Тема: «Небесная лазурь Гжели» творчески – познавательный проект (краткосрочный)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Логинова Екатерина Викторовна

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней надо принять ее историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно формировать не только художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, к активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_starshaya_gruppa_1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                              детский сад № 29

                   Тема: «Небесная лазурь Гжели»

творчески – познавательный проект

(краткосрочный)

                                  Воспитатель: Логинова. Е. В

Г.Кстово

2013г

                      Тема проекта: «Небесная лазурь Гжели»

Актуальность:

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней надо принять ее историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно формировать не только художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, к активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Возрастная группа: старшая группа

Цель – формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка на основе культуры и творчества русского народа, через знакомства детей с русским декоративным искусством «Гжель».

Задачи:

  • Формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах;
  • Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спиральки, решетку, волнистые линии);
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
  • Создавать условия для развития здоровых чувств нравственности и творчества  на примере культуры русского народа;
  • Воспитывать чувство гордости за величие,  талант и творческое наследие своего народа.

Сроки реализации: с 11 по 20 марта 2013 года.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Взаимодействие с социумом: посещение библиотеки.

Предварительная работа:

  • Создали творческую группу (музыкальный руководитель, воспитатели, родители);
  • Наметили и обсудили план по проекту;
  • Установили срок реализации проекта  - март 2013 г – 10 дней;
  • Подобрали методическую литературу, наглядно-дидактический, музыкальный материал, подготовили слайды.
  • Разработали планирование основных мероприятий и сроки реализации каждого этапа;
  • Разработали и утвердили ресурсное обеспечение проекта (наглядного материала, пособий).

                                                   1 этап – целеполагание

Мероприятия:

1 НОД – социализация/Труд

(вводная беседа о гжели)

Познакомить детей с бытом, народными обычаями своего народа.

Познакомит детей с одним из видов народной росписи – гжелью, которая известна во всем мире.

На примере народного творчества привить детям вкус к прекрасному, помочь увидеть гармонию цветов.

Интеграция областей: «Познание»

Срок проведения: 11 марта 2013г

Ответственные: воспитатели

Практическое приложение: конспект

Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз»

Расширить представление детей о гжели, о гжельской посуде, активизировать познавательную деятельность, развитие внимания, логического мышления воображения.

Интеграция областей: «Социализация»

Сроки проведения: 12 марта 2013г

Ответственные: воспитатели и дети

Дидактическая игра «Назови и покажи элемент росписи»

Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форма). Сформировать первоначальные представление о элементах росписи ( точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, птицы).

Интеграция областей: «Социализация»

Срок проведения: 12 марта 2013г

Ответственные: воспитатели и дети

                                           2 этап – разработка проекта

Мероприятие:

  1. Здоровье.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

«Чудесные превращения».

Развитие мелкой моторики рук, снижение физической усталости.

Физкультминутка «Цветы»

Ослабить напряжение мышц спины, на которые приходится основная нагрузка.

Интеграция областей: «Физическая культура»

Срок проведения: на протяжении всего проекта

Ответственные: дети, воспитатели

Практическое приложение: содержание гимнастики.

  1. Физическая культура

Подвижная игра «Платок»

Все участники игры встают в круг. Входящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро  бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Интеграция областей: «Коммуникация», «социализация», «труд»

Срок проведения: на физкультуре

Ответственные: дети, воспитатель, муз. руководитель.

  1. Развитие речи

«Сочинение сказки о гжельской розе».

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности с гжельской керамикой. Развивать связную речь, обучая детей придумывать сказки: развивать действия, окончание. Учить задавать вопросы. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Интеграция областей: «Коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы».

Сроки проведения: 12 марта 2013г

Ответственные: воспитатели и дети

Практическое приложение: конспект

  1. Художественная литература

     Чтение рассказов, сказок

«Небесная лазурь Гжели», М. Боброва (сказка)

«Небесная Гжель», И. А. Лыкова (рассказы о промысле)

Чтение стихов:

«Сине-белая посуда», С. Вахрушева

«Гжель», П. Синявский, «Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко

«Незатейливый узор», Н. Радченко

Просмотр художественных альбомов:

«Небесная гжель», И. А. Лыкова

«Гжель», А. Н. Дорофеева

Интеграция областей: «чтение художественной литературы», «познание»

Сроки проведения: 11 и 14 марта 2013г

Ответственные: воспитатели и дети.

  1. Математика
  • Ориентировка на листе бумаги;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

    Интеграция областей: «познание», «коммуникация»

Сроки проведения: 13 марта 2013г

Ответственные: воспитатели и дети

Практическое приложение : конспект.

  1. Художественное творчество

Лепка: «Гжельский сервиз»

Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форма).

Закреплять умение лепить разными способами развивая мелкую моторику. Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.

Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «коммуникация», «труд».

Срок проведения: 11 марта 2013г

Ответственные: воспитатели и дети

Практическое приложение: конспект.

Аппликация: «Сказочный цветок»

       Продолжать учить детей создавать композицию, используя аппликацию из бумаги голубого и белого цвета. Использовать метод обрывания для обогащения впечатлений и развитие мелкой моторики.

Интеграция областей: «Чтение  художественной литературы», «коммуникация», «труд»

Срок проведения: 18 марта 2013г

Ответственные: воспитатель и дети

Практическое приложение: конспект.

Рисование:

Интегрированное занятие «Сказочная гжель»

Знакомство с творчеством гжельских мастеров, с историей возникновения промысла, воспитание патриотических чувств: любви и гордости за свой народ, свою родину, умельцев России.

Учить рисовать простейшие узоры (капельки, цветок, листики, решетку, волнистые линии, спираль) используя синий цвет.

Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «коммуникация», «труд», «познание».

Срок проведения: 13 марта 2013г

Ответственные: воспитатели и дети

Практическое приложение: конспект открытого занятия

  1. Музыкальное воспитание

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

Песни современных авторов:

«Незабудковая  Гжель» П. Синявский

«Гжель» Я. Роот

«Лазури хоровод» М. Кузьмичева

Пение:

«Гжель» Я. Роот

«Лазури хоровод» М. Кузьмичева

«Россия, Россия» М. Кузьмичева

«На Руси умельцев много» муз. Иванова

Частушки

Танец матрешек.

Интеграция областей: музыка

Срок проведения: 12 и 14 марта 2013 г

Ответственные: муз. руководитель, дети.

Эстетически развивающая среда: оформление детских работ данной тематики.

Работа с родителями: консультация для родителей (родительский уголок) на тему: «Влияние народных промыслов («Гжель») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

Консультация и помощь родителям по сбору информации и оформление книжек  - раскладушек.

 

                                            3 этап – выполнение проекта

  1. Выставка детских рисунков «Сказочная Гжель».
  2. Подготовка к презентации «Синь России»
  3. Экскурсия в библиотеку
  4. Интегрированная  непосредственно образовательная деятельность «Сказочная гжель»
  5. Итоговое мероприятие : «В гости к мастерам Гжели»

Интеграция областей: «Художественное творчество», «познание», «коммуникация» «музыка», «труд».

Срок проведения: 19 марта 2013г.

Ответственные: дети, воспитатели, муз. руководитель

Практическое приложение:

- фотографии;

- детские работы;

- конспект;

- презентация.

                                              4 этап – подведение итогов

Мероприятия:

Детский – творчески познавательный проект «Небесная лазурь Гжели».

Продолжать обогащать в впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов ( по данной тематике), русской лирической музыки.

Создать условия для развития здоровых чувств нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Провести детей к пониманию того, что народным умельцем может быть здоровый, образованный, настойчивый и уверенный в себе человек.

Вывод:

В процессе реализации проекта, дети познакомились с искусством гжели, научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль). Дети научились самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности, появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскрылись творческие способности, появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим учувствовать в творчестве. Те задачи, которые были поставлены в начале проекта, частично реализованы. Исходя из этого можно определить задачи для новых проектов:

  1. Продолжать развивать творческие стремления детей.
  2. Познакомить с городецким искусством .
  3. Создать новый творческий проект «В гости к мастерам Городца».

                                 Список используемой литературы:

  1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М. А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. М.:Мозаика-Синтез, 2011.-336с.
  2. Мишакова. В. Родное Подмосковье (текст) В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.-63
  3. Боброва. М. А Небесная лазурь: (текст) М. А. Боброва //авторская сказка/ Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№2-с20

Наглядно-дидактический материал:

  1. Вохринцева, С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка – раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/- Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.-8с.
  2. Лыкова. И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7 лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/ И. А. Лыкова. – М.:Издательство дом Карапуз, 2008. – 10с.
  3. Чижкова. Т. Н. Дорофеева. А. Н. Гжель: наглядно- дидактическое пособие для детей 3-7 лет/ Т.Н. Чижков. Т. Н. А. Н. Дорофеева. – М. Мозаика – Синтез, 2003.-10с.

Музыкальный материал:

  1. Кузьмичева. М. К. Лазури хоровод:// авторская песня с движениями
  2. Лебедушка, Прялица, Сударушка// русские лирические мелодии в исполнении квартета баянистов//аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ. – Весть – ТДА, 2005.
  3. Чичиков. Ю. М. Синявский. П. Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества. – М.: Издательство Советский композитор, 1990. – с74-77

Интернет ресурсы:

  1.  Сказочная гжель: (тест) Занятие в старшей группе с4// @maam. Ru
  2.  Народные промыслы: частушки, загадки/http^festival/1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Небесная лазурь Гжели"

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Что...

Конспект интегрированного занятия "Небесно- голубая гжель" в рамках проекта "Страна Народных Мастеров" (старшая группа)

Конспект ознакомительного занятия в старшей гуппе по знакомству с народными промыслами...

Познавательно-творческий проект в средней группе «Небесная лазурь Гжели»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТАНазвание проекта«Небесная лазурь Гжели»Автор проектаСамофатова Марина Николаевнавоспитатель высшей квалификационной категории,Шарова Елена ЮрьевнавоспитательВит...

«Краткосрочный творческо- познавательный проект» "День - Мамы!"

МОУ «Лингвистическая школа»         «Краткосрочный творческо- познавательный проект» Кудряшова Анастасия АнатольевнаВоспитател...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Паспорт проекта "Небесная лазурь Гжели"

     Сегодня в  век  компьютеризации  и  высоких  технологий,  когда  жизнь  идет  в  таком  стремительном  ритме,...

ПРОЕКТ по духовно–нравственному воспитанию: «По дорогам сказок» (творческо-познавательный, коллективный, краткосрочный) для детей старшего дошкольного возраста.

Сказки открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы рус...