проект "Волшебница вода"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Курочкина   Наталья Ивановна

Закрепить знание детей о воде, её свойствах. Влияние воды на всё живое.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_vada.docx273.36 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Волшебница вода»

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Возраст детей: 3-4года.

Длительность проекта: Долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

     Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

      Реализация проекта осуществляется  в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей . Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Цель проекта: Закрепить знание детей о воде, её свойствах. Влияние воды на всё живое.

Задачи:

Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.

Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.

Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды   (интенсивность окраски, вкус, запах).

Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).

Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).

Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

План подготовки и реализация проекта

 Подготовительный этап проекта:

Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

Пополнить развивающую среду:

Подбор художественной литературы по теме;

Подбор энциклопедий, карт, схем;

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

Составление картотеки опытов с водой;

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

Подготовить информацию для родителей по темам:

Эксперимент в детском саду;

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

Почему воду нужно беречь?

Составление схемы «Круговорот воды в природе».

Провести презентацию «Мир воды».

Предполагаемый результат

Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.

Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира

Исследовательский этап проекта в разновозрастной младшей группе.

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Игровые упражнения: «Найди снежинку»,

Дидактические игры: «Купание куклы», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей»,

Игры детей в центре «Песок – вода»

Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

Привлечение родителей к оформлению альбома «Занимательные опыты с водой»

Двигательная

«Физическая культура». «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка».

Познавательно – исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Наблюдение за водой в фонтанчике.

Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода».

Наблюдение за снегом «Снег – какой он?»

Трудовая

«Труд»

Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение несложных трудовых поручений.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье».

Рассматривание картин: «Зимой на прогулке», «Снеговик», «У аквариума» и др.

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»;

Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», Аппликация с элементами рисования «Снежинка»

Музыкальная

«Музыка»

Использование музыки.

.

3- этап заключительный

Конкурс поделок на тему вода

Проведение праздника «Волшебница вода»

Открытое занятие « Свойства воды»

Используемая литература.

Ознакомление с природой в детском саду О А Соломенникова. издательство «Мозаика – Сиитез»

Развитие речи в детском саду В. В. Гербова издательство «Мозаика – Сиитез»

Сценарии занятий по экологическому воспитанию.Л. Г. Горькова, А. В Кочергина, Л. А Обухова.    Москва. Вако.2010

Изобразительная деятельность в детском саду И. А Лыкова. Издательский дом «  Цветной  мир» Москва 2014 год.

Изобразительная  деятельность в детском саду Т. С. Комарова издательство «Москва – Синтез» 2014

Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В.

Рисование с детьми Д Н Колдина  издательство «Москва – Синтез» 2014

Аппликация с детьми Д Н Колдина  издательство «Москва – Синтез» 2014

Тема : Волшебница вода.                                

Год обучения: 1 год.

Возраст обучающихся:  3 - 4 года

Продолжительность занятия: 15 мин.

Цель:

Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

.

Задачи:
Образовательные
:
Познакомить детей со свойствами воды: без цвета (прозрачная) без запаха, без вкуса; совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
Развивать мнение, доказывать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное свою правоту, прививать бережное отношение к воде, формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.
Развивающие:
Развивать у детей фонематический слух.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки»

.

Материал: стаканчики с водой, ложечки, розетки, сахар .соль. лимонная кислота, чеснок ,краски ,кисточки, кубики льда, термос, картинки с изображением способов использования воды (8 шт.)

Ход занятия:

Организационный момент                

Дети заходят в зал ,садятся полукругом на стульчики.

. Воспитатель.  Ребята у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем!

(дети здороваются с гостями.)

 

(Звучит музыка.)
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
Воспитатель. Действительно, это журчит водичка.

 Сегодня мы вами отправимся в путешествие в Царство Воды.

( В группу вбегает Грязнулька.)

Воспитатель - Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

- Как тебя зовут? Откуда ты? И почему ты такая грязная?

Грязнулька: Меня зовут Грязнулька. Я живу в стране Грязляндия. У нас все такие.

Воспитатель. А у нас все дети чистые, красивые, веселые. Мы умываемся водой. 

Грязнулька. А что это такое ВОДА?

Воспитатель: - Ты не знаешь что такое вода?

Грязнулька:  В моей стране нет воды, у нас есть всякая грязь, слякоть.

Воспитатель. Ребята, что мы можем рассказать Грязнульке о воде? 

  где у нас в группе живет вода?

Дети:  В кране.

Воспитатель: Скажите, какая вода течет в кране?

 Дети: Холодная, горячая.

Воспитатель:  Какой водой вы моете руки?

 Дети: Тёплой.

Воспитатель : Как её получить?

Дети: Смешать холодную и горячую воду.

Воспитатель:  А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

Воспитатель:    Ребята, покажем Грязнульки  как мы умываемся.

(Физкультминутка)

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Водичка, водичка,

Моет Ване личико.

Танечке ладошки,

Пальчики Антошке

Воспитатель.  Для вас приготовила картинку; Кому нужна вода  

http://festival.1september.ru/articles/503968/img2.gif

Воспитатель. Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

Воспитатель: Видишь, Грязнулька, как важна вода в нашей жизни, без нее нам 

не обойтись.

Без воды не могут жить ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни растения, ни человек.

Каждый человек нуждается в воде. И не просто в воде, а в чистой воде.

Воспитатель . Грязнулька, теперь ты знаешь, кому нужна вода.

Грязнулька. А какая она эта вода?

Воспитатель. А мы сейчас тебе расскажем и покажем.

Воспитатель. Ребята,  я  приглашает вас в  волшебную лабораторию ,где мы будем проводить разные опыты.  
Подойдите пожалуйста, все к столу ,где стоят стаканы с водой.   Опустите ложечки в стаканы. Вы видите ложку?  А я опущу ложку в стакан с молоком. Вы её видите ? Почему?

( Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что вода прозрачная)

Воспитатель. –Дети ,интересно ,а какая вода на вкус ?

(дети  кушают воду и делают вывод – безвкусная) 

Воспитатель: А сейчас с помощью ложечек добавьте сыпучие вещества из розеток. Размешайте. Попробуйте на вкус. А сейчас каким вкусом вода?
Дети: Сладкая вода.
Воспитатель: Почему?
Дети. В ней развели сахар.
 Дети: Соленая?
Воспитатель: Почему?
Дети. В ней развели соль.
 Дети: Кислая?
Воспитатель: Почему?
Дети. В ней развели лимонную кислоту

Воспитатель. Оказывается ,вода может принимать вкус того вещества  ,которого в неё добавили.
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Имеет ли она запах? ( ответы детей )
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет чесноком).
 Воспитатель . Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Почему? (краска растворилась и изменила цвет воды  Мы с вами только что установили несколько важных свойств воды. Повторим их. Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивайте.

  1. Чистая вода – прозрачная.
  2. Чистая вода – бесцветная.
  3. Чистая вода не имеет запаха.

Послушайте стихотворение:

                Есть ли запах у воды? Нет.

                А какой у воды цвет?

                Красный или голубой?

                Синий или золотой?

                Кто даст правильный ответ?

                У воды и цвета нет!

                Тем вода приметна,

                Что совсем бесцветна
Воспитатель. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё положили        

Воспитатель. А теперь давайте послушаем песенку (  переливает  воду из одного стакана в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Воспитатель: Ребята ,  возьмите в руки по маленькому кусочку снега и льда.

- Что  же произошло со снегом и льдом? (ответы детей.)

 Молодцы, снег и лёд в тепле всегда тает и превращается в воду. Снег и лёд – это вода в твёрдом состоянии.

 А вот посмотрите — термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды. Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.) Значит, пар — это тоже вода.

Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.  

.Грязнулька: Ура! Теперь я знаю, что такое вода, какая она, где она встречается и для чего она нужна. Но только это так трудно запомнить. .

Воспитатель: А чтобы ты не забыла .наши ребята расскажут тебе стихотворение о воде:

Крицкая Вика

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Черкашина Марина

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Суворова Лида

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

  Воспитатель , Грязнулька, ты теперь знаешь  что воду нужно беречь? Например, когда ты помоешь руки, нужно сразу закрыть кран...

А чтобы ты не забыла про это, вот тебе памятка (карточка с изображением крана)https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT5HT3tHoGMS6QSlmUEDK7U7P4iNwK1L_H98vTbyKG6teUGxZCPrA

Бежит вода, струится.

И прямо в домик твой.

К ней надо относиться,

Как к ценности большой.

Коль зря течет вода,

Кран закрой, а то беда!

Грязнулька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать..

Воспитатель.  Ребята и мы у себя в умывальной комнате повесим памятку. согласны.(ответы.)

Воспитатель. сегодня мы узнали Вода прозрачная не имеет вкуса. запаха ,жидкая .Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. И хоть много воды на планете ,её  надо беречь .Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки. озера...

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и с рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтобы варились кисели

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… (Воды.)

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что это?

Дети: Радуга.

Воспитатель: Когда радуга бывает?

Дети : После дождя.

Воспитатель: Ребятки , правильно после дождика небо разукрашено красивыми красками.

Грязнулька: Что такое радуга кто ёе построил?

Воспитатель : Мы споём песенку  и ты узнаешь.

Дети поют песенку.

        Грязнулька: Я побегу домой ,и расскажу своим жителям о волшебнице воде

Машет рукой и убегает

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занимательное дело, понравилось (да)

 похлопаем в ладоши ,и скажем до свидания нашим гостям.

Дети уходят  под музыку журчания ручейка.

Сценарий праздника

«Мир - воды»

Дети заходят в зал под музыку воды.

(садятся на стульчики)

Ведущий: Здравствуйте , дорогие  ребята и уважаемые гости!

Сегодня наш творческий конкурс посвящен  Воде не просто воде а волшебнице воде .

И сегодня наш конкурс покажет; как вы умеете раскрывать секреты самых разнообразных видов мастерства при работе с различным материалами.

Первым  участником нашего конкурса в номинации «Конструирование из бумаги »

-семья Рожковой Ксении…(представление работы)

 Лебедь

Есть птица красивая очень на свете,

Название — лебедь имеет она,

Не встретить прекрасней её на планете,

Она из чудесного будто бы сна,

 Ведущий: Номинация « Конструирование из бумаги» семья Яковенко Лизы…(представление работы)

Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает

Ведущий: Представляю   участников конкурса в номинации  « Аппликация»

Семью Харлова Коли и Артема……( представление работы)

Это – море,
Это – берег,
Это – мой кораблик белый,
Это – ветер поднялся,
Крепко дует в паруса.
Но тверда рука моя – 
Правлю прямо на маяк.
Мчись, кораблик, по волнам
К самым дальним берегам! 

Ведущий: Представляю семью Черкашиной Марины……(представление работы.)

Повелось так с самой древности:
Эти птицы – символ верности.,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых лебедей
.

Ведущий: Все участники потрудились на славу и заслуживают приз.

вручение грамот за участие в конкурсе.

Дети исполняют песенку «Дождик»

Кап, кап, тук , тук, тук.

По стеклу раздался звук

_Это дождик поутру  

Разбудил всю детвору.

Кап кап дон дон дон.

Капли начали трезвон ,

Если выйдете гулять

Не забудьте зонтик взять

Кап ,кап, кап, кап ,кап

У дождя есть черный нрав

Завтра утром мы опять

Под дождем пойдем гулять.

Ведущий: Переходим к номинации конкурса «Волшебница Вода»

«Поделки из пластилина и соленого теста»

Представляю семью Крицкой Вики…….

Ути-ути-уточки - 
Золотые грудочки,
Пёрышки кручёные,
Лапочки точёные.
Утки плавают в пруду.

Ведущий: Слово предоставляется второму участнику  в номинации «Поделки из пластилина» семье Суворовой Лиды….

Этот маленький конёк –
Не игрушка, не зверёк.
Он качается в морях,
Закрепившись на стеблях.

Ведущий: Номинация « Поделки из соленого теста»     семья Харловой Златы…

 Рыбки резвятся в воде голубой,
Сверкают своей чешуей золотой.
Мелькают в воде их нарядные спинки, 

Там ракушки и улитки,

А растения, как нитки,

Из песка они растут,

Водорослями их зовут.

Ведущий: Все участники потрудились на славу и заслуживают приз.

Вручаются грамоты.

Исполняется песня» Радуга»

Ведущий: Представляю  участника конкурса Поделки из природного материала» семью Токарева Макара……

Есть прозрачный чудо - дом

Днем и ночью рыбы в нем

Вместо воздуха – вода,

Рыбам без нее нельзя.

Рыбки плавают по кругу,

Улыбаются друг другу.

Смотрят рыбы сквозь стекло,

Им уютно и тепло.

Ведь аквариум морской

Для рыбёшок – дом родной

 Воспитатель:участник этой номинации семья Чепуштановой Саши….

Камыши берега облепили,
Отражаясь в зеркальном пруде,
Белоснежные чашечки лилий
Распустились в прозрачной воде.

Ведущий: Вот и подошли к следующей номинации «Рисование»

представляю семью Кузнецова Толи…

Вниз летит воды каскад!
Это, милый, водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.
Через край крутых обрывов
Вниз летит с огромной силой

Ведущий: Номинация поделки из дерева представляет семья

 Суховей Сони…(представление.). Рыбка рыбку догоняла,
 Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла,
Ткнулась в брюшко -Догнала!
- Эй, подружка! Как дела?

Ведущий: все участники потрудились на славу и заслуживают приз

Вручаются грамоты

Дети читают стихи о воде

Крицкая Вика

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Черкашина Марина

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Суворова Лида

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Ведущий:  В заключении творческого конкурса дети исполнят песенку «Что такое детский сад»

 

Большое спасибо всем за участие в конкурсе, все поделки интересные и по с во ему уникальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...