Знаки и символы Кубани
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сосина Ирина Анатольевна

Программные задачи:

-формировать у детей обобщенное представление о знаках и символах Краснодарского края;

- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера, экспериментировать, придумывать объяснения явлениям окружающей жизни,  задавать вопросы.

-развивать воображение, умение выражать свои мысли и чувства.

-воспитывать патриотизм,   уважение и любовь к Родине;

 -способствовать закреплению навыков  активного взаимодействия со взрослым и сверстниками, умения работать малыми подгруппами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki.docx326.13 КБ

Предварительный просмотр:

                              МАДОУ – детский сад№2

                             МО Усть – Лабинский район

                                             Конспект   ООД

                              «Знаки и символы Кубани»

                            по познавательному  развитию

                      для детей старшего дошкольного возраста

                                                                              Сосина Ирина Анатольевна

                                                                                                         Воспитатель

                                               г. Усть - Лабинск

                                                2014г.

МАДОУ ЦРР – детский сад №2

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

«Знаки и символы Кубани».

(с использованием технологий моделирования, проектирование, музейная  педагогика)

Программные задачи:

-формировать у детей обобщенное представление о знаках и символах Краснодарского края;

- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера, экспериментировать, придумывать объяснения явлениям окружающей жизни,  задавать вопросы.

-развивать воображение, умение выражать свои мысли и чувства.

-воспитывать патриотизм,   уважение и любовь к Родине;

 -способствовать закреплению навыков  активного взаимодействия со взрослым и сверстниками, умения работать малыми подгруппами.

 Предварительная работа: экскурсия в музей города Усть _Лабинска, к администрации города, оформление в групповой комнате патриотического уголка, просмотр слайд – презентации «Наш любимый город». Чтение детям стихотворений  кубанских авторов Г. Броян: « Мой Усть – Лабинск», Е. Синчило «Кубань».

Материал: Иллюстрации  символики края, интерактивная доска, кукла –статуэтка «Кубанского казака», слайд-  презентация: «Наш любимый город», аудиозапись гимна г. Усть – Лабинска в исполнение Кубанского  казачьего хора, фото альбом :«Усть – Лабинск». Ватман, цветная бумага, краски, карандаш, фломастеры, фото детей, подкова, ленточки по количеству детей, медальки с изображением герба города Усть – Лабинска, карта Краснодарского края.

               Ход   образовательной деятельности

1.Введение в ситуацию.

Воспитатель: Дети, давайте вместе сейчас вспомним, как назывались наши предки.

Дети: Казаки.

Воспитатель:  Да это казаки!  Они и первые стали на защиту Российских рубежей, и построили крепость, которая со временем росла, увеличивалась  и в 1794году превратилась в  город Усть – Лабинск.

2. Затруднение в ситуации.

К нам в гости сегодня пришел казак,  (педагог показывает статуэтку казака) с просьбой помочь ему  изготовить герб его казачьего войска, но сам он этого сделать не может, и просит детей помощь ему в этом нелегком деле.

Воспитатель: Ребята, хотите ему помочь? А сможете?

Воспитатель:- А  вы знаете,  что такое герб? ( предполагаемые ответы детей: значок, какой-то символ, он находится на флаге, есть в каждом городе…)

Воспитатель: - Хотите узнать побольше? (хотим)

Воспитатель: - А где можно узнать?

Дети: можем сходить в музей, посмотреть слайд – презентацию, фото города, в книгах, журналах, газетах, посмотреть в энциклопедии…

2. Актуализация знаний. Пробное действие:

Воспитатель: Давайте вспомним, что лежит у меня на столе? Правильно – эта карта Краснодарского края. Давайте все вместе рассмотрим на  карту.  Есть на карте и моря, и леса, и горы, а самое главное это поля. Край наш очень большой и красивый. Это один из регионов нашей Родины России.  Хотите рассмотреть границы нашего края? Помогите мне, скажите, каким цветом выделены границы? (дети  рассматривают, выделяя границы, вспоминают условные обозначения; моря – синие, горы – коричневые, леса – зеленые и т.д.)

Воспитатель: И в каждом государстве и в каждом регионе  есть свои символы, отличительные  знаки, есть они и у Кубани. Это флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Давайте вспомним символику Кубани.  С флагом города вы уже знакомы, из каких частей состоит флаг? Деть рассматривают изображение флага (Приложение 1) и называют его части: синяя, красная, зеленая полосы, герб  Кубани золотого цвета.

Воспитатель:

- Что вам напоминает синяя полоса?

Дети: небо, реки, моря.

Воспитатель: Значит,  чем богат наш край?  

Дети: в нашем крае  много озер, рек, водоемов, ручейков, есть моря.

Воспитатель: Какие реки и моря вы знаете? (Дети называют и показывают на карте).

Воспитатель: Что вам напоминает красный цвет?

Дети: солнце, огонь, тепло.

Воспитатель: Значит, что обозначает красная полоса на флаге.

Дети: что край наш очень теплый, солнечный.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: жаркое лето, теплая осень, даже зимой бывает тепло. Летом поспевает много ягод и фруктов. И все они яркие, сочные, вкусные.

 Воспитатель: А, что обозначает зеленая полоса? Вы, можете мне ответить?

Дети: Это значит что в нашем крае много лесов, лугов, зелени.

Воспитатель. Да. Кубань – это житница России. Это сельскохозяйственный край, в котором выращивают пшеницу, подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу.

(Педагог раскладывает  картинки с изображением выращиваемых культур на карте).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а все ли полосы на флаге одинаковы. (нет ) Давайте их измерим.

Воспитатель:  Давайте сравним с помощью условной мерки (ленточки).

(проводят измерения, сравнивают).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать.

Дети: Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы.

Воспитатель: Что расположено в  центре флага?

Дети:  расположен герб Края.

Воспитатель: Где можно увидеть Флаг Кубани ?

Дети: мы видели  в дни праздников, на стадионах, жилых домах.

Воспитатель: Давайте посмотрим слайд презентацию и вы мне скажите, где еще видели флаг Усть – Лабинска. (Просмотр слайд-презентации)

(ответы детей: на школе №2; городском парке; в  музее и т. д).

Воспитатель: У нас в группе есть, свой небольшой музей флага, где собраны флаги разных стран, городов и государств.  Давайте пройдем к нашему мини музею и рассмотрим экспонаты все вместе.

Воспитатель:

-Теперь давайте рассмотрим герб Усть – Лабинска. Приложение  №2

3.Новые знания.

Воспитатель рассказывает о гербе г. Усть-Лабинска и его обозначениях:

-В зеленом щите, золотая зубчатая стена, мурованная черным с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами и черными швами по кроям. В золотой главе щита, возникающий двуглавый орел.

-Скажите, пожалуйста, что он обозначает, как вы думаете?

- Символизирует покровительство государство казакам. Щит, окруженный  знаменами, пожалованными нашим предкам, казакам за мужество и верную службу (Екатериной второй во время войны с Турками). Щит венчает княжеская корона (шапка) императора Александра второго, окруженным лавровым венком, над ним Российский императорский орел.  Древки штандарта и знамен привиты двумя лентами ордена Ленина, соединены  под щитом в багет. Это награда нашим землякам за мужество и героизм во время отечественной войны.

Увидеть государственный герб можно на пограничных столбах, на важных документах, на деньгах, на флаге, на местной газете и т. д.

Давайте рассмотрим фото альбом: «Усть – Лабинск», газеты, журналы и может, еще увидим герб Кубани.

Дети: рассматривают,  фото альбом, газету, журналы, находят герб, удивляются на многих зданиях герб золотой, разных размеров, а в газете сельская новь он черно – белый, в журналах герб разноцветный.

Воспитатель: - А вы хотите поиграть и собрать разные части герба, чтобы лучше его запомнить?

4.Дидактическая игра: « Найди, что покажу».

Воспитатель  раздает детям медальки с изображение герба Усть – Лабинского района и предлагает детям найти элемент герба, на маленькой медальке.

( У воспитателя герб выставлен на интерактивной доске).

Воспитатель: - Из скольких  частей состоит герб?

Дети :  считают(10)

Воспитатель:  - Покажите мне зеленый щит.

Дети находят изображения на своих медальках.

Воспитатель:  - Кто хочет рассказать, что обозначает, зеленый щит?

Воспитатель:  - Покажите мне золотую крепость?

Дети находят изображения на своих медальках.

Воспитатель: - Кто, расскажет, для чего казаки построили крепость? ( И  так далее по каждому элементу герба.)

-Кокой можно сделать вывод?

Отличаются ли маленькие гербы, от большого, обозначают они одно и тоже.

Как вы думаете?

5.Динамическая пауза: Игра: « Подкова».

Педагог предлагает детям подвигаться и поиграть в кубанскую народную игру:                      « Подкова».

Дети становятся в круг и поочереди под музыку передают подкову, выполняя при этом простые танцевальные движения, как только музыка замолкает, ребенок в руках которого осталась подкова, выходит в круг и показывает любое танцевальное движения дети за ним повторяют игра проводится 6- 7 раз.

6.Включение способа действия в систему знаний и умений.

Изготовления герба подготовительной группы « Б».

Воспитатель предлагает детям потренироваться и изготовить герб нашей группы, но сначала рассмотрим гербы разных городов, государств.

Воспитатель: человек давно заметил, что во многих городах есть свои отличительные особенности которыми, люди этого города гордились, и хотели увековечить эти особенности для своих предков на гербах и флагах. В Туле например – это пряник, Ярославле – оружие, Новороссийске - -это корабли.

Воспитатель: а, что в нашей группе особенного, что можно поместить на наш герб.

- Дети: мы дружные, спортивные, солнечные, веселые, любим, танцевать, играть, помогать взрослым.

Воспитатель: Герб есть у России, Краснодарского края, города Усть – Лабинска и у нас с вами свой собственный герб. Мы с вами дружные и веселые, поэтому в серединку поместим фото детей и воспитателя, мы как солнце, а лучики, это тепло, дружба, радость. На лучиках, то, что каждый из вас любит делать в детском саду.

Воспитатель предлагает сесть за стол и на ватмане  сделать герб группы. Для изготовления предлагает детям карандаши, фломастеры, цветную бумагу, вырезки из книг, журналов, фото детей. ( Приложение 3)

Воспитатель: А после того как мы с вами, повторили материал о флаге, гербе, сделали свой герб, сможем ли помочь казаку и сделать герб для него.

- Дети: сможем, мы многому научились, много узнали.

Воспитатель вместе с детьми еще раз рассматривает результат совместной работы, хвалит детей за аккуратность,  за интересные выдумки детей, а особенно ……. за его умение собрать всех в команду, работать дружно и слаженно.

7. Дидактическая игра: « Соберем герб для казака».

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Соберем герб для казака».

- Я вам буду читать отрывки из произведений кубанских авторов, а вы будете выбирать картинки подходящие по смыслу и составлять герб.      

                                                            Бывалый казак. НестеренкоВ.Д.

Приложение 4

    Дед достал из сундука с козырьком фуражку                                                                   Сапоги. Из тайника                              удалую шашку.                                                              Чуб волнистый причесал.                                                                     Взгляд – лихой, горячий.                                                                               Приоделся и сказал:                                                                            «Я -  на сход казачий.»

8.Воспитатель: -Ребята , но у нас есть еще один символ – про который мне хочется вам рассказать, это- гимн, когда звучит гимн, его, слушают стоя. У нас тоже есть свой гимн.

-Хотите его послушать?

Он был написан в годы войны, вдали от дома, полковым священникам Константином Образцовым окало ста лет назад. Каждая строчка гимна проникнута бесконечной любовью к земле Кубани и гордостью за  ее славу.

Воспитатель: включает аудиозапись гимна Кубани в исполнение Кубанского казачьего хора.

9. Итог занятия: -Друзья, о чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали?

Запомнили вы, что такое символы знаки, для чего они нужны, что обозначают? Сможете вы дома вместе с родителями составить герб семьи?

Дети: да сможем, у каждой семьи есть свои особенности, каждая, чем то увлекается, есть семейные традиции, семейные хобби, фото родных бабушек, дедушек из всего этого можно составить герб)

Воспитатель: Я очень рада, что вы помогли казаку составить  герб, вы подарили такую радость видеть изображения герба казаков и герба группы. Герб группы мы оставим в патриотическом уголке.

Приложение1http://www.vexillographia.ru/russia/subjects/images/krasndar.gif

Приложение2
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Coat_of_Arms_of_Krasnodar_kray.png        

Приложение 3.

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/deti_mach.pnghttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS9-G31LXflKq-oGEbftQajBHB4UFtFA04B9sj7Q_cUdnt2NqOEwkyNyevK

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR-jUHZN8-u80GIO8lYGN5jvq55LbpNiQhyO-uDXUCBJxc4Tb5aQfN0qrvzhttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ8PO4T0R63ZrsLpm-8lnjwTNtHN8ohwSk96kmc-oP5Q7LYOqHLDqMvemvJ

        

Приложение №4. 

http://s.felomena.com/wp-content/images/sonnik/bukva/s/sunduk.jpg

http://voenshop.com.ua/uploads/posts/2013-01/1358884306_furagka-oficerskaia-obshev.jpghttp://www.amvist.ru/netcat_files/99/109/_DSC7575_64.jpghttp://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0.jpg

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSe_xYc7eBQAaS_R0MeFcicaHp68iXHntdI7mRzGeq9D8QQ7CwPwAhttp://www.bennyspostcards.com/img/repins_cossacks_russia.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийская идея в знаках и символах

Так или иначе, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними, как говорили древние римляне... Каков же он, современный олимпийский символ?...

Знаки и символы используемые в филимоновской игрушке.

Символ солнца.Дерево жизни.Конь - образ солнца.Всадник - податель воды, урожая, травы, росы, счастья. всадник на коне - образ света и жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков х...

«ПОДСОЛНУХ - СИМВОЛ КУБАНИ» (ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ).

Учить детей создавать образ подсолнуха на основе незавершенной композиции. Обогащать знания о зерновых культурах Кубани....

Конспект занятия в подготовительной группе « Государственные символы Кубани»

Конспект занятия в подготовительной группе« Государственные символы Кубани»...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Подсолнух – символ Кубани» (ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ).

Цель: Обогатить знания детей о зерновой культуре Краснодарского края – подсолнухе. Расширить знания детей о строении растения, уборке семян, отжиме и получении масла....

мини- сборник стихов: "Осень", "3 символа. Кубань- родина моя"

Мини- сборник стихов : "Осень", " 3 символа. Кубань- родина моя"....