Проект по познавательно-речевому развитию и коммуникации «Мир вокруг нас!».
проект по окружающему миру на тему

Жежевинская Ирина Ивановна

Формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razv._rechi_dou79.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 79 г.Сочи

герб2 (1)

Проект

по познавательно-речевому развитию и коммуникации

«Мир вокруг нас!»

Старший дошкольный возраст.

Воспитатель:

Жежевинская И.И.

г. Сочи, 2013г.

Актуальность проекта.

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.

Основная идея работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.

Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников и развитие речи, умение общаться.

Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, в сфере общения.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Проблемы:

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Целью проекта является: создание единого познавательно - речевого образовательного пространства для развития у детей дошкольного возраста, развития коммуникативных навыков.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

  • разработать систему образовательной работы по познавательно-речевому развитию  и формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков;
  • отобрать инновационные методы и приемы, направленные на улучшение качества образовательной работы по познавательно-речевому развитию и формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков;
  • повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс познавательно-речевого развития и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
  • способствовать созданию речевой предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду;
  • разработать методические рекомендации для педагогов и родителей для совершенствования образовательной работы по познавательно-речевому развитию и  формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей используются следующие средства речевого развития:

1. НОД.

2. Нерегламентированная деятельность

3. Культурная языковая среда.

Задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей детей и требованиями Программы. На основе всего этого была разработана модель речевого развития детей.

СРЕДСТВА

НОД

Развитие речи

Развитие связной речи

Развитие словаря

Освоение грамматически правильной речи

Освоение звуковой культуры речи

Подготовка к обучению грамоте

Ознакомление с окружающим

Моя семья, город, страна

ОБЖ

Мои друзья

Домашние и дикие животные, птицы.

Профессии

Праздники

Знакомство с художественной литературой

Стихи и рассказы

Сказки

Фольклор

Нерегламентированная

деятельность

Коммуникактивная деятельность

Игровая деятельность

Бытовая деятельность

Трудовая деятельность

Самостоятельная деятельность

Народные подвижные игры

Дидактические игры

Игры драматизации

Культурная развивающая языковая среда

Речь педагога

Грамотная речь. Использование невербальных средств (мимика, жесты).

Развивающая среда

Центр театральной деятельности, речевой центр.

Характеристика содержания Модели:

Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах:

Развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям дошкольного возраста ведущей является игровая, предметная деятельность. Центром внимания работы с дошкольниками должна быть организация общения с детьми в процессе игры и деятельности с предметами.

Большое значение в речевом развитии дошкольников имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В работе по данному направлению используются:

- русские народные подвижные игры – для обогащения словаря детей, для воспитания звуковой культуры речи.

- игры драматизации – для развития речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи.

- дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов.

Общение с детьми в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе трудовой деятельности помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Одним из основных средств речевого развития является коммуникативная деятельность детей (совместная со взрослым).

Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств.

1. Без специальной коммуникативной деятельности невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.

2. Коммуникативная деятельность помогает реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве.

3. В коммуникативной деятельности внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания.

4. Методически правильная организация коммуникативной деятельности поможет компенсировать дефицит речевого общения с каждым ребенком.

Для познавательно-речевого развития детей необходимо широкое использование совместной коммуникативной деятельности и активизация самостоятельной коммуникативной деятельности детей.

Художественная литература также является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка развивает образность речи.

Дети знакомятся с художественным словом, обогащают свой словесный запас. Ребенок, беря на себя роль в драматизации художественного произведения, подражает поступкам, манерам и речи своего героя. При заучивании реплик желательно использовать сопряженную речь, когда ребенок проговаривает текст вместе с взрослым. Потешки, песенки, прибаутки богаты звучаниями, способствующими усвоению норм языка.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению.

В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.

Развивающая среда в группе ДОУ

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении является важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка.

Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Одной из самых важных составляющих познавательно – речевого развития является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи, приобщает их к культуре устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи.

Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:

- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

- специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога, которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.

Качество речи педагога:

- правильность (соответствие речи языковым нормам),

- точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),

- логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),

- чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

- выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),

- богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации),

- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

Поэтому важным направлением работы является разработка системы перспективного планирования, способствующая решению образовательных задач, в частности, задач речевого, познавательного развития детей и формирования коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

Направления деятельности и ее этапы. Задачи

Содержание деятельности

1 этап (апрель - май 2012г) – информационно-аналитическое обеспечение проекта.

Задачи: сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы

1.Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения и развития речи;

2.Изучение передового педагогического опыта работы по познавательно-речевому развитию и формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

3.Подбор методов педагогической диагностики детей, родителей;

4.Анализ результатов педагогической диагностики;

5.Создание в группе речевой предметно-развивающей среды.

2 этап (июнь - август 2012г.) – методическое обеспечение проекта

Задача: оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1.Разработка перспективного плана по познавательно-речевому развитию и развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

2.Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательным областям «Коммуникация», «Познание»;

3.Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие речи и коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и режиссерских игр и оформление их виде картотек;

4.Разработка консультативного материала для педагогов и родителей

3 этап (сентябрь 2012 – май 2013г.) – работа с детьми
Задача: развитие у детей коммуникативных навыков через разные виды детской деятельности, развитие речи.

1.Проведение мониторинга развития речи и коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста;

2.Реализация перспективного плана работы по познавательно-речевому развитию и формированию коммуникативных навыков общения детей через разные формы работы:

- традиционные (игры, проблемные и речевые ситуации, викторины, конкурсы и пр.);

- нетрадиционные (детско-взрослые проекты, создание электронных книг, мультипликационных фильмов).

 работа с родителями.

Задача: создание единого образовательного пространства по познавательно-речевому развитию и формированию коммуникативных навыков у детей

1.Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме развития речи и общения (родительские собрания, консультации, семинары, деловые игры и пр.);

2.Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные посиделки, чаепития, праздники, детско-родительские проекты и пр.);

3.Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ.

4 этап (май - июнь 2013г.) – презентация опыта работы

Задачи: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы

1.Подведение итогов проекта;

2.Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию и формированию  коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;

3.Презентация профессиональной деятельности;

4.Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения и развитию речи.

Ожидаемые результаты: В результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих интегративных качеств:

  • - «Любознательный, активный»:
  • задает вопросы взрослому,
  • в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками:

  •  адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);
  • способен изменять стиль общения с взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.

Овладение необходимыми речевыми умениями и навыками:

  •  у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
  •  владеет достаточным словарным запасом;
  •  свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.

Будут разработаны:

  • перспективный планы по познавательно-речевому развитию и  формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников;
  • конспекты непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательным областям «Развитие речи», «Познание»;
  • картотеки подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие речи и коммуникативных умений и навыков;
  • модели сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
  • консультативный материал для педагогов и родителей.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 79 г.Сочи

герб2 (1)

Методические рекомендации

по познавательно-речевому развитию детей

 «Мир вокруг нас!»

Старший дошкольный возраст.

Воспитатель:

Жежевинская И.И.

г. Сочи, 2013г.

Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной течи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

- о предметах и явлениях;

- о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенапраленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.

Что же эффективно и почему?

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

  1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
  2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
  3. достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
  4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей).  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.

2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4. Пение. Стихотворение-рифмование.

5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.

6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

7. Труд: трудовые и речевые действия.

8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

С чего начинать речевое воспитание ребенка?

Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.

Основной метод обследования, как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать, как общается с другими:

  • умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;
  • выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;
  • установить, каков уровень его речевого развития;
  • обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.

Трудности могут быть в звуко-и словопроизношении, в плохой дикции, в бедности словаря, в неумении выразить словом чувство, настроение, в невозможности ребенка ответить на простой вопрос, рассказать, что с ним произошло.

Нужно понаблюдать за детьми, попробовать определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у детей.

Обязательно сравнить, как отличается речь ребенка, если он обращается к нам, взрослым, и сверстникам.

Внимательно прислушаться, выяснить, стремятся ли дети четырех лет и старше разговаривать между собой, когда они что-то рисуют, конструируют, лепят. О чем они говорят? Слышат ли друг друга? Сопровождаются ли игры детей развернутыми речевыми высказываниями, если детям уже шестой-седьмой год?

Понятно, что при одной и той же проблеме у нескольких детей помощь будет разной: поскольку все дети разные, то и привычки, интересы, потребности у  них особые. У педагога в запасе всегда целый арсенал методов, приемов, форм работы, целая педагогическая копилка игр и развлечений.

Если мы определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы.

Но не надо торопиться – надо верить и стимулировать, поступать так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого мы ждем. Надо создать для нег ситуации успеха. Ни в коем случае не «зацикливать» малыша на его речевых несовершенствах, неудачах.

Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы?

Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! 

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Важнейшая деятельность для дошкольника – игра, а главнейшая потребность – общение. Труд, как и игра, неотделим от наслаждения, но только в том случае, если труд правильно организован. Потребность в труде для ребенка (до 3 – 4лет) связана с интересом не к результату, а к самому процессу и к возможности общения.

Формы организации работы по развитию речи:

1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.

2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.

3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.

4. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.

5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель « заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.

Основные принципы организации речевого развития:

1. Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки.

2. Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).

3. Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.

4. Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанейное» (А.В.Запорожец) развитие речи в общении и деятельности.

5. Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Познавательно – речевое направление. Образовательная область «Коммуникация».

Данная непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми логопедической подготовительной к школе группы.Вид НОД: формирование навыков звукового анализа и синтеза и обучению...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (средняя группа) на тему: "ЗИМУШКА - ЗИМА" (познавательно-речевое направление, образовательная область: коммуникация).

Данный материал представляет собой разработку НОД, направленной на развитиме речи и коммуникативных навыков, а также словесно-логического мышления детей среднего возраста.Своевременное и полноценное о...

Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей «А» группе Тема проекта: «Потешки - помощники»

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дет...

Конспект НОД по познавательно – речевому направлению образовательная область «Коммуникация» (подготовительная группа). Тема: «На помощь к "Грамотейцам»

Интересный конспект с использованием разнообразных методов и приёмов. Очень интересный. Воспользуйтесь, не пожалеете....

Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей группе «Почемучки»Тема проекта: «Потешки – наши помощники»

Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей род...