проект "Осень"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе №5
МДОУ «Детский сад №18»
Актуальность.
При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее
увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь
это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается,
что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить, не
поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких
листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-
голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти
серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не
нужным.
Получается, если
не обратить
внимания на красоту окружающего мира, то
дети потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний
мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком,
подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так
хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, вдыхать этот чудесный
чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь,
активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем,
чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с природой.
Уже доказано, что
наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что
больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Поэтому
видим необходимость разработки проекта, направленного на обогащение детского
опыта новыми впечатлениями, знаниями об осени, умение детьми выражать свои
суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов,
эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Считаем, что
реализация проекта позволит расширить и систематизировать знания детей об
изменениях , происходящих осенью в растительном и животном мире, о взаимосвязи
в изменении погоды и одежды людей, труда, сформировать у детей интерес к
элементарной исследовательской деятельности в природе.
Вид проекта
: исследовательско-творческий, краткосрочный
Время реализации
: октябрь
Участники проекта
: дети, родители, воспитатели группы No5, узкие специалисты
(инструктор по физической культуре , музыкальный руководитель)
Цель проекта
: создание условий для развития познавательной и эмоционально-
творческой активности детей среднего возраста путём вовлечения их в совместное со взрослым проектирование деятельности экологического содержания
сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи
- расширять представления детей об осени как о времени года; учить устанавливать
связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе в осенний
период;
- учить передавать свои впечатления по средствам художественно-творческой
деятельности;
- развивать способность наблюдений за живой и не живой природой;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности и любовь к окружающей
среде.
Новизна:
личная включенность каждого ребенка в реализацию проекта
посредством исследовательской и художественно-творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
дети
смогут увидеть красоту и разнообразие
окружающей природы, научатся рассказать о своих личных наблюдениях и
впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям
окружающего мира. Родители в ходе выполнения домашних заданий проявят свою
заинтересованность к этой теме, продемонстрируют детям свою осведомлённость в
этом вопросе и смогут проявить творческий подход.
Содержание совместной деятельности по направлениям развития
Речевое | Коммуникативно –личностное | Познавательное | Художественно-эстетическое | Физкультурно-оздоровительное |
Ситуативная беседа «какие ты знаешь сказки ,где один из героев –овощ?» ,»Опиши словами осень», Беседа «Когда это бывает?», Заучивание скороговорок, стихов ,потешек, отгадывание загадок, Составление описательных рассказов об осени, Игры –имитации «Заяц»,»Волк», «Лиса», «Медведь», «Позовем сказку-шкатулка с осенними сказками» | Игровая ситуация «дочки-матери», «Лесные солдаты»,»Магазин дачного урожая», «Дачный урожай на дом», «Розыск пропавших зверй», с/р игры «На природе всей семьей», «Хозяюшки», «Готовимся к зиме». Словесные игры «Я знаю ласковое слово», «Отчего грустит осень?» | д/и «С какого дерева листочек?», «Сложи картинку», «Узнай по вкусу (цвету ,запаху ,форме ,описанию ,на ощупь )»,Чудесный мешочек», «Витамины с огорода», «Когда это бывает?», «Мамы и детеныши», «Лабиринт»,«Четвертый лишний», « С какой ветки детка?», презентация «Осень подарки принесла», составление альбома «Осень золотая», экскурсия в парк,сбор природного материала , коллекционирование шишек ,осенних открыток,наблюдение за трудом взрослых.,сбор опавших листьев, опыт с шишками . | Слушание музыки и песен об осени, Имитация движений «Листопад»,разучивание песен об осени, Просмотр кукольного театра «Гриб»Сутеева, Музыкальный праздник «осенний хоровод»,муз /дид игра «Узнай на чем играю», Инсценировка «Репка»,»Колосок», Лепка из соленого теста «Овощи», «Грибы», «Фрукты», «Кисть рябины»,лепка «Ежик из шишек», Аппликация «Осенний сад», «Осень в лесу», «Заготовки на зиму», «Листопад и звездопад», «Листовички», «Золотые подсолнухи», «Тучи по небу бежали», Рисование «Осенняя веточка», «Остановим осень на мгновенье», «На яблоне поспели яблоки», «Золотая береза», Пластилинография «Под грибом»,изготовление поделок из природного материала, Чтение Сутеев «Под грибом»,»Яблоки»,Ю.Тувим «Чудеса», «Овощи»,И.Бунин «Листопад»,В.Степанов «Был у зайца огород»,К.Ушинский «История одной яблоньки», «Осенняя сказка»,Я .Тайц «Послушный дождик»,Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме», Рассматривание фотографий ,иллюстраций ,картин. | П/И «Собери урожай», «Овощи и фрукты», «Съедобное –несъедобное», « Скакого дерева листочек?»,»Догони свою пару», «Ручеек», «Солнышко и дождик», «Кто быстрее обежит лужи», «В лесу», Беседа «Опасные ситуации в природе», «О пользе овощей и фруктов»,»Почему нельзя употреблять в пищу немытые овощи и фрукты», Д /и «Что можно ,а что нельзя в лесу», Проблемная ситуация «Как бы ты поступил ,если бы заблудился в лесу?», Пальчиковые игры «Грибы», «Деревья», |
Взаимодействие с родителями
-привлечение родителей к оформлению группы по теме «Осень золотая»,
-рекомендации родителям по домашнему чтению
-оформление родительского уголка
-участие родителей в конкурсе «Осеннее лукошко»
-фотовыставка «Осенний денек»
-изготовление большой осенней книги совместно с родителями
-подготовка и проведение праздника «Осенний хоровод»
-консультация для родителей «Одежда детей осенью»,
«Пять рецептов для солнечного настроения осенью».
Создание предметно –развивающей среды
-оформление группы ,лестницы ,холла –осенние букеты, иллюстрации с изображением осенней природы .Живые натюрморты.
-подбор книг ,журналов ,иллюстраций ,детских энциклопедий по теме «Золотая осень»,
-аудиозаписи ,видеозаписи ,презентации по теме ,
-атрибуты для сюжетно –ролевых игр,
-настольные игры ,паззлы ,лабиринты,
Модель трех вопросов
Что мы знаем | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать ? |
Осенью листья желтеют (Кирилл) Осенью мы на даче собираем овощи (Алина) Осенью много грибов (Радомир) Осенью очень красиво(Даша) Осенью льют дожди (Вера) | Почему опадают листья?(Ислам) Почему уже не так тепло? (Вера) Почему так много желудей(Кирилл С) Куда улетают птицы?( Зумруд) | Спросить у мамы и папы (Саша) Спросить у бабушки (Полина Б) Посмотреть в книжке (Вера) А я могу у брата спросить(Арсений) Можно в компьюторе узнать (Полина М) |
МАСТЕР -КЛАСС
Технология рисования осенних деревьев способом кляксография (выдувание трубочкой).
Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.
На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!
Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.
Технология изображения.
1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).
2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.
3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.
4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.
5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть) .
6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками,пальчиками или эстампом.
Анализ хода работы, выводы и перспективы
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром Ленинградской области, особенностями наступления осени в данной местности. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках . Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.
В дальнейшем планируем работать по проектам ,привлекать родителей к жизни группы. Делиться своим опытом с коллегами на педсоветах и консультациях.
Итоговое событие
ВЫСТАВКА РАБОТ «ОСЕННЕЕ ЛУКОШКО»