«Путешествие в мир часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД
«Путешествие в мир часов»
(интеграция областей - познавательное,
социально-коммуникативное, речевое развитие)
старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД «Путешествие в мир часов» | 107 КБ |
Презентация к НОД «Путешествие в мир часов» | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
НОД
«Путешествие в мир часов»
(интеграция областей - познавательное,
социально-коммуникативное, речевое развитие)
старшая группа)
Воспитатель МБДОУ
детский сад № 4 г.Крымск:
ТрущенкоТ.Г.
«Путешествие в мир часов»
Цель: Познакомить детей с историей изобретения часов, вызвать интерес к понятию «время».
Задачи: Закрепить названия и последовательность дней недели. Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа, получаса); упражнять в счете в пределах 20, упражнять в увеличении и уменьшении на единицу. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Активизировать словарь по теме (солнечные, водяные, песочные, огненные, механические, электронные часы).
Методы и приёмы: Использование современных компьютерных технологий на НОД., словесные методы, физминутка.
Материал: мультимедийное оборудование, карточки с цифрами от 1 до 12, мяч, посылка.
ХОД:
Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка. Как вы думаете, что в ней может быть?
Предполагаемые ответы детей (подарок, машинка, барби…..)
Воспитатель: Давайте мы с вами рассмотрим посылку,
чтобы её открыть, вы должны выполнить задание:
Дидактическая игра «Назови скорее»
Назови число на единицу больше, на единицу меньше.
Молодцы, справились с заданием. Ой, а тут ещё нужно отгадать загадку:
Мы днём не спим,
Мы ночью не спим,
И днём и ночью
Мы стучим. (Часы).
Открывает посылку, в которой часы.
- Ребята, а для чего нужны человеку часы? (Ответы)
- А что такое время?
Ответы: (год, времена года, дни, сутки, час, минута, секунда).
-Да, ребята, время было всегда, не было нас людей, а время было и бежало вперёд. Само слово «время» произошло от старого русского слова «вертемя».
Что вы слышите в этом слове? Повторите его.
В этом слове угадывается два слова «время» и «вертеть»
Время вертится, движется. Ведь прошла осень, проходит зима. И эта не та зима, что была в прошлом году, а другая.
А сегодня тот же день, что был вчера?
Нет, конечно.
Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний. Какой день недели был вчера? А сегодня? А какой день наступит завтра? (Ответы детей).
Время не возвращается, а идет вперёд и только вперёд.
Ребята, а сейчас я вам покажу картинки, а вы ответьте какое время суток на них изображено. (Утро, день, вечер, ночь).
- Чтобы узнать точное время, на какой предмет мы должны посмотреть?
Дети: Часы.
-А сейчас представим, как работают часы.
Физкультминутка:
Игра «Ходят стрелочки по кругу»
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек, и ходят по кругу произносят слова.
Мы - часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Стрелки, стрелки не спешите,
Вы нам время покажите.
Воспитатель :- 5 часов! (встают дети, сидящие с цифрами 5 и 12).
Игра повторяется.
Воспитатель: Как вы думаете, часы существовали всегда?
Ответы детей.
- А как же люди определяли время? Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?
-Хотите, я расскажу, какие часы были раньше. (Показ слайдов).
-Давным–давно, когда часов не было, люди узнавали время по солнцу.
Вставало солнышко - значит, пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И вдруг человек заметил, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрел человек, как тень за солнышком бегает и придумал часы. Как вы думаете какие? (Слайд №2)
Ответы детей.
Вкопал в землю столб, а вокруг начертил круглую и разделил его на 12 равных частей. Каждая часть равнялась одному часу. Ходит по небу солнышко, а по площадке от столбика медленно тень двигается по кругу. Словно часовая стрелка показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?
Ответы детей.
- Узнавали время и по живым часам.
Загадка: Будет рано поутру:
Без разбора всю семью.
Пением ласкает слух
Деревенский наш …(петух). (Слайд №3)
Хотя кричит петушок в одно и то же время, но и с ним были оплошности: то с жёрдочки во сне упадёт, то лисы напугается и поднимет крик раньше времени, А то и голос пропадёт.
А вы слышали выражение «Время течет»?
Что может течь?
Ответы детей. (Слайд №4)
Ведь когда-то время действительно текло в водяных часах. В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде были сделаны отметки - черточки, капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло». По таким часам можно определить время и в пасмурный день и ночью. Удобны ли такие часы? Почему?
Дети: Надо постоянно доливать воду.
- Течёт время и в песочных часах. (Слайд №5)
Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит, пошло 2 или 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас, например, врачи в поликлинике. Удобны ими было пользоваться?
Ответы детей.
Посмотрите, вот ещё одни древние часы огненные. (Слайд №6) Это свечка, она сверху донизу разрисована, как зебра, черными полосками. Свечка горела, воск от горящего фитилька таял, а вместе с ним тают и полоски. Сколько полосок исчезло, столько прошло часов.
Время шло, и люди придумали новый прибор для измерения времени. Появились механические часы. (Слайд № 7) Первые механические часы были придуманы в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. Часы имели сначала только одну часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а ещё позже секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сегодня существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек.
Сегодня вы узнали много интересного из истории часов. Я хочу узнать, что вы запомнили? Я буду показывать вам картинки, а вы называйте, к каким часам они относятся (показ слайдов 8 - 24)
Молодцы!