Тема: «Небесная лазурь Гжели» творчески – познавательный проект (краткосрочный)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней надо принять ее историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно формировать не только художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, к активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_starshaya_gruppa_1.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29
Тема: «Небесная лазурь Гжели»
творчески – познавательный проект
(краткосрочный)
Воспитатель: Логинова. Е. В
Г.Кстово
2013г
Тема проекта: «Небесная лазурь Гжели»
Актуальность:
Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней надо принять ее историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно формировать не только художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, к активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Возрастная группа: старшая группа
Цель – формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка на основе культуры и творчества русского народа, через знакомства детей с русским декоративным искусством «Гжель».
Задачи:
- Формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах;
- Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спиральки, решетку, волнистые линии);
- Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
- Создавать условия для развития здоровых чувств нравственности и творчества на примере культуры русского народа;
- Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Сроки реализации: с 11 по 20 марта 2013 года.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Взаимодействие с социумом: посещение библиотеки.
Предварительная работа:
- Создали творческую группу (музыкальный руководитель, воспитатели, родители);
- Наметили и обсудили план по проекту;
- Установили срок реализации проекта - март 2013 г – 10 дней;
- Подобрали методическую литературу, наглядно-дидактический, музыкальный материал, подготовили слайды.
- Разработали планирование основных мероприятий и сроки реализации каждого этапа;
- Разработали и утвердили ресурсное обеспечение проекта (наглядного материала, пособий).
1 этап – целеполагание
Мероприятия:
1 НОД – социализация/Труд
(вводная беседа о гжели)
Познакомить детей с бытом, народными обычаями своего народа.
Познакомит детей с одним из видов народной росписи – гжелью, которая известна во всем мире.
На примере народного творчества привить детям вкус к прекрасному, помочь увидеть гармонию цветов.
Интеграция областей: «Познание»
Срок проведения: 11 марта 2013г
Ответственные: воспитатели
Практическое приложение: конспект
Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз»
Расширить представление детей о гжели, о гжельской посуде, активизировать познавательную деятельность, развитие внимания, логического мышления воображения.
Интеграция областей: «Социализация»
Сроки проведения: 12 марта 2013г
Ответственные: воспитатели и дети
Дидактическая игра «Назови и покажи элемент росписи»
Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форма). Сформировать первоначальные представление о элементах росписи ( точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, птицы).
Интеграция областей: «Социализация»
Срок проведения: 12 марта 2013г
Ответственные: воспитатели и дети
2 этап – разработка проекта
Мероприятие:
- Здоровье.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
«Чудесные превращения».
Развитие мелкой моторики рук, снижение физической усталости.
Физкультминутка «Цветы»
Ослабить напряжение мышц спины, на которые приходится основная нагрузка.
Интеграция областей: «Физическая культура»
Срок проведения: на протяжении всего проекта
Ответственные: дети, воспитатели
Практическое приложение: содержание гимнастики.
- Физическая культура
Подвижная игра «Платок»
Все участники игры встают в круг. Входящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
Интеграция областей: «Коммуникация», «социализация», «труд»
Срок проведения: на физкультуре
Ответственные: дети, воспитатель, муз. руководитель.
- Развитие речи
«Сочинение сказки о гжельской розе».
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности с гжельской керамикой. Развивать связную речь, обучая детей придумывать сказки: развивать действия, окончание. Учить задавать вопросы. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Интеграция областей: «Коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы».
Сроки проведения: 12 марта 2013г
Ответственные: воспитатели и дети
Практическое приложение: конспект
- Художественная литература
Чтение рассказов, сказок
«Небесная лазурь Гжели», М. Боброва (сказка)
«Небесная Гжель», И. А. Лыкова (рассказы о промысле)
Чтение стихов:
«Сине-белая посуда», С. Вахрушева
«Гжель», П. Синявский, «Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко
«Незатейливый узор», Н. Радченко
Просмотр художественных альбомов:
«Небесная гжель», И. А. Лыкова
«Гжель», А. Н. Дорофеева
Интеграция областей: «чтение художественной литературы», «познание»
Сроки проведения: 11 и 14 марта 2013г
Ответственные: воспитатели и дети.
- Математика
- Ориентировка на листе бумаги;
- Ориентировка в пространстве;
- Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Интеграция областей: «познание», «коммуникация»
Сроки проведения: 13 марта 2013г
Ответственные: воспитатели и дети
Практическое приложение : конспект.
- Художественное творчество
Лепка: «Гжельский сервиз»
Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форма).
Закреплять умение лепить разными способами развивая мелкую моторику. Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.
Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «коммуникация», «труд».
Срок проведения: 11 марта 2013г
Ответственные: воспитатели и дети
Практическое приложение: конспект.
Аппликация: «Сказочный цветок»
Продолжать учить детей создавать композицию, используя аппликацию из бумаги голубого и белого цвета. Использовать метод обрывания для обогащения впечатлений и развитие мелкой моторики.
Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «коммуникация», «труд»
Срок проведения: 18 марта 2013г
Ответственные: воспитатель и дети
Практическое приложение: конспект.
Рисование:
Интегрированное занятие «Сказочная гжель»
Знакомство с творчеством гжельских мастеров, с историей возникновения промысла, воспитание патриотических чувств: любви и гордости за свой народ, свою родину, умельцев России.
Учить рисовать простейшие узоры (капельки, цветок, листики, решетку, волнистые линии, спираль) используя синий цвет.
Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «коммуникация», «труд», «познание».
Срок проведения: 13 марта 2013г
Ответственные: воспитатели и дети
Практическое приложение: конспект открытого занятия
- Музыкальное воспитание
Русские лирические мелодии:
«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»
Песни современных авторов:
«Незабудковая Гжель» П. Синявский
«Гжель» Я. Роот
«Лазури хоровод» М. Кузьмичева
Пение:
«Гжель» Я. Роот
«Лазури хоровод» М. Кузьмичева
«Россия, Россия» М. Кузьмичева
«На Руси умельцев много» муз. Иванова
Частушки
Танец матрешек.
Интеграция областей: музыка
Срок проведения: 12 и 14 марта 2013 г
Ответственные: муз. руководитель, дети.
Эстетически развивающая среда: оформление детских работ данной тематики.
Работа с родителями: консультация для родителей (родительский уголок) на тему: «Влияние народных промыслов («Гжель») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».
Консультация и помощь родителям по сбору информации и оформление книжек - раскладушек.
3 этап – выполнение проекта
- Выставка детских рисунков «Сказочная Гжель».
- Подготовка к презентации «Синь России»
- Экскурсия в библиотеку
- Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Сказочная гжель»
- Итоговое мероприятие : «В гости к мастерам Гжели»
Интеграция областей: «Художественное творчество», «познание», «коммуникация» «музыка», «труд».
Срок проведения: 19 марта 2013г.
Ответственные: дети, воспитатели, муз. руководитель
Практическое приложение:
- фотографии;
- детские работы;
- конспект;
- презентация.
4 этап – подведение итогов
Мероприятия:
Детский – творчески познавательный проект «Небесная лазурь Гжели».
Продолжать обогащать в впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов ( по данной тематике), русской лирической музыки.
Создать условия для развития здоровых чувств нравственности и творчества на примере культуры русского народа.
Провести детей к пониманию того, что народным умельцем может быть здоровый, образованный, настойчивый и уверенный в себе человек.
Вывод:
В процессе реализации проекта, дети познакомились с искусством гжели, научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль). Дети научились самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности, появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскрылись творческие способности, появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим учувствовать в творчестве. Те задачи, которые были поставлены в начале проекта, частично реализованы. Исходя из этого можно определить задачи для новых проектов:
- Продолжать развивать творческие стремления детей.
- Познакомить с городецким искусством .
- Создать новый творческий проект «В гости к мастерам Городца».
Список используемой литературы:
- Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М. А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. М.:Мозаика-Синтез, 2011.-336с.
- Мишакова. В. Родное Подмосковье (текст) В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.-63
- Боброва. М. А Небесная лазурь: (текст) М. А. Боброва //авторская сказка/ Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№2-с20
Наглядно-дидактический материал:
- Вохринцева, С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка – раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/- Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.-8с.
- Лыкова. И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7 лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/ И. А. Лыкова. – М.:Издательство дом Карапуз, 2008. – 10с.
- Чижкова. Т. Н. Дорофеева. А. Н. Гжель: наглядно- дидактическое пособие для детей 3-7 лет/ Т.Н. Чижков. Т. Н. А. Н. Дорофеева. – М. Мозаика – Синтез, 2003.-10с.
Музыкальный материал:
- Кузьмичева. М. К. Лазури хоровод:// авторская песня с движениями
- Лебедушка, Прялица, Сударушка// русские лирические мелодии в исполнении квартета баянистов//аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ. – Весть – ТДА, 2005.
- Чичиков. Ю. М. Синявский. П. Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества. – М.: Издательство Советский композитор, 1990. – с74-77
Интернет ресурсы:
- Сказочная гжель: (тест) Занятие в старшей группе с4// @maam. Ru
- Народные промыслы: частушки, загадки/http^festival/1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Небесная лазурь Гжели"
Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Что...
Конспект интегрированного занятия "Небесно- голубая гжель" в рамках проекта "Страна Народных Мастеров" (старшая группа)
Конспект ознакомительного занятия в старшей гуппе по знакомству с народными промыслами...
Познавательно-творческий проект в средней группе «Небесная лазурь Гжели»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТАНазвание проекта«Небесная лазурь Гжели»Автор проектаСамофатова Марина Николаевнавоспитатель высшей квалификационной категории,Шарова Елена ЮрьевнавоспитательВит...
«Краткосрочный творческо- познавательный проект» "День - Мамы!"
МОУ «Лингвистическая школа» «Краткосрочный творческо- познавательный проект» Кудряшова Анастасия АнатольевнаВоспитател...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Паспорт проекта "Небесная лазурь Гжели"
Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме,...
ПРОЕКТ по духовно–нравственному воспитанию: «По дорогам сказок» (творческо-познавательный, коллективный, краткосрочный) для детей старшего дошкольного возраста.
Сказки открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы рус...