«Путешествие в мир часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Татьяна Геннадьевна Трущенко

НОД

«Путешествие  в  мир  часов»

(интеграция областей  -  познавательное,

социально-коммуникативное, речевое развитие)

 старшая  группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН

НОД

«Путешествие  в  мир  часов»

(интеграция областей  -  познавательное,

социально-коммуникативное, речевое развитие)

 старшая  группа)

                                                                             Воспитатель  МБДОУ

                                                                             детский сад № 4 г.Крымск:

                      ТрущенкоТ.Г.                                      

                    «Путешествие  в  мир  часов»

Цель: Познакомить  детей  с историей  изобретения  часов,  вызвать  интерес  к понятию   «время».

Задачи:  Закрепить  названия  и  последовательность  дней   недели.  Закрепить  умение  детей  ориентироваться  во  времени  по  часам   (с точностью  до часа,  получаса);  упражнять  в  счете  в пределах  20,  упражнять  в  увеличении  и  уменьшении  на  единицу. Воспитывать  целеустремленность,  взаимопомощь  и  умение  взаимодействовать  со  сверстниками.

Активизировать  словарь  по  теме  (солнечные, водяные,  песочные,  огненные,   механические,   электронные  часы).

Методы  и приёмы:  Использование  современных  компьютерных  технологий  на  НОД., словесные методы,   физминутка.

Материал:  мультимедийное оборудование,  карточки  с цифрами  от  1  до  12,  мяч,  посылка.

     

ХОД:

Воспитатель:  Ребята,  нам  пришла  посылка. Как вы думаете, что в ней может быть?

Предполагаемые  ответы  детей  (подарок,  машинка, барби…..)

Воспитатель: Давайте мы с вами рассмотрим посылку,

чтобы  её  открыть,  вы   должны    выполнить  задание:

 

Дидактическая игра  «Назови  скорее»

Назови  число  на  единицу  больше,  на единицу  меньше.

Молодцы,  справились с  заданием.  Ой, а  тут  ещё  нужно  отгадать  загадку:

  Мы  днём  не  спим,

  Мы  ночью  не  спим,

  И   днём  и  ночью

   Мы  стучим.        (Часы).

Открывает  посылку,  в которой  часы.

- Ребята,  а  для  чего нужны   человеку часы?   (Ответы)

-  А  что  такое  время?

  Ответы: (год,  времена  года,  дни,  сутки,  час,  минута,  секунда).

-Да,  ребята,  время  было  всегда, не  было  нас  людей,  а  время  было  и  бежало  вперёд. Само  слово  «время»  произошло  от   старого  русского  слова  «вертемя».

Что  вы  слышите  в  этом  слове?  Повторите  его.

В  этом слове  угадывается   два  слова  «время» и  «вертеть»

Время  вертится,  движется.  Ведь  прошла  осень,  проходит  зима. И  эта  не  та  зима, что  была  в  прошлом  году,  а другая.

А  сегодня  тот  же  день,  что  был  вчера?

Нет,  конечно.

Давайте  сравним  день  сегодняшний  и  вчерашний.  Какой  день недели  был  вчера?  А  сегодня?  А какой  день наступит  завтра?  (Ответы  детей).

Время  не  возвращается,  а  идет  вперёд  и  только  вперёд.

Ребята, а  сейчас я вам  покажу  картинки, а вы ответьте  какое  время суток на  них  изображено.  (Утро,  день, вечер, ночь).

- Чтобы  узнать  точное  время,  на  какой  предмет  мы  должны  посмотреть?

Дети:  Часы.

-А  сейчас  представим,  как работают  часы.

   

  Физкультминутка:

Игра «Ходят   стрелочки  по  кругу»

На  полу  разложены  карточки  с  цифрами  от 1  до  12  по  кругу.  Дети  встают  около  карточек,  и  ходят  по  кругу  произносят  слова.

Мы -  часы,  наш  точен  ход,

Водят  стрелки  хоровод.

Ходят  стрелочки  по  кругу

И  хотят  догнать  друг друга.

(Дети садятся  на  корточки рядом  с  ближайшей  карточкой)

Стрелки,  стрелки  не  спешите,

Вы  нам время  покажите.

Воспитатель :-  5  часов! (встают  дети,  сидящие  с цифрами  5 и  12).

Игра  повторяется.

Воспитатель:  Как   вы  думаете,  часы  существовали  всегда?  

Ответы  детей.

-  А  как  же   люди  определяли  время?  Когда  спать?  Когда  вставать?  Когда  работу  начинать?

-Хотите,  я расскажу,  какие  часы  были  раньше. (Показ  слайдов).  

-Давным–давно,  когда  часов  не  было, люди  узнавали  время  по  солнцу.

Вставало солнышко -  значит, пора вставать,  приниматься  за  работу, и  так  до самого  вечера.  И  вдруг  человек  заметил,  что  тень  от  предмета  движется  за  солнцем.  Смотрел  человек,  как тень за  солнышком бегает  и  придумал  часы.  Как  вы  думаете  какие?        (Слайд №2)

Ответы  детей.

Вкопал  в  землю  столб, а  вокруг   начертил  круглую и  разделил его  на 12  равных  частей. Каждая  часть  равнялась  одному  часу.  Ходит  по  небу  солнышко,  а по  площадке от  столбика  медленно  тень  двигается  по  кругу.  Словно  часовая  стрелка показывает  время.  Но  пользоваться  солнечными  часами  человек  мог  не всегда.  Почему?

Ответы  детей.

-  Узнавали  время  и  по  живым  часам.  

Загадка:  Будет  рано поутру:

               Без  разбора  всю  семью.

               Пением  ласкает  слух

              Деревенский  наш …(петух).      (Слайд №3)

Хотя  кричит  петушок  в  одно  и то же  время,  но  и  с ним  были  оплошности:  то  с жёрдочки  во  сне  упадёт,  то  лисы  напугается  и  поднимет  крик  раньше  времени,  А  то  и  голос  пропадёт.

А  вы  слышали  выражение  «Время  течет»?

Что  может  течь?

Ответы  детей.                             (Слайд №4)

Ведь когда-то  время  действительно  текло в водяных  часах. В  высокий сосуд с  маленьким  отверстием  внизу  наливали воду.  На  сосуде были  сделаны  отметки -  черточки,  капля  за  каплей сочилась  вода  из отверстия  в  чашу,  сколько  воды  вылилось,  столько и времени прошло.   Не случайно  с  тех  пор  говорят о  времени:  «Сколько  воды  утекло». По  таким  часам  можно  определить  время  и  в  пасмурный  день  и  ночью. Удобны  ли  такие  часы?  Почему?

Дети: Надо  постоянно  доливать  воду.

- Течёт  время  и  в песочных  часах.          (Слайд №5)

Сделаны песочные  часы  из  стекла.  Два  стеклянных  пузырька  соединены  вместе.  Внутри  песок.  Песок  сыплется  из  верхнего  пузырька в  нижний. Высыпался  песок,  значит,  пошло 2  или  10  минут.  Часы  переворачивают  и счёт  времени  продолжается.  Такими  часами  пользуются  и  сейчас, например,  врачи  в  поликлинике.   Удобны ими было  пользоваться?

Ответы  детей.

Посмотрите,  вот  ещё  одни  древние  часы огненные.   (Слайд №6)             Это  свечка,  она  сверху  донизу  разрисована,  как  зебра, черными  полосками.   Свечка  горела,  воск  от  горящего  фитилька  таял, а вместе с ним  тают и  полоски.  Сколько  полосок  исчезло,  столько  прошло  часов.

Время  шло,  и люди придумали  новый  прибор  для  измерения  времени. Появились механические  часы.       (Слайд № 7)            Первые   механические часы были  придуманы  в  Китае.  В  давние времена  часы  считались  редкостью.  Их  можно  было  увидеть  только  на главной  башне  дворца.  Часы  имели  сначала  только  одну  часовую  стрелку.  Позже  появилась  минутная  стрелка, а ещё  позже  секундная.

Шли  века,  жизнь  становилась торопливей,  люди  стали  дорожить  временем.  Часы  стали  необходимы  каждому  человеку.  Каких  часов  только  не  придумали. Сегодня  существует  много  разновидностей  часов.  Я  думаю,  что  вы  сами  сможете  рассказать  о  них.

Вот  видите, какой  сложный  путь  прошли  часы  и  всё  это  придумал  человек.  

Сегодня  вы  узнали  много  интересного  из  истории  часов. Я  хочу  узнать,  что  вы  запомнили?  Я  буду  показывать  вам  картинки,  а  вы  называйте, к  каким  часам  они  относятся   (показ слайдов  8 - 24)  

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: