Конспект экскурсии "Наш парк зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал экскурсии рассчитан на детей 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_nash_park_zimoy.docx | 124.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭРУДИТ»
всероссийский дистанционный конкурс педагогов
«Педагог-Педагогу»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Конспект экскурсии
«Наш парк зимой»
подготовила
Голубева Светлана Дмитриевна,
воспитатель
г. Киселёвск
2013
Тема: «Наш парк зимой» (поздняя зима)
Задачи:
- Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках поздней зимы.
- Учить детей различать деревья по коре, плодам и семенам.
- Воспитывать у детей любовь и гуманное отношение к родной природе.
Программное содержание: Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках поздней зимы: поздней зимой еще холодно, бывают вьюги и метели, морозы. Зеленеют только хвойные деревья, остальные деревья стоят голые, на них остались только почки и семена. Птицам голодно и холодно, их надо продолжать подкармливать. Обратить внимание детей на первые признаки приближающейся весны: снег слежался, уплотнился, потерял свою белизну, на его поверхности образуется наст. Солнце поднимается выше над горизонтом. На деревьях образуется весенний загар.
Словарная работа:
- обогащение словаря – наст
- активизация в речи следующих слов: вьюга, морозы, метели, шероховатый, гладкий, лиственные, хвойные, крылатки.
Подготовка к экскурсии:
- Воспитатель заранее посещает место предыдущей экскурсии, продумывает ходом экскурсии, вопросы, объекты наблюдения.
- С детьми разучиваются загадки, пословицы, стихи о зиме, природе зимой.
Ход:
Привожу детей на место экскурсии, даю возможность оглядеться, свободно подвигаться, затем подзываю их к себе и говорю:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Дети! Так какое сейчас время год? (Зима)
- По каким признакам мы знаем, что пришла зима? (Дети называют признаки зимы: солнце не греет; становится холодно; одни птицы улетели на юг, а другие прилетели к нам зимовать; реки покрылись людом; земля покрыта снегом; деревья стоят без листьев (лиственные) и т.д.)
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Какой первый месяц зимы? (Декабрь)
- Какой месяц называют «лютень»? (Январь) Почему? (Стоят сильные, лютые морозы)
- Какой зимний месяц самый короткий? (Февраль, 28/29 дней)
- Чем покрыта земля зимой? (Снегом) А пруд, река? (Они покрыты льдом)
- Давайте вспомним загадки о снеге и льде (Дети вспоминают и рассказывают).
- Посмотрите, изменился ли слой снега по сравнению с прошлой экскурсией? (Да, его стало больше)
- Давайте измерим слой снега нашей условной меркой (измеряем).
- Что можно сказать о количестве снега? (Снега стало больше, чем было в начале зимы). Почему? (Потому что снег падает и не тает. Его стало больше, потому что его никто не убирает здесь)
- Кто помнит пословицы о снеге? («Много снега – много хлеба», «Спасибо мороз, что снега принес»)
- Как вы понимаете эти пословицы? (Дети объясняют).
- Сейчас ранняя зима (начало зимы) или поздняя зима (конец зимы)? (Поздняя зима)
- По каким признакам вы это определили (как догадались)? (Дети затрудняются ответить. Один из них догадывается и говорит: «Потому что февраль!»)
- Чтобы точно и правильно определить в лесу, парке признаки поздней зимы, давайте внимательно посмотрим вокруг (Дети оглядываются, осматриваются)
- Как изменился снег? (Снег слежался, потерял рыхлость, не блестит на солнце)
- Приглядитесь внимательно, что вы заметили на поверхности снега? (Корочка льда)
Снять кусочек наста, рассмотреть его.
- Эта ледяная корка называется наст (Попросить нескольких детей повторить, как называется корка на снегу).
- Как вы думаете, как на пушистом снегу стала появляться такая твёрдая корочка? (Дети пытаются найти объяснение появлению наста)
Воспитатель объясняет детям, как образуется наст.
- Посмотрите, есть ли следы на снегу? (Дети рассматривают следы на снегу)
- Какие следы вы заметили? (Следы птиц, животных, человека(взрослые, детские)
- Что это за животные? (Мыши-полёвки, белки)
- Каких птиц можно встретить в парке зимой? (Снегирей, синиц, воробьев, ворон, голубей, соек, дятлов и т.д.)
- Как можно назвать птиц, которые к нам прилетают зимовать? (Зимующие: клёст, снегирь)
- А тех птиц, которые с нами всё время живут? (Осёдлые: голуби, воробьи, вороны; кочующие: синицы, дятлы)
- Чем питаются птицы зимой? (Ответы детей)
- Легко ли им добывать себе корм? (Нет)
- Правильно, пищу птицам и животным зимой очень трудно найти, слой снега очень большой.
- Как мы с вами всю зиму помогаем птицам питаться? (Построили кормушки, развесили их на территории садика и насыпаем в кормушки регулярно корм)
- Отчетливо ли видны следы птиц и животных на снегу? (Нет)
- Почему не отчетливо? (Ответы детей)
- А какая сегодня погода? (Вместе с воспитателем дети описывают погоду в день экскурсии, употребляя как можно больше прилагательных)
- Вы сказали, что сегодня еще холодно, морозно. Как вы об этом узнали? (Замёрзли, тепло оделись в садик, пар изо рта идёт)
- Какой сейчас идет зимний месяц? (Третий зимний месяц февраль)
- Вспоминаем пословицу: «Февраль месяц лютый… (Дети договаривают «…спрашивает, как обутый»).
- Что еще можно сказать о погоде в феврале? (Дети вспоминают и рассказывают)
- Да, в феврале часто бывают вьюги и метели. В народе есть даже пословица об этом: «Вьюги да метели в феврале налетели».
- Многие русские поэты писали о зиме стихотворения. Мы их с вами учили в группе. Вспомните стихотворение, в котором описывается погода в феврале (Дети вспоминают и рассказывают).
Например:
Дуют ветры в феврале, воют в трубы звонко,
Змейкой мчится по земле белою поземка.
- Какие деревья растут в нашем парке? (Хвойные: ель, сосна, лиственница;. Лиственные: рябина, клён, карагач, липа, берёза, тополь)
- По какому признаку зимой мы различаем хвойные деревья? (Они стоят зелёные, потому что не сбрасывают листики-иголочки круглый год)
- Подойдите к этому дереву (Вместе с воспитателем дети подходят к липе)
- Как оно называется? (Липа)
- Как вы узнали, ведь на дереве нет листьев? Верно, липа стройная кора у нее коричневого цвета.
- Подойдите вот к этому дереву (Подходят к рябине)
- Обратите внимание, сколько у рябины стволов? (Считают вместе с воспитателем) А сколько стволов у дерева? (1) Значит рябина это не дерево, а что..? (С помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что рябина это высокорослый кустарник)
- Среди всех деревьев и кустарников рябина выделяется ещё и … Чем? (На ней висят остатки красных ягод, которые видно издалека. Ими питаются птицы всю зиму.)
- Интересно, а деревья и кустарники чувствуют, что зиме приходит конец? (Ответы детей)
- А как мы можем заметить, что деревья тоже в ожидании весны? (Кора начинает загорать на солнышке, проталинки кое-где появляются в тёплые солнечные дни…)
- Всё в парке уже ждёт весны. Сегодня мы заметили, что… (Дети вспоминают приметы поздней зимы. Воспитатель помогает наводящими вопросами.)
- Мы вернёмся с вами в парк через месяц, в марте и пронаблюдаем первые приметы весны, как пробуждается природа от зимнего сна.
- А когда вернёмся в группу, нарисуем свои впечатления о сегодняшней экскурсии, вечером покажем свои работы родителям.
Источники информации:
- Лукошко сказок. Стихи и загадки для детей. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lukoshko.net/storyList/stihi-dlya-detey.htm
- Стихи для детей. [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.stihi-rus.ru/deti/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...
Конспект интегрированной НОД «Зима снежная, зима морозная».
Познакомить детей с зимой....
конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.
Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала а также занятие проводится и на прогулке....
Конспект фронтального занятия: "Зима. Зимующие птицы"
Тема: «Зима. Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»:- закреплять знания детей о времени года зима;- ра...
Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»
Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...
Конспект занятия «Волшебница зима. Зима в творчестве русских художников» «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
Зима в творчестве...
Конспект игры-занятия ”Зима- затейница» по теме «Здравствуй зимушка-зима»
Речевое развитие: усвоение норм построения творческого высказывания, закрепление и расширение знаний о зимних забавах, развитие связной, грамматически правильной речи, лексики, речемыслительной деятел...