"Москва - столица нашей Родины"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Назарова Гульнара Даутовна

Формирование у детей представления о Москве, как о главном городе нашей страны,об истории ее возникновения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_2.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у детей представлений о Москве, как о главном городе нашей страны, об истории её возникновения.

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – столице России.
  2. Познакомить детей с историей возникновения Москвы, формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
  4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь.

Материал и оборудование:

  •  интерактивная доска , ноутбук, слайд - шоу о Москве;
  • магнитофон, музыкальное сопровождение: фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта», фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве».
  • стихотворения В. Гудимова «Россия» Г. Ладонщиков «Наша Родина»,

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций с видами Москвы;
  • прослушивание песен о Москве;
  • разучивание пословиц и поговорок о Москве;
  • составление детьми совместно с родителями коротких сообщений о достопримечательностях Москвы.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А кто знает, как называется наша Родина? 

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Слайд 1.

Давайте вместе рассмотрим карте какая она, наша Родина?  

  Дети подбирают признаки к слову «Родина»: ( любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.)

Воспитатель:  Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса.  

(Воспитатель читает стихи в сопровождении слайд – шоу слайд 2 - 6)

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
В нашей стране много  разных городов, но есть среди них один - самый главный. Какой это город?
Дети: Москва

Слайд 7

О Москве очень много написано песен и стихов, послушайте один из них:

Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.  

Как еще называют Москву? (столица)

Подумайте, чем столица отличается от других городов страны?

(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их)

-Правильно, в столице находится наше правительство, работает президент.  А кто у нас президент? 

слайд 8«Президент России»

Воспитатель: Где работает наше правительство и президент?
Ответы детей.

Воспитатель:  А что же  такое Кремль?
Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлём на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.

А вы хотели бы узнать, как появился московский Кремль?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие!

(Включается фонограмма «Nino Rota. Тема «Ромео и Джульетта»)

Закройте глазки и представьте, что мы с вами перенеслись на много  - много лет назад… Стоит дремучий и таинственный лес… И  едет князь со своими воинами, князь Юрий по прозвищу Долгорукий. И вдруг в тумане явился князю зверь невиданный: три головы у него, шерсть длинная, пёстрая, разноцветная. Все застыли в изумлении, а зверь, показавшись людям, растаял, как утренний туман.

Когда все пришли в себя от испуга, спросил князь у мудреца, что все это значит. Задумался мудрец  и молвит:

– Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым и что сойдутся сюда люди всех племён и народов.

Поверил князь Юрий в это толкование и поставил на холме на месте древнего села крепость деревянную. И назвал эту крепость по имени реки, что протекала рядом – Москва.

 Слайд 9«Юрий Долгорукий»

На холме в бору сосновом
У слияния двух рек,
Древний город был основан.
Поселился человек.
Боровицким холм назвали,
А потом века прошли.
Кремль Московский основали,
И столицу возвели. 

Слайд 10  «репродукция картины А. Васнецова «Основание Москвы»

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке  – церквушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов. 

Слайд 11 – репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»

Воспитатель: Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось,  что на русские города нападали несметные вражеские силы. 

Слайд 12«Нападение татарской орды»

Тогда решено было построить Кремль из камня.  Как вы думаете, почему?

Ответы детей.
Воспитатель: На славу потрудились москвичи! 

Слайд13  репродукция картины А. Васнецова «Расцвет Москвы»

Краше прежнего получилась Москва.

 Белым камнем весь Кремль наш украшен,
И пожар ему больше не страшен!

 С тех пор стали называть Москву белокаменной. Уже тогда Москва-красавица стала главным городом на Руси. Она всё росла и росла. Уж и мосты через реку Москву перекинулись, а город всё расширяет свои владения. Церквей и храмов понастроили столько, что если посмотреть в солнечный день на Москву со стороны, так словно золотом горят купола да крыши. Как вы думаете прозвали Москву?

Ответы детей.

Правильно,  «златоглавой» из-за её золотых голов - куполов церквей.

 Прошло ещё целых сто лет и только тогда москвичи построили новые стены Кремля, теперь уже из кирпича. 

Слайд 14 «репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III»

Таким мы видим его и сегодня. 

Слайд15 «Московский Кремль»

Ребята, вы, наверное, немножко устали от путешествия. Давайте проведём небольшую разминку.

Физкультминутка (проводится с музыкальным сопровождением)

Раз, два, три , четыре, пять.!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд , назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Воспитатель: Вот мы снова набрались сил, и продолжаем наше путешествие теперь уже по современной Москве.

(Включается фонограмма песни «А я иду, шагаю по Москве», минусовка)

А помогут нам продолжить путешествие ребята из нашей группы. Они вместе с родителями посетили некоторые достопримечательности нашей столицы и сейчас хотят поделиться с нами своими впечатлениями.

(Дети подготовительной к школе группы рассказывают о достопримечательностях, которые они посетили в форме коротких эссе, подготовленных вместе с родителями. Работа проводится заранее,  поэтому каждый рассказ сопровождается показом слайда по теме.)

Рефлексия:

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.

Оно вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили:
 Кто основал Москву?

Ответы детей.

 Воспитатель:  Что означает слово «Кремль»?

Ответы детей.

Воспитатель: Из чего был построен Кремль сначала?

Ответы детей.
 
Воспитатель:  Почему Кремль перестраивали много раз?

Ответы детей.

 Воспитатель: Почему Москву называют «златоглавая»?

Ответы детей.

 Воспитатель: О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?

Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по патриотическому воспитанию "Москва- столица нашей Родины".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Беседа на тему:"Москва-столица нашей Родины".Суть патриотического воспитания:В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патри...

Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Москва – столица нашей Родины»

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Цели занятия: 1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.2. Формировать у детей представления об истории возникновения...

КОНСПЕКТ НОД. " МОЯ РОДИНА - РОССИЯ. МОСКВА - СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ"

КОНСПЕКТ НОД ПО НРАВСТВЕННОМУ - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.  "МОЯ РОДИНА- РОССИЯ. МОСКВА - СТОЛИЦА ННАШЕЙ РОДИНЫ"...

Мультимедийная разработка "Москва" к занятию "Москва-столица нашей Родины"

предназначена для расширения и углубления знаний детей старшего возраста о городе Москве...

Беседа «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».

Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербо...

Конспект НОД в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».

Конспект НОД в старшей группе«Москва – столица нашей Родины, сердце России,Герб Москвы»....

Конспект в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».

Расширить представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом Росс...