"Москва - столица нашей Родины"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей представления о Москве, как о главном городе нашей страны,об истории ее возникновения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_2.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование у детей представлений о Москве, как о главном городе нашей страны, об истории её возникновения.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – столице России.
- Познакомить детей с историей возникновения Москвы, формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь.
Материал и оборудование:
- интерактивная доска , ноутбук, слайд - шоу о Москве;
- магнитофон, музыкальное сопровождение: фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта», фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве».
- стихотворения В. Гудимова «Россия» Г. Ладонщиков «Наша Родина»,
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с видами Москвы;
- прослушивание песен о Москве;
- разучивание пословиц и поговорок о Москве;
- составление детьми совместно с родителями коротких сообщений о достопримечательностях Москвы.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А кто знает, как называется наша Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Слайд 1.
Давайте вместе рассмотрим карте какая она, наша Родина?
Дети подбирают признаки к слову «Родина»: ( любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.)
Воспитатель: Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса.
(Воспитатель читает стихи в сопровождении слайд – шоу слайд 2 - 6)
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
В нашей стране много разных городов, но есть среди них один - самый главный. Какой это город?
Дети: Москва
Слайд 7
О Москве очень много написано песен и стихов, послушайте один из них:
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва.
Как еще называют Москву? (столица)
Подумайте, чем столица отличается от других городов страны?
(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их)
-Правильно, в столице находится наше правительство, работает президент. А кто у нас президент?
слайд 8«Президент России»
Воспитатель: Где работает наше правительство и президент?
Ответы детей.
Воспитатель: А что же такое Кремль?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлём на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.
А вы хотели бы узнать, как появился московский Кремль?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие!
(Включается фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта»)
Закройте глазки и представьте, что мы с вами перенеслись на много - много лет назад… Стоит дремучий и таинственный лес… И едет князь со своими воинами, князь Юрий по прозвищу Долгорукий. И вдруг в тумане явился князю зверь невиданный: три головы у него, шерсть длинная, пёстрая, разноцветная. Все застыли в изумлении, а зверь, показавшись людям, растаял, как утренний туман.
Когда все пришли в себя от испуга, спросил князь у мудреца, что все это значит. Задумался мудрец и молвит:
– Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым и что сойдутся сюда люди всех племён и народов.
Поверил князь Юрий в это толкование и поставил на холме на месте древнего села крепость деревянную. И назвал эту крепость по имени реки, что протекала рядом – Москва.
Слайд 9«Юрий Долгорукий»
На холме в бору сосновом
У слияния двух рек,
Древний город был основан.
Поселился человек.
Боровицким холм назвали,
А потом века прошли.
Кремль Московский основали,
И столицу возвели.
Слайд 10 «репродукция картины А. Васнецова «Основание Москвы»
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церквушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.
Слайд 11 – репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»
Воспитатель: Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы.
Слайд 12«Нападение татарской орды»
Тогда решено было построить Кремль из камня. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: На славу потрудились москвичи!
Слайд13 репродукция картины А. Васнецова «Расцвет Москвы»
Краше прежнего получилась Москва.
Белым камнем весь Кремль наш украшен,
И пожар ему больше не страшен!
С тех пор стали называть Москву белокаменной. Уже тогда Москва-красавица стала главным городом на Руси. Она всё росла и росла. Уж и мосты через реку Москву перекинулись, а город всё расширяет свои владения. Церквей и храмов понастроили столько, что если посмотреть в солнечный день на Москву со стороны, так словно золотом горят купола да крыши. Как вы думаете прозвали Москву?
Ответы детей.
Правильно, «златоглавой» из-за её золотых голов - куполов церквей.
Прошло ещё целых сто лет и только тогда москвичи построили новые стены Кремля, теперь уже из кирпича.
Слайд 14 «репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III»
Таким мы видим его и сегодня.
Слайд15 «Московский Кремль»
Ребята, вы, наверное, немножко устали от путешествия. Давайте проведём небольшую разминку.
Физкультминутка (проводится с музыкальным сопровождением)
Раз, два, три , четыре, пять.!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
А теперь , ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли-
В стороны, вперёд , назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Воспитатель: Вот мы снова набрались сил, и продолжаем наше путешествие теперь уже по современной Москве.
(Включается фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве», минусовка)
А помогут нам продолжить путешествие ребята из нашей группы. Они вместе с родителями посетили некоторые достопримечательности нашей столицы и сейчас хотят поделиться с нами своими впечатлениями.
(Дети подготовительной к школе группы рассказывают о достопримечательностях, которые они посетили в форме коротких эссе, подготовленных вместе с родителями. Работа проводится заранее, поэтому каждый рассказ сопровождается показом слайда по теме.)
Рефлексия:
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Оно вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили:
Кто основал Москву?
Ответы детей.
Воспитатель: Что означает слово «Кремль»?
Ответы детей.
Воспитатель: Из чего был построен Кремль сначала?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему Кремль перестраивали много раз?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему Москву называют «златоглавая»?
Ответы детей.
Воспитатель: О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по патриотическому воспитанию "Москва- столица нашей Родины".
Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Беседа на тему:"Москва-столица нашей Родины".Суть патриотического воспитания:В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патри...
Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Москва – столица нашей Родины»
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Цели занятия: 1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.2. Формировать у детей представления об истории возникновения...
КОНСПЕКТ НОД. " МОЯ РОДИНА - РОССИЯ. МОСКВА - СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ"
КОНСПЕКТ НОД ПО НРАВСТВЕННОМУ - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. "МОЯ РОДИНА- РОССИЯ. МОСКВА - СТОЛИЦА ННАШЕЙ РОДИНЫ"...
Мультимедийная разработка "Москва" к занятию "Москва-столица нашей Родины"
предназначена для расширения и углубления знаний детей старшего возраста о городе Москве...
Беседа «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».
Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербо...
Конспект НОД в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».
Конспект НОД в старшей группе«Москва – столица нашей Родины, сердце России,Герб Москвы»....
Конспект в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».
Расширить представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом Росс...