Экологическая тропа «Удивительное рядом»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бортникова Тамара Васильевна

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_ekologicheskaya_tropa.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа  «Удивительное рядом»

Средняя  группа              

Воспитатель   -  Бортникова Т.В.

Паспорт   экологической   тропы

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Л. Леонов

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, эффективнее в  дошкольном  возрасте.

Любовь к Родине начинается с любви к природе.  Все мероприятия, направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.  

Одной из интересных  инновационных  форм  экологического воспитания является создание экологической тропы.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с природой,  многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.

 

Цель: Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и не живой природе.

 

Задачи:

воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;

формирование знаний о природе;

показать детям многообразие растительного мира окружающей среды;

развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;

развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

развитие первоначальных географических представлений, знакомство со способами ориентирования на местности;

активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

Предполагаемые результаты:

У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.  Дети будут различать  живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

 Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

 У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

Родители.

Активное включение в совместные с детьми  мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Оборудование и материалы: картосхема экологической тропы, карточки и иллюстрации с изображением объектов, лупы, фотоаппараты (настоящий и игрушечные).

 

Предварительная работа:

Организация и оборудование экологической тропы.

Создание картосхемы и паспорта экологической тропы.

Чтение природоведческой литературы.

 Беседы.

 Дидактические игры.

 Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

 

Для  организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные  объекты для исследования - видовые точки.

Объекты экологической тропы:

1. «Царство удивительных цветов»

2. «Зелёная аптека»

3. «Чудо огород»

4. «Альпийская горка»

5. «Рябина»  

6. «Хоровод  березок»

7. «Ивушка»

8. «Спортивная площадка  - «Тропа здоровья»

9. «Лужайка»

10. «За околицей»

11. «Пенёк-теремок»

Дети в садике живут, здесь играют и поют,  

Здесь друзей себе находят, на экскурсии вместе ходят.

№1 «Царство удивительных цветов»

Цель: знакомство детей с богатым миром цветущих растений и условиями их роста и развития.

На  территории — большая цветочная клумба. Здесь растут астры, циннии, лилии... Над ними кружится и гудит, как вертолет, большой шмель. Он мохнатый, с желтыми полосками на брюшке. Шмель летает над цветком, садится на него и замирает, словно принюхивается к аромату                       

Ребята, надо отправиться на экскурсию по экологической тропе, узнать, может быть, цветам требуется помощь.

Дети последовательно обходят все объекты, называют их, рассказывают, что с ними произошло с прошлой экскурсии.   Как можно любоваться цветами, не срывая их? (дети перечисляют: понюхать, посмотреть, зарисовать).

Да, не обязательно трогать их руками. Природу можно чувствовать и по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (солнечное тепло).  Что слышите? (журчание ручья, капель, шорох и т. д.).

В заключение воспитатель предлагает полюбоваться красотой  природы, вдохнуть  воздух, несколько минут молча послушать звуки, понюхать запахи летней , затем осенней  природы.  После экскурсии – зарисовки, составление рассказов, игры.  

№2 «Зелёная аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.).

Собираем и рассматриваем – подорожник, мать – мачиха, полынь, мята, тысячелистник, шиповник.

— А мы с вами уже много интересного знаем о лекарственных растениях,

Ответьте мне на вопросы.

— Какое растение называют «зеленым бинтом»? (подорожник)

— О каком растении говорят, что оно жжется? (крапива)

— Молодцы! А скажите мне, какие растения нужны для аппетитного чая? (полынь, тысячелистник, шиповник)

— А для витаминного? (шиповник, земляника, черная смородина, малина и листочки от этих растений)

№3. «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на территории  детского сада.  

«Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

4. «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться  цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

 «Мы посадим здесь цветы, небывалой красоты,

Все цветочки разные – белые и красные,

жёлтые и синие, все цветы красивые».

Цветник- украшение территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нем высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени: нежные нарциссы, строгий ирис, настурция, бархатцы, флоксы.

«Давай пройдемся медленно по лугу,

И «Здравствуй» скажем каждому цветку,

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать».

5. «Рябина»

Цель: обогатить знания детей о рябине, неприхотливом, красивом во все времена года дереве.

Рассматривание рябины полезно для зрения детей (особенно слабовидящих) – пестрота дерева создаёт расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

В отличие от кустов черной рябины красная рябина относиться к разряду деревьев. Листья разные по форме ребята могут сравнить при подготовке гербария, а плоды яркого красного цвета можно использовать при изготовлении бус  и других поделок. Также немаловажно дать представление о целебных свойствах ягод красной рябины и ее отличие от черной рябины.

6. «Хоровод  березок»

Цель:  разнообразить знания детей о берёзе, её внешнем виде, сходстве и различии с другими деревьями

Стройные, белоствольные березки расположены на территории детского сада. Березками можно любоваться в течение года: ранней весной, когда она зацветает, осенью можно видеть все ее оттенки листвы, от жёлтых и жёлто-зеленых до багряных. Зимний наряд березки дает возможность детям увидеть гибкие веточки, стройный ствол с черными черточками.

Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

 Загадка: Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой. (береза)

Показать иллюстрации с изображением берез. Рассмотреть, полюбоваться красавицей березкой.

- Как в любое время года мы можем узнать березку? (по белому стволу, только у березки такой ствол) .

- Какие у березы веточки? Какие листочки? Летом, осенью?

- Мы любим нашу березку. Как можно ласково назвать ее? (Кучерявая, кудрявая, скромница, белоствольная) .

- Тонкие ветки березки опущены вниз. Такой белой коры больше не найдешь ни на одном дереве. О русской березке написано много стихов.

Читаем стихотворение И. Прокофьев «Березка»

Люблю березку русскую,

то светлую, то грустную,

в белом сарафанчике,

с платочками в карманчиках,

с красными застежками,

с зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится.

- Береза красива в любое время года. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У березы на плечах.

***

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

***

Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы.

- Это дерево полюбилось нашему народу. Березку помнят в сказках, загадках и в песнях.

 Дети подходят к березе, здороваются с ней, называют свои имена, обнимают, называют березу различным ласковыми словами.

 Беседа по вопросам:

– Как выглядит береза?

– Что у нее есть? (Ствол, ветки, листья, цветы-сережки, корень.)

– Как можно измерять высоту березы? (Варианты ответов.) Лесовичок предлагает стать под березу – намного ли она выше детей?

– Как измерять толщину березы? (Ниточкой, обхватить руками.)

А  как празднично и красиво выглядели в осеннем наряде  наши березы! В грусти мы читаем детям книгу С. Воронина «Моя береза». Автор говорит о дереве, как о живом существе, которое радуется теплу  и солнцу: умеет защищать себя  и в осеннее  ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий  солнечный осенний день дети с интересом рассматривают  березу  на  нашем  участке. Они отмечали, что веточки у березы  гибкие, свисают вниз  на  дереве  много  листьев – сквозь них даже  не  просвечивается  солнце. Мы  обращали  внимание  ребят  на то, что среди  зеленых  листьев изредка  мелькают желтые – это первые  признаки  осени.

7. «Ивушка»

Цветы ивы медоносные, в коре дубильные вещества и салицин. Ива используется для первоначального высаживания на бросовых землях, для предотвращения эрозии; плакучая и пирамидальная ива служат для декоративных целей. Ива Пурпурная - это вид кустистой ивы (прутьевидная, желтолозник, миндальная); побеги этого вида ивы используют для изготовления плетеных изделий.

8. «Спортивная площадка  - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

На  территории находится спортивная площадка. Здесь мы и поиграем.

По тропинке мы гуляли,

За природой наблюдали.

Отдохнуть теперь пора,

Ждет веселая игра.

9. «Лужайка»

Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро. Как вы оцениваете действия девочки?

10. «За околицей»

В  деревенском стиле была создана зона леса, под названием «За околицей».

11  «Пенёк-теремок»

Цель:  познакомить детей с «домом» для сообществ насекомых, мхов и грибов.

 Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Это замечательные существа: кузнечики, муравьи, божьи коровки, бабочки, шмели, пчёлы. Мы стараемся учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. Вот,  например божья коровка, на первый взгляд кажется безобидным жучком, а на деле она страшный хищник! Она хлопотливо бегает по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои маленькие ножки.

В поисках пищи. Её еда – тли, очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. За день она съедает до 200 тлей,

«У нас мурашки муравьи, живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник дом

Миролюбивые жильцы без дела не сидят,

С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит в траве и под листвой».

 Муравьи очень дружные насекомые, они старательно помогают друг другу носить тяжёлые стебли и травинки, а иногда бывает, встретятся два муравья, обнимут друг друга и шевелят усиками. Это они делятся пищей друг с другом.

                               Заключение

Работа на экологической тропе способствует приобщению детей к практической экологической деятельности, развивает умение вести исследовательскую работу. Воспитывает природоохранительные знания и умения, личную ответственность за сохранность окружающей природы. Развивает умение чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Объекты экологической тропы дают большие возможности для сенсорного развития,  для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Дети очень эмоционально и живо реагируют на встречу с прекрасным и удивительным.  Нам очень нравится с детьми гулять по экологической тропе, наслаждаться красотой природы. Осенью деревья в разноцветных  нарядах, каждое дерево необычайно красиво. Мы наблюдали за природой и старались подметить что- то новое и красивое.  В конце экскурсии детям дается время для самостоятельного наблюдения и сбора природоведческого материала.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери. Движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Надеюсь, что работа на экологической тропе не напрасна и наши воспитанники, став взрослыми, будут бережно относиться к родной природе.

Экологическое воспитание – это, прежде всего, воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.

Дети  стали более наблюдательными, внимательными, научились  чувствовать красоту  природы.

Экологическая полиция

Из ребят нашей группы создана экологическая полиция.  Это игра, но дети серьёзно относятся к своим правам и обязанностям.  Дел немало: объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке. Запрещается: ломать  ветки, срывать листочки,  ловить  насекомых, бросать бумагу.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа: «Удивительное рядом» Старшая группа

Обогощение  и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...

Путешествие по экологической тропе "Удивительное-рядом"

Экологические тропы позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...

экологическая тропа "Удивительное рядом"

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, на котором дети получают информацию об этих объектах. Организац...

Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Обогащение и систематизирование экологических  знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ. Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде  через общение с при...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ.

Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе....