проект "СЕМЕЧКО"
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему
Экологический проект
«Что такое семечко ???».
Выполнили воспитатели
МКДОУ «Гармония» д/с 33
Шипилова Марина Вадимовна
Маскалева Марина Валерьевна
Актуальность проекта:
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Вид проекта:
Познавательно – практический.
Участники проекта:
Воспитатели – Дети – Родители.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный
Цель проекта:
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей,
Желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.
Интеграция образовательных областей:
Ø - Познательное развитие,
Ø -Социально-коммуникативное развитие,
Ø -Художественно- эстетическое развитие,
Ø Физическое развитие;
Ø Речевое развитие.
Программные задачи:
Познавательное развитие:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей,
Развивать зрительное внимание,
Память, Восприятие, Мышление,
Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах.
Социально – коммуникативное развитие:
Учить, бережно относиться к природе.
Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
Обогащать словарный запас детей,
Развивать речь,
Активизировать употребление прилагательных,
Глаголов в речи детей;
Развивать умение работать сообща,
Получать удовольствие от совместной работы.
Художественно- эстетическое развитие:
Продолжать развивать мелкую моторику рук,
Навыки работы карандашом, кистью,
Различные приёмы лепки;
Закрепить основные цвета (рисование, лепка, аппликация).
Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки.
Физическое развитие:
Развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
Воспитывать трудолюбие,
Желание помогать взрослым,
Учить детей ухаживать за растениями.
Речевое развитие:
Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни),
Развивать эмоциональную отзывчивость,
Певческие навыки,
Музыкальные способности.
Основные принципы работы:
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип активности, творчества.
Принцип гуманизации (ориентация на любовь к природе).
Принцип интеграции.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:
Педагоги.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми. Занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети.
Участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.
Возрастание речевой компетенции:
- Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители.
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, приобретение земли, семен, материалов для ухода за посадками, организовывание развивающей среды для эффективного размещения в группе.
Предварительная работа.
· Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
· Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
· Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
· Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
· Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».
· Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» и т.д.), рассматривание иллюстраций в книгах.
Практическая часть проекта.
Постановка целей:
ü - что мы знаем;
ü - что хотим узнать;
ü - что нужно сделать, чтобы узнать;
ü - проверить на практике полученные знания.
Реализация поставленных целей через:
НОД,
Познавательно – исследовательскую деятельность, индивидуальную работу,
Самостоятельную деятельность,
Совместную деятельность,
Индивидуальные беседы,
Игры (дидактические, игры-драматизации).
Распространение опыта.
Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Методические и практически приемы:
Выбор семян, Эмоциональный настрой детей: разговор с семенами. Фотографирование во время посадки семян, во время ухода за ними. Учить видеть «настроение» ростков, от чего это зависит. Письма-рисунки семенам и проросшим растениям. «Письма» детям от семян. Труд с целью – помочь. Игры – изображения. Элементы экосказок (театрализованная деятельность) . Передача проросших растений в другие группы детского сада. Высадка в клумбы.
Планирование
1. Беседы:
«Что такое «Огород на окне», «У Луки и Лукерьи», «Растения – это жизнь», «Семена», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений», «Рост и развитие растений», «Земля, какая она?», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
Отбор и посев семян. Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». Настольная игра «Парные картинки», «Овощи». Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
Раскрашивание картинок «В огороде я росту» Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов. Рисование «Лук от всех недуг» Лепка «Овощи большие и маленькие», Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки». Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
11. Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Что такое семечко?».
Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. | Расширять кругозор детей. | Воспитатель |
Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей | Воспитатель |
Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. | Воспитывать желание помогать взрослым. | Воспитатель |
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». | Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | Воспитатель |
Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | Воспитатель |
Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. | Родители |
Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» | Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». | Воспитатель |
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. | Учить ухаживать за растениями. | Воспитатель |
Фотоотчёт для родителей. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Воспитатель |
Отгадывание загадок про овощи и фрукты. | Развивать смекалку, память, внимание. | Воспитатель |
Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. | Формировать представление детей об овощах и фруктах. | Воспитатель |
Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». | Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. | Воспитатель |
Игра драматизация по русской народной сказке «Репка», «Колосок». | Развивать у детей актёрские способности. | Воспитатель |
Высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде. | Учить оказывать взрослым посильную помощь. | Воспитатель |
Создание фотоальбома «Волшебное семечко». | Подвести итог проделанной работы. | Воспитатель |
Итог (презентация) проекта:
- Фоторепортаж «наш веселый огород».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
- Работ, выполненных детьми совместно с родителями.
- Презентация Выставка творческих работ фотоальбома «Волшебное семечко», «Наш веселый огород»
Результат нашей работы:
Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.
Таблица
Ф.И.О. | Проявляет интерес к растительным культурам | Знает и называет несколько овощных культур | Различает и называет строение овощных культур | Знает условия роста растений | Итог | ||||
На начало проекта | На конец проекта | На начало проекта | На конец проекта | На начало проекта | На конец проекта | На начало проекта | На конец проекта | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей I к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.
Приложение
Пояснительная экологическая сказка «Семечко»
НОД «Знакомство с морковкой» (семечко моркови)
НОД «Знакомство с помидором» (семечко помидора)
Пояснительная экологическая сказка «Семечко»
Жило-было семечко. Лежало оно на зеленой поляне и не знало, для чего оно на свет рождено.
Вот однажды увидело семечко репей, и так репей ему понравился, что семечко попросило:
— О, прекрасный цветок! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же ярким, большим и красивым, как ты!
— Нет,- ответил репей,- у семян моих есть крючочки. Как пристанем мы к шерсти животных, так и попадем на другое место, и там вырастет новый прекрасный репей. А где твои крючочки? Ты гладкий и жалкий!
Поникло семечко и побрело дальше. Вдруг увидело семечко могучее дерево клён, и так клен ему понравился, что семечко спросило:
— О, могучее дерево! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же огромным, кудрявым и раскидистым, как ты!
— Нет,- ответил клён,- у семян моих есть крылышки. Как подуют ветры сильные, так и полетим мы на другое место, и там вырастет новый могучий клён. А где твои крылышки? Ты гладкий и жалкий!
Стыдно стало семечку, что ни для чего оно не годно. И решило семечко спрятаться от всего белого света. И зарылось оно в землю рыхлую.
Солнышко ярко светило на землю — тепло доставалось и семечку.
Дождик щедро поливал землю — вода доставалась и семечку.
И само того не замечая, стало семечко прорастать. Сначала маленький росток из семечка получился, потом все больше и больше. И так приятно стало семечку солнышком и дождиком питаться, что забыло оно о своей беде.
Много зим и вёсен прошло, когда выросла из нашего семечка большая-пребольшая… яблоня! Тогда семечко и поняло, для чего оно на свет рождено.
Стали на ветвях его рождаться яблоки, а в них таких семечек — видимо-невидимо.
Покажется нам, что яблоня листочками шуршит, а она своим деткам говорит: «Для пользы, родные, вы рождены! Листочками тень создавать, от сырости в дождь укрывать, яблочками зверей и птиц кормить! Солнышком пригревайтесь, дождичком поливайтесь, растите большие, больше репейника, больше клена!»
Вопросы для беседы:
— Кого встретило семечко?
— Как переносятся семена репейника? (Педагог показывает картинки с похожими семенами).
— Как переносятся семена клёна? (Педагог показывает картинки с похожими семенами).
— Что нужно для того, чтобы семечко проросло?
— Почему семечку стало грустно? Как вы думаете, если бы репейник и клен вежливо разговаривали с семечком, изменилось бы его настроение?
— Как вы считаете, если бы репейник и клен разрешили семечку остаться, смог бы вырасти из этого семечка репейник или клён? Почему?
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Знакомство с морковкой» (семечко моркови)
Программное содержание:
- Учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительного, прилагательного, местоимения в роде и числе;
- Активизировать использование прилагательного;
- Закрепить знания об основных цветах, а так же выполнение движений в соответствии с текстом.
Оборудование:
- Игрушка-зайчик, чудесный мешочек, тарелки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, угадайте-ка мою загадку:
«Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку». (Дети отвечают: ЗАЙЧИК)
Правильно, дети, это зайчик. А вот и он. Зайчик пришел к нам в гости.
Поздоровайтесь с ним. «Здравствуйте, ребята».
«Здравствуй, зайка».
Как ласково можно назвать маленького зайчика? Зайчишка, зайчик, зайка-побегайка.
А что это у зайчика? Ушки. А какие у него ушки? Длинные. А что у зайчика сзади? Хвостик? А какой он? Короткий. У зайки длинные ушки и короткий хвост. Ребята, а вы знаете, что умеет делать зайка? Прыгать, бегать, скакать, грызть морковку.
«Ребята, а зайка пришел и что-то принес в мешочке.
Интересно, что в нем? (достаю морковку). Что это? Морковка. Какая морковка? Длинная. Какого она цвета? Красная.
Я знаю про морковку загадку:
«Вот сестричка-невеличка из земли торчит косичка.
Носа высунуть не смеет из земли сидит, краснеет».
(Кладу морковку на стол)
Воспитатель: А как вы думаете ребята, как же появилась морковка?
Морковка вырастает из маленького семечка, которое вам я сейчас покажу (показывает детям, дает им потрогать, рассмотреть и рассказывает, что это семечко сажают в землю весной, все лето за ним ухаживают, поливают, рыхлят почву, вносят удобрения, а осень взрослые собирают урожай моркови. Морковь кушают как в сыром виде, так и в варенном, жареном, используют в заготовках на зиму. А еще морковку очень любит грызть зайка.
Ребята, а зайчику нужна помощь.
Он принес морковки, но они не созрели, их надо раскрасить.
Поможем зайчику? (ответы детей).
(раздаю детям листы, где нарисован только контур морковки, а дети раскрашивают морковку; когда дети закончат, зайчик благодарит детей за помощь и угощает настоящей морковкой)
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Знакомство с помидором» (семечко помидора)
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.
Задачи:
Дать элементарные представления об овощах;
Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости.
Знать их названия, знать, что можно их есть.
Развивать сенсорные ощущения детей.
Умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций овощей;
- чтение сказки «Пых», стихов об овощах;
- сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»
Материалы: натуральные овощи, кукла Бабка, подносы, доска и нож.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сообщает, что к ним в гости пришла бабка. Показывает куклу. Бабка здоровается с каждым ребенком. Бабка говорит, что пришла с корзинкой овощей.
Воспитатель: Ребята, где растут овощи. Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами?
Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.
Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись! » (топнуть ногой в конце фразы)
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом словно светофор
Красный, жёлтый. (помидор)
Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте заглянем в корзинку, которую нам принесла Бабка.
Воспитатель достает помидор
Дети помидор
Воспитатель: А какой помидор? (круглый, сочный, красный)
А какого он цвета? Красный.
Его тоже выращивают из семени
Помидоры – овощи.
Ребята мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
Ведущая: У нас с вами рабочие места подготовлены: у каждого есть фартуки и салфетки, чтобы не испачкаться и не испачкать стол; мерные палочки; стаканчики для посадки, грунт, совочки, семена, вода в лейках. Ребята, вначале я покажу вам, как надо сажать семена помидора, а затем вы посадите свои семена. Сегодня мы будем сажать семена помидора, из них вырастет рассада, которую мы вместе высадим на наш веселый огород на участке.
Ведущая: А что вырастет из семян, кто знает?
Ответы детей: рассада.
Ведущая: Я предлагаю вам одеть фартуки, чтобы не испачкать одежду.
Ведущая: Приступим. Прежде всего, нужно насыпать землю в стаканчик, в этом вам помогут ваши родители. Теперь нужно сделать лунки, для этого я приготовила мерные палочки. На них отмечена глубина лунки. Вот как нужно делать лунку. В каждую лунку кладите одно семя и засыпайте его. Когда все семена посеете, полейте землю водой.
(Объяснение сопровождается показом, опрос-закрепление нескольких детей: «Скажи мне, Матвей, чем ты сделаешь лунку для посева? Что надо сделать в конце посева?»)
Ведущая: Молодцы, ребята. Вы правильно и быстро справились с заданием. Остается только ждать. Когда наши семена прорастут в рассаду, и мы их высадим на огород. Воспитатель в группе подводит итог занятия.
• И чем же вы сегодня занимались? (ответы детей).
• Что интересного узнали? (ответы детей).
• Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена (ответы детей).
ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!