Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений (методическая разработка)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хасанова Зилина Юнусовна

В окружающем нас мире существуют тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных   изменениях у детей не просто. И здесь приходит на помощь детское экспериментирование. Я подобрала виды экспериментальной деятельности, помогающие формировать  экологические представления. Эксперименты просты в исполнении, не требуют дорогостоящего оборудования и практически безопасны.  Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_vospitateley.doc701.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовск

детский сад № 88 «Одуванчик»

 

Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений (методическая разработка)

Воспитатель:

Хасанова Зилина Юнусовна

                                                                     

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он уже узнал.

В.А.Сухомлинский.

      Невозможно представить воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – самого естественного источника красоты. Природа – великий учитель и не менее великий воспитатель. Окружающая природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающего мира.  Образовательное учреждение и должно воспитывать у детей искреннее и благожелательное отношение к природе, как неисчерпаемому источнику красоты.

     Маленький ребенок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Приобретенные знания в дошкольном возрасте могут преобразовываться в прочные убеждения.  В последующем от этого отношения будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или на расточительство.

     Необходимо учить детей видеть природу, чувствовать себя Единым целым с природой. Чтобы ощущать себя частью природы, человек должен постоянно находиться во взаимоотношениях с ней. Нужно научить ребенка видеть природную красоту. Смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Это значит, что надо не только показывать, но и словесно описывать объекты наблюдения.

      Любовь к природе воспитывается с дошкольного возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, открыть все сами. И этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы направлять появившийся интерес в правильное русло, вызывать потребность заботиться о красоте окружающего мира и показывать то, ради чего совершается действие.

      Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира животных и растений, мы способствуем развитию у детей терпения, трудолюбия, доброты и наконец,  милосердия. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, войдут в характер человека, станут его основой.

      В окружающем нас мире существуют тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных   изменениях у детей не просто. И здесь приходит на помощь детское экспериментирование. Я подобрала виды экспериментальной деятельности, помогающие формировать  экологические представления. Эксперименты просты в исполнении, не требуют дорогостоящего оборудования и практически безопасны.  Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. При отборе содержания материала   знания опираются на личный опыт ребёнка и связаны с его жизненной повседневной практикой. Представления и умения, сформированные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, и он воспринимает и применяет их как собственные.

     

Картотека опытов и экспериментов  (старший дошкольный возраст)

Опыт № 1. Песок может двигаться.

    Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт № 2. В почве есть воздух.

    Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.

Опыт№ 3. С дождевыми червями.

   На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.

Опыт № 4. В почве содержится вода.

     Нагреть на солнце ком земли, затем подержать  на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.

Опыт № 5. Показать сокодвижение в стебле растения.

     2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель и растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки). Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Опыт№ 6. Свойства воздуха.

     Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался. Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

Опыт № 7. Свойства воздуха. Прозрачность.

   Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт № 8. Воздух есть внутри пустых предметов.

    Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

Опыт№ 9. Воздух внутри нас.

    Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт № 10. Ветер.

     Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт№ 11. Ветер.

    Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Опыт № 12. Чем пахнет вода.

    Предложить детям два стакана воды – чистой  и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Опыт№ 13. Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы.

    Взять два стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт № 14. Вода. Форма капли.

    Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Опыт№ 15. Как передвигается вода в почве.

    Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт№ 16. Вода способна испаряться.

   Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.

Опыт№ 17. Почему не тонут корабли?

Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Опыт№ 18. Пар – это тоже вода.

   Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт№ 19. Защитные свойства снега.

    Поместить баночки с одинаковым  количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием  воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Опыт № 20. Выявление механизма образования инея.

   Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Опыт№ 21. Лед легче воды.

     Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт№ 22. Свойства воды.

    Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. На вечерней прогулке в сильный мороз выносится  стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.

Опыт№ 23. Магнит.

     Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Предложить детям исследовать притяжение магнитом  предметов из разных материалов, подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.

Опыт№ 24. Прозрачность веществ.

    Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать  свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

Опыт№ 25. Солнечная лаборатория.

    Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой  лист самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

Опыт№ 26. Эффект радуги.

   Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений

В окружающем нас мире существует тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных изменениях у детей не просто. И з...

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет»

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

CТАТЬЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ , КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.»

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения....

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Методические рекомендации «Интерактивные дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Методическая разработка представляет собой опыт работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Целью разработки рекомендаций является – представление опыта рабо...