раз посмотрим на них. Вот матрешка. Вы с ней уже знакомы?
Дети. Нам на занятии показывали. У меня дома есть такая! У нее внутри еще матрешки…
Воспитатель. Матрешка красивая? (Ответы детей). А вот эта шаль красивая?
Дети. Да! Красивая! Какие цветы на ней!
Воспитатель. Посмотрите еще на одно чудо. Роза – королева цветов. Какие нежные лепестки, как светлые оттенки переходят в более темные… Приглядитесь, роза как будто вся переливается и сияет. Правда, она красивая? (Ответы детей). Может быть, такая же дивная роза побудила художника к созданию столь же дивной картины. (Рассматривают репродукцию). А теперь обратим наше внимание на книги. Вот в этом альбоме тоже заключены чудеса – картины прекрасных русских художников. Дети рассматривают «Рожь» И.Шишкина и «Морозный день» или «Масленицу» Б.Кустодиева. Посмотрите, какие краски нашел художник, чтобы передать искрящийся холодок пушенных инеем веток. Это же чудо. Рано утром выглянул художник в окно и увидел эту сказочную красоту. Подует ветер, иней осыплется, потом наступит весна, снег растает, но красота зимнего морозного дня, запечатленная художником, останется навсегда – нам на радость. Одни художники рисуют чудеса кистями и красками, а другие - словом. (Зачитать стихотворение С.Есенина «Береза»). А вот и еще одно чудо. (Включить запись). Звучит музыка, кто-то из нас загрустил, а у кого-то стало на сердце теплее. Кто-то вспомнил маму, кто-то осенний лес. Композитор жил очень давно, а мы слушаем его музыку, и он как будто что-то рассказывает нам, дарит нам красоту. А вы заметили, какие разные перед нами вещи. Вот матрешка, которой можно поиграть. Вот шаль, в которую можно укутаться холодным вечером. Вот альбомы с репродукциями картин, которые можно рассматривать. Вот томики стихов, читая которые мы грустим или радуемся. И музыка, до поры до времени притаилась, трогает нашу душу. Какие разные вещи! А мы говорим про них, что они … (Дети должны закончить фразу: «… красивые». Если они испытывают затруднение, необходимо подвести их к этой мысли.) Да! Они, каждый по- своему красивы. Мы говорим о красоте людей и деревьев, цветов и неба, птиц и животных, музыки и стихов… Во всех них скрыта … (Дети – красота.) А что же это такое – красота?
Дети обычно начинают перечислять детали.
Воспитатель. Давайте уточним. У розы лепестки, в музыке – звуки, у матрешки – роспись. Разные детали, но что-то у них есть общее. Вместе с детьми приходим к выводу, что общее – это то, что все они нравятся человеку, вызывают удивление, восторг, радость (радостно видеть цветок), радостно слушать музыку и т.д.)
Воспитатель. Если я скажу, что красота – это то, что приносит человеку радость, вы со мной согласитесь?
Дети. Да!
Воспитатель. Как много мы сегодня узнали! А сейчас я вам расскажу сказку. (Рассказать сказку «Город Цветов» Т.Лепихина)
После сказки можно задать детям вопрос: «Почему изменились жители города?» (Потому что им подарили красоту, потому что добрый поступок тоже проявление красоты.)
ЗАНЯТИЕ 2. «КРАСОТА В ЧЕЛОВЕКЕ»
Цель: продолжать формировать представление о том, что доброта, честность и смелость есть проявление Красоты души. Учить понимать, что в любой сказке за подчас невероятными событиями и за волшебным кружевом слов скрыта правда.
Х О Д :
Воспитатель. Сегодня я расскажу вам еще одну сказку.
ОРЕШКИ. (Т.Лепихина)
Однажды Колючка и Почемучка нашли два ореха.
- Ой! Посмотри – закричала Почемучка. – Тебе орех и мне орех. Сейчас мы сядем под кустик и съедим каждый свой орех.
- Знаешь, - неторопливо сказал Колючка, - давай съедим вместе.
- Ну, конечно, вместе! Просто ты будешь есть вот этот орех, а я – этот.
- Давай съедим вместе, - повторил Колючка. – Сначала этот, потом тот.
- Ты что? Думаешь, я себе больший взял? Давай поменяемся! На тебе мой, а я возьму твой.
- Давай съедим вместе.
Почемучка уже начал сердиться. Он громко доказывал, что орехи одинаковые, и так расшумелся, что прилетела знакомая ворона Варя.
- Кар-р! Я-то думала, они дерутся, а они два ореха на двоих поделить не могут.
_ Я ему говорю: «Вот тебе орех, а вот мне», - чуть не со слезами заговорил Почемучка, а он: «Давай вместе», да «давай вместе».
- Ну и съешьте вместе, - сказала Варя.
- Вместе? Давай вместе! Слетай к нам, угощайся! – махнул лапкой Почемучка.
- Давай помогу расколоть. – И Варя ударила крепким клювом по ореху.
Крак! – орех разлетелся на две половинки, а там… Там оказалось гнилое ядро…
- Вот, - проворчал чуть слышно Колючка, - а вдруг этот орех попался бы тебе? Мне было бы обидно за тебя.
Почемучка ничего не ответил и только переводил взгляд с целого ореха на расколотый.
- Если бы мне, то ладно, - проговорил он наконец.- А вдруг тебе? Ладно, давайте есть второй.
Крак! – а вот второй орех оказался ароматным сладким большим ядром. Таким большим, что хватило полакомиться и Почемучке, и Колючке, и вороне Варе.
Давайте вместе подумаем вот о чем. Не так уж трудно узнать гнилой орех или нет. Расколол – и увидел. А как узнать, какой человек? Чего в нем больше: хорошего или дурного?
Вместе с детьми воспитатель приходит к выводу: человек узнается по его делам.
Воспитатель. Хотите еще сказку? Рассказывает сказку.
СКАЗКА О ХОЛОДНОМ И ГОРЯЧЕМ СЕРДЦЕ.
Самым счастливым домом в Городе Цветов считался тот, где слышались детские голоса и смех. И самой большой заботой были окружены матери, ведь они продолжательницы жизни. А однажды Город Цветов ликовал вдвойне. У рыбака и его жены в один и тот же день, в один и тот же час родились двое мальчиков. Волосок в волосок, родинка в родинку походили они друг на друга. И когда люди впервые видели их, то даже порой протирали глаза: думали, что в глазах у них двоится. Братья были неразлучны. И если вы замечали, что один из них порвал на коленке штаны, то могли быть уверены, что другой умудрился порвать их точно на этом же месте. А когда они стащили у матушки банку варенья , то даже вымазаться ухитрились одинаково. И только старая ведунья, что жила за Мостиком Маргариток, часто говорила матери:
- У одного из них холодное сердце…
- Да что вы, - отвечала та, - они так похожи, что и сердца их бьются как одно.
И до поры никто не замечал, что братья действительно разные. Если Лино был всегда приветлив и весел, то Тино никогда не улыбался первым; если Лино жалел даже нечаянно кем-то сломанную ветку, Тино неохотно приходил на помощь даже тогда, когда его звали.
Прошли годы, и вот уже на лодке в море выходили трое: отец и его повзрослевшие сыновья. Спокойно ждала жена рыбака мужа и детей – верила, что трое мужчин справятся с любой напастью.
Однажды, когда Тино, Лино и отец были в море, разыгрался невиданный шторм и лодку перевернуло. Отец и братья оказались в воде.
- Сыны мои! - слабеющим шепотом позвал их отец, ведь он был уже стар. Лино бросился на помощь отцу, а Тино еще быстрее поплыл к берегу.
- Тино! – позвал отец, но Тино даже не оглянулся и через секунду скрылся из виду.
С большим трудом продвигались вперед Лино и его отец. Отец даже просил сына бросить его, но Лино лишь отрицательно качал головой. Наконец показался берег. Отец был настолько слаб, что Лино с большим трудом удалось вытащить его на берег. В течение нескольких дней отец приходил в себя; когда он немного окреп, они отправились в глубь острова. Подойдя к первому дому, Лино постучал в окно.
- Ступайте прочь! – рявкнул было хозяин, но, увидев, как измучен рыбак, сжалился. – Входите поскорее, пока вас никто не увидел,- проговорил он и с опаской огляделся.
За скудным ужином хозяин рассказал, что островом правит жестокий сын морского царя. Он запретил спасать кого-либо и пускать на порог незнакомых людей. По всей округе снуют его стражники и бросают в темницу замка каждого, кто скажет хоть одно слово против Правителя. Наутро Лино и его отец хотели идти дальше, но корзинщик, а именно корзинщиком оказался хозяин домика, оставил их у себя.
- У меня верные друзья, никто вас не выдаст. Живите пока, а там подумаем, как быть.
Лино с отцом стали помогать корзинщику, и дело пошло так споро, что вскоре корзинщик расплатился и со старостой, которому был должен за домик, и с лавочником, которому был должен за хлеб. А надо вам сказать, что у корзинщика была дочь, прелестная девушка. Стоит ли говорить, что молодые полюбили друг друга, а старшие уже начали подумывать о свадьбе. Но однажды жена корзинщика прибежала с базара в слезах. Они с дочкой продавали корзины, вдруг налетели стражники Правителя острова, а за ними примчалась и его черная карета. Стражники подхватили дочь корзинщика и увезли ее в замок. Бедная женщина бросилась за ними, но ее не допустили даже до ворот.
Поздно вечером в доме корзинщика стали собираться друзья. Когда пришел портной, работавший в мастерской Правителя, произошло вот что. Взглянув на Лино, портной упал на колени и стал просить прощения за то, что не сразу узнал его.
- Что с тобой? Это же мой гость, рыбак. И отец его – он сидит у очага – тоже рыбак.
Наконец портной успокоился, но все-таки с опаской поглядывал в сторону Лино. Корзинщик рассказал о беде, приключившейся с его дочерью.
- Слышал я, что вскоре в замке праздник, говорят, что будет свадьба. Наш Правитель нашел себе невесту,- сказал садовник. – Мне приказано вырастить самые красивые розы к этому событию.
- А мне приказано сшить новый камзол для Правителя и свадебное платье для невесты,- продолжал портной.
- А я должен сделать два обручальных кольца, - добавил ювелир.
- Что же делать? – воскликнул Лино.- Дайте мне шпагу, я отправлюсь утром в замок и освобожу твою дочь или погибну! Я не могу без нее жить!
- Сделаем по-другому, - хитро подмигнул портной. – Я сошью не один, а два камзола, а там увидим.
Через несколько дней корзинщик получил известие о том, что камзол готов, а садовник предложил проводить Лино в замок тайным ходом. Лино одел богатый, расшитый золотом наряд, закутался в длинный темный плащ и вечером отправился в замок. Когда, пройдя потайными ходами, он очутился в огромном зале, то вдруг остановился, как громом пораженный. Прямо перед ним был его портрет. Но какой злой и неприступный был у него вид на портрете! Какая богатая и причудливая одежда! И тут Лино понял, кто был Правителем острова, и вспомнил грустный взгляд отца, догадавшегося об этом уже тогда, когда испуганный портной опустился перед ним на колени.
В это время открылась огромная дверь, и в зал вошел старый и самый главный придворный.
-Ах, простите, Ваше Высочество, я и не знал, что Вы уже здесь. Ваша невеста готова. – Он хлопнул в ладоши, открылась еще одна дверь, и в зал ввели дочь корзинщика, одетую в белое свадебное платье, расшитое жемчугами и бриллиантами. Но как бледна была она! Казалось еще миг – и она упадет без чувств.
- Что здесь происходит? Раздался резкий голос, и все оглянулись. В дверях стоял Правитель и гневно смотрел на всех собравшихся в зале. Придворные ошеломленно переводили взгляды с одного Правителя на другого. И никто не мог сказать, кто из них настоящий.
- Взять его! – рявкнул Тино, указав на Лино. Но Лино эхом повторил: - Взять его! Стражники остались на местах: за ошибку можно было поплатиться головой.
- Простите, Ваши Величества! Старый придворный поклонился так хитро, чтобы никто не мог сказать, которого из Правителей он признал настоящим. – Послушай, - повернулся он к дочери корзинщика, которая молча переводила взгляд с одного брата на другого. – который из них твой жених?
Дочь корзинщика подошла к Лино, потом к Тино. Ни одной черточкой лица, ни одним волоском не отличались они друг от друга, и только глаза одного из них горели зло и мрачно, а глаза другого сияли добротой и любовью.
- Я знаю, кто мой жених. Мой жених тот, кто любит меня, чье сердце горит и пылает. Вы хотите убедиться в этом сами? Вот! – с этими словами девушка вынула из кармана крошечную ладанку. – Это снадобье моей бабушки. Я выпью его и умру. Если ко мне прикоснется человек с горячим и любящим сердцем, я оживу; если до меня дотронется человек с холодным и злым сердцем, то он превратится в камень и умрет вместе со мной!
И никто не успел даже ахнуть,как она поднесла ладанку к губам и выпила. Лино метнулся к ней и подхватил ее на руки.
- Вот я и узнала тебя, - прошептала невеста.
А что же Тино? Расталкивая придворных, он выбежал из замка… С тех пор никто его не видел. А вечером на острове был праздник: свадьба двух любящих молодых людей и освобождение от жестокого Правителя всех жителей острова.
Воспитатель. А теперь давайте подумаем: как девушка узнала о том, кто ее жених куда делся Тино? А знаете, как еще можно закончить эту сказку?
«С тех пор никто уже не видел Тино. И только Лино, отец и мать порой вспоминали о нем и жалели его. Ведь из-за злобы своей и жестокости он не знал, какая это радость – помочь другому, как хороша жизнь, когда рядом друзья, как хорошо жить, когда любишь – любишь жизнь, труд, людей… Но Тино бродит по земле, и горе тому, в чьем сердце просыпается Тино, и оно становится равнодушным, злым и холодным.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...