Экологическая тропа «Удивительное рядом»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad_ekologicheskaya_tropa.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа «Удивительное рядом»
Средняя группа
Воспитатель - Бортникова Т.В.
Паспорт экологической тропы
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».
Л. Леонов
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, эффективнее в дошкольном возрасте.
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Все мероприятия, направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Одной из интересных инновационных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с природой, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.
Цель: Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и не живой природе.
Задачи:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
формирование знаний о природе;
показать детям многообразие растительного мира окружающей среды;
развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
развитие первоначальных географических представлений, знакомство со способами ориентирования на местности;
активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Предполагаемые результаты:
У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети будут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
Родители.
Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Оборудование и материалы: картосхема экологической тропы, карточки и иллюстрации с изображением объектов, лупы, фотоаппараты (настоящий и игрушечные).
Предварительная работа:
Организация и оборудование экологической тропы.
Создание картосхемы и паспорта экологической тропы.
Чтение природоведческой литературы.
Беседы.
Дидактические игры.
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.
Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки.
Объекты экологической тропы:
1. «Царство удивительных цветов»
2. «Зелёная аптека»
3. «Чудо огород»
4. «Альпийская горка»
5. «Рябина»
6. «Хоровод березок»
7. «Ивушка»
8. «Спортивная площадка - «Тропа здоровья»
9. «Лужайка»
10. «За околицей»
11. «Пенёк-теремок»
Дети в садике живут, здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят, на экскурсии вместе ходят.
№1 «Царство удивительных цветов»
Цель: знакомство детей с богатым миром цветущих растений и условиями их роста и развития.
На территории — большая цветочная клумба. Здесь растут астры, циннии, лилии... Над ними кружится и гудит, как вертолет, большой шмель. Он мохнатый, с желтыми полосками на брюшке. Шмель летает над цветком, садится на него и замирает, словно принюхивается к аромату
Ребята, надо отправиться на экскурсию по экологической тропе, узнать, может быть, цветам требуется помощь.
Дети последовательно обходят все объекты, называют их, рассказывают, что с ними произошло с прошлой экскурсии. Как можно любоваться цветами, не срывая их? (дети перечисляют: понюхать, посмотреть, зарисовать).
Да, не обязательно трогать их руками. Природу можно чувствовать и по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (солнечное тепло). Что слышите? (журчание ручья, капель, шорох и т. д.).
В заключение воспитатель предлагает полюбоваться красотой природы, вдохнуть воздух, несколько минут молча послушать звуки, понюхать запахи летней , затем осенней природы. После экскурсии – зарисовки, составление рассказов, игры.
№2 «Зелёная аптека»
Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.).
Собираем и рассматриваем – подорожник, мать – мачиха, полынь, мята, тысячелистник, шиповник.
— А мы с вами уже много интересного знаем о лекарственных растениях,
Ответьте мне на вопросы.
— Какое растение называют «зеленым бинтом»? (подорожник)
— О каком растении говорят, что оно жжется? (крапива)
— Молодцы! А скажите мне, какие растения нужны для аппетитного чая? (полынь, тысячелистник, шиповник)
— А для витаминного? (шиповник, земляника, черная смородина, малина и листочки от этих растений)
№3. «Чудо огород»
Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на территории детского сада.
«Огород»
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
(Ф. Гуринович)
4. «Альпийская горка»
Цель: побуждать детей радоваться цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
Воспитывать у детей чувство прекрасного.
«Мы посадим здесь цветы, небывалой красоты,
Все цветочки разные – белые и красные,
жёлтые и синие, все цветы красивые».
Цветник- украшение территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нем высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени: нежные нарциссы, строгий ирис, настурция, бархатцы, флоксы.
«Давай пройдемся медленно по лугу,
И «Здравствуй» скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать».
5. «Рябина»
Цель: обогатить знания детей о рябине, неприхотливом, красивом во все времена года дереве.
Рассматривание рябины полезно для зрения детей (особенно слабовидящих) – пестрота дерева создаёт расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
В отличие от кустов черной рябины красная рябина относиться к разряду деревьев. Листья разные по форме ребята могут сравнить при подготовке гербария, а плоды яркого красного цвета можно использовать при изготовлении бус и других поделок. Также немаловажно дать представление о целебных свойствах ягод красной рябины и ее отличие от черной рябины.
6. «Хоровод березок»
Цель: разнообразить знания детей о берёзе, её внешнем виде, сходстве и различии с другими деревьями
Стройные, белоствольные березки расположены на территории детского сада. Березками можно любоваться в течение года: ранней весной, когда она зацветает, осенью можно видеть все ее оттенки листвы, от жёлтых и жёлто-зеленых до багряных. Зимний наряд березки дает возможность детям увидеть гибкие веточки, стройный ствол с черными черточками.
Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.
Загадка: Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой. (береза)
Показать иллюстрации с изображением берез. Рассмотреть, полюбоваться красавицей березкой.
- Как в любое время года мы можем узнать березку? (по белому стволу, только у березки такой ствол) .
- Какие у березы веточки? Какие листочки? Летом, осенью?
- Мы любим нашу березку. Как можно ласково назвать ее? (Кучерявая, кудрявая, скромница, белоствольная) .
- Тонкие ветки березки опущены вниз. Такой белой коры больше не найдешь ни на одном дереве. О русской березке написано много стихов.
Читаем стихотворение И. Прокофьев «Березка»
Люблю березку русскую,
то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застежками,
с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
- Береза красива в любое время года. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
***
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
***
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы.
- Это дерево полюбилось нашему народу. Березку помнят в сказках, загадках и в песнях.
Дети подходят к березе, здороваются с ней, называют свои имена, обнимают, называют березу различным ласковыми словами.
Беседа по вопросам:
– Как выглядит береза?
– Что у нее есть? (Ствол, ветки, листья, цветы-сережки, корень.)
– Как можно измерять высоту березы? (Варианты ответов.) Лесовичок предлагает стать под березу – намного ли она выше детей?
– Как измерять толщину березы? (Ниточкой, обхватить руками.)
А как празднично и красиво выглядели в осеннем наряде наши березы! В грусти мы читаем детям книгу С. Воронина «Моя береза». Автор говорит о дереве, как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу: умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривают березу на нашем участке. Они отмечали, что веточки у березы гибкие, свисают вниз на дереве много листьев – сквозь них даже не просвечивается солнце. Мы обращали внимание ребят на то, что среди зеленых листьев изредка мелькают желтые – это первые признаки осени.
7. «Ивушка»
Цветы ивы медоносные, в коре дубильные вещества и салицин. Ива используется для первоначального высаживания на бросовых землях, для предотвращения эрозии; плакучая и пирамидальная ива служат для декоративных целей. Ива Пурпурная - это вид кустистой ивы (прутьевидная, желтолозник, миндальная); побеги этого вида ивы используют для изготовления плетеных изделий.
8. «Спортивная площадка - «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
На территории находится спортивная площадка. Здесь мы и поиграем.
По тропинке мы гуляли,
За природой наблюдали.
Отдохнуть теперь пора,
Ждет веселая игра.
9. «Лужайка»
Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро. Как вы оцениваете действия девочки?
10. «За околицей»
В деревенском стиле была создана зона леса, под названием «За околицей».
11 «Пенёк-теремок»
Цель: познакомить детей с «домом» для сообществ насекомых, мхов и грибов.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Это замечательные существа: кузнечики, муравьи, божьи коровки, бабочки, шмели, пчёлы. Мы стараемся учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. Вот, например божья коровка, на первый взгляд кажется безобидным жучком, а на деле она страшный хищник! Она хлопотливо бегает по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои маленькие ножки.
В поисках пищи. Её еда – тли, очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. За день она съедает до 200 тлей,
«У нас мурашки муравьи, живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник дом
Миролюбивые жильцы без дела не сидят,
С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит в траве и под листвой».
Муравьи очень дружные насекомые, они старательно помогают друг другу носить тяжёлые стебли и травинки, а иногда бывает, встретятся два муравья, обнимут друг друга и шевелят усиками. Это они делятся пищей друг с другом.
Заключение
Работа на экологической тропе способствует приобщению детей к практической экологической деятельности, развивает умение вести исследовательскую работу. Воспитывает природоохранительные знания и умения, личную ответственность за сохранность окружающей природы. Развивает умение чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.
Объекты экологической тропы дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Дети очень эмоционально и живо реагируют на встречу с прекрасным и удивительным. Нам очень нравится с детьми гулять по экологической тропе, наслаждаться красотой природы. Осенью деревья в разноцветных нарядах, каждое дерево необычайно красиво. Мы наблюдали за природой и старались подметить что- то новое и красивое. В конце экскурсии детям дается время для самостоятельного наблюдения и сбора природоведческого материала.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери. Движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Надеюсь, что работа на экологической тропе не напрасна и наши воспитанники, став взрослыми, будут бережно относиться к родной природе.
Экологическое воспитание – это, прежде всего, воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.
Дети стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.
Экологическая полиция
Из ребят нашей группы создана экологическая полиция. Это игра, но дети серьёзно относятся к своим правам и обязанностям. Дел немало: объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке. Запрещается: ломать ветки, срывать листочки, ловить насекомых, бросать бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа: «Удивительное рядом» Старшая группа
Обогощение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...
Путешествие по экологической тропе "Удивительное-рядом"
Экологические тропы позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...
Экологическая тропа "Удивительное рядом"
Экологическое рядом....
экологическая тропа "Удивительное рядом"
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, на котором дети получают информацию об этих объектах. Организац...
Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ. Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с при...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ.
Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе....