Проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В мире живых существ на планете Земля 80% составляют насекомые. Как к ним относиться - тема для споров детей. Правильное отношение ко всему живому, особенно к одним из самых маленьких существ - цель проекта "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование у дошкольников гуманного отношения к насекомым | 37.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Насекомые»
Познавательный,
исследовательский,
творческий
с детьми 5-6 лет
Воспитатель: Ситкова Лариса Викторовна
МБДОУ детский сад №2
г. Асбест, Свердловская обл
Наступили тёплые майские дни. Появились первые нежные листочки на деревьях, озеленились газоны, лужайки, отогрелись на ласковом весеннем солнышке и оживились маленькие жители нашей планеты – шестиногие малыши. Не все насекомые радуют детей – некоторые пугают, настораживают. Это происходит потому, что у детей недостаточно глубоко сформированы знания о насекомых. Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Необходимо ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления о ее объектах.
Цель:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о жизнедеятельности насекомых, их строении (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает)
- Продолжать формировать навыки исследовательской деятельности (сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в объектах простейшие причинно-следственные связи, группировать их по заданным признакам)
- Развивать коммуникативные навыки (умение задавать вопросы, находить нужную информацию, составлять рассказы по заданной схеме, обогатить и активизировать словарь детей новыми словами)
- Развивать творческие замыслы и умение их воплощать в продуктах творческой деятельности
- Развивать эмоциональную отзывчивость
- Воспитать способность бережного и заботливого отношения к насекомым
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы элементарные представления о жизнедеятельности насекомых, их строении (форма тела, шесть ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает)
- Дети обогатили опыт в исследовательской деятельности (умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в объектах простейшие причинно-следственные связи, группировать их по заданным признакам)
- У детей продолжают развиваться коммуникативные навыки (умение задавать вопросы, находить нужную информацию, составлять рассказы по заданной схеме, обогатить и активизировать словарь детей новыми словами)
- Творчество детей реализовано в продуктах творческой деятельности
- Развивается эмоциональная отзывчивость
- Дети осознали необходимость бережного и заботливого отношения к насекомым
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору материала по теме «Насекомые»;
- Самостоятельные наблюдения насекомых в природе
- Чтение литературных произведений:
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,
С. Михалков «Академия наук»,
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,
В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»),
К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- Разучивание стихов о насекомых «Божья коровка», «Гусеница и бабочка», «Сороконожка», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
- Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Продукты проектной деятельности:
-Лото «Насекомые»
-Детские рисунки насекомых
-Творческая выставка «Солнечная полянка»
-Книга «Шестиногие малыши»
-Мультимедийная презентация
-Лепбук «Насекомые»
Этапы реализации проекта «Насекомые»
Направление деятельности | Содержание деятельности | Результат деятельности педагога | Результат деятельности детей |
Исследовательский (диагностический) | 1.Анализ результатов обследования знаний и умений детей 2.Определение проблем 3.Выявление желаний детей узнать новое о насекомых | 1.Проведён анализ результатов обследования знаний и умений детей по теме «Насекомые» 2. Определены проблемы по теме 3. Выявлены направления наиболее интересные для детей | 1.Дети уточнили свои знания по теме «Насекомые» 2,3. У детей возникли новые вопросы по теме «Насекомые» |
Подготовительный (организационный) | 1. Постановка цели, задач; 2.Нахождение оптимальных путей решения поставленных задач: -определение направлений деятельности, разработка перспективного плана -поиск средств реализации (оптимальная среда, объекты наблюдения, методические приёмы) -обсуждение возможности взаимодействия для реализации задач с другими субъектами образования (музыкальным руководителем, родителями) | 1.Цель и задачи определены 2.Намечены оптимальные пути решения задач:
познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
-найдены природные места для наблюдений насекомых, -разработаны карты наблюдений за муравьём, бабочкой, божьей коровкой
| 1.У детей сформирована мотивация к поиску информации о насекомых 2. Дети знают основные источники получения информации: книги, знающий человек, телевизор, самостоятельное наблюдение -дети с родителями заинтересованы в проведении семейных наблюдений в рамках проектной деятельности -родители помогают детям в совместном поиске художественных произведений о насекомых |
Практическое | Деятельность по перспективному плану:
«Кто такие насекомые», «Польза и вред насекомых», «Как появляется бабочка», «Где зимуют насекомые», «Кого боятся насекомые»
| Реализован перспективный план воспитательно – образовательной деятельности (НОД; беседы; наблюдения; рассматривание; чтение художественных произведений; заучивание стихов; отгадывание загадок; игровая деятельность, продуктивная изобразительная деятельность, слушание музыкальных произведений, просмотр мультфильмов) -Взаимодействие с родителями расширило информационное поле проекта | -Дети имеют представление об особенностях внешнего вида насекомых. -Знают о жизненным цикле бабочки (познакомились с системным оператором по признакам: прошлое, настоящее и будущее) -Имеют представление о том, как насекомые помогают и как вредят растениям. -Детьми осуществлён поиск мест обитания разных насекомых. -Знакомы с факторами, влияющими на активность разных насекомых -Дети знают некоторые стихи, поговорки о насекомых -В играх детей присутствует сюжет из жизни насекомых - Наблюдение и изучение насекомых отражено в продуктивной и изобразительной деятельности -Дети при изучении и наблюдении насекомых нашли активную и эмоциональную поддержку со стороны родителей |
Заключительный (творческий) | 1. Создание условий для самостоятельной деятельности детей по наблюдению и изучению насекомых в природном окружении. 2. Мотивация к творческой деятельности детей по теме «Насекомые» 3. Презентация проведённых семейных наблюдений, проектов. 4. Проведение индивидуальных и групповых выставок. 5. Помочь детям сделать вывод по итогам проекта. 6. Спортивное развлечение «Весёлый хоровод». 7. Оформление методической разработки проекта с приложениями 8. Изготовление фотоотчёта о проекте | 1.Созданы условия самостоятельной деятельности детей по наблюдению и изучению насекомых в природном окружении (проведение целевых прогулок на полянки, выбор места прогулки на территории детского сада) 2. Предложенные раскраски, иллюстрации, игровые ситуации мотивировали детей на творческую деятельность 3.Организована презентация семейных наблюдений в виде газет, фотовыставки 4. Проведены индивидуальные и групповые выставки раскрасок, рисования нетрадиционным способом «Бабочки», аппликации «Яркие бабочки», рисунков «на полянке» 5. Оказана помощь детям в подведении итогов проекта 6. Проведено спортивное развлечение «Весёлый хоровод». 7. Оформлена методическая разработка проекта с приложениями 8. Изготовлен фотоотчёта о проекте | - Дети самостоятельно наблюдают за насекомыми в природе - Мотивация детей на творческую деятельность выразилась в:
-аппликация «Яркие бабочки» -рисунки «На полянке»
|
Приложение
Признаки насекомых
1. У насекомых 6 ног
У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания.
2. Тело насекомого разделено на три части:
- голова
- грудь
- брюшко
3. У насекомых есть усики
Ночные бабочки питаются нектаром. Но как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. Им помогает запах. Но ведь носа у насекомых нет. Они улавливают запахи с помощью усиков.
4. У насекомых 2 пары крыльев
Жужжание – это звук машущих крыльев. Но муха, потерявшая крылья, жужжать не перестает. Оказывается, передняя пара крыльев служит мухе для полета, а задняя превратилась в жужальца. Зачем мухе жужальца, ведь гораздо лучше бесшумно летать бесшумно, меньше вероятности погибнуть? Жужальца помогают мухе сохранять равновесие, без них муха будет падать при взлете и не сможет ориентироваться в пространстве.
Интересные факты о пчелах
Пчёлы — высокоорганизованные насекомые. В частности, пчёлы совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья при необходимости, совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Каждая пчела исполняет свою функцию. Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, так как у них хорошо развито маточное молочко. Более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья — у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитарки, пожилые пчёлы — вентиляторщицы. И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд.
Для получения ложки меда 200 пчел должны во время собирать нектар в течение дня.
По народным представлениям, Пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят.
Пчелиный мёд – одно из самых первых лекарств, используемых человеком.
Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.
Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.
Трутни сами меда не собирают, они очень смирные, даже жалить не умеют, но едят мед, который пчелы заготовили на зиму. Если оставить зимовать в семье всех трутней, им очень много еды нужно. У рабочих пчел еды хватает только для себя, поэтому трутней ждет гибель.
Интересные факты о светлячках
КПД «фонариков» светляков очень высок. Например, в лампе накаливания в видимый свет превращается лишь около 5-7 процентов энергии, а у светлячков в свет переходит от 90 до почти 98 процентов энергии.
У некоторых видов светляков способностью к свечению обладают даже личинки и яйца.
Процессы свечения в организме светлячка никак не связаны с выделением тепла - светлячки испускают так называемый «холодный свет», хотя, как и горение, этот процесс зависит от доступа кислорода. Подачей кислорода к определённым клеткам светлячок может регулировать интенсивность свечения.
Некоторые виды светлячков (обитающие в тропиках) могут коллективно регулировать своё свечение - слетевшиеся в одно место особи могут вспыхивать и гаснуть одновременно.
Интересные факты о стрекозах
В известной басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей» есть такие строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела...». Сейчас эти слова понимают образно, поскольку хорошо известно, что стрекоза совсем не издаёт звуков. И хотя это существо в басне зовется «стрекозой», оно «прыгает» и «поет» «в мягких муравах», то есть в траве. Стрекозы же — насекомые, которые в траву могут попасть только в результате какой-то несчастной случайности; это летучие и воздушные насекомые, да еще и совсем безголосые. Однако, во время написания басни слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых, обозначая крупных летающих насекомых. В результате в басне появился странный гибрид из двух различных насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик. Известны украинская и польская версия этой басни - «Коник-стрибунець» («Кузнечик») Л. Глибова и «Konik polny i mrówka» Владислава Носковского, а также басня «La Cigale et la Fourmi» Жана Лафонтена, героями которых являются цикады и кузнечики. Оригинальный сюжет этих басен принадлежит Эзопу.
Интересно, что жизненный цикл различных стрекоз может отличаться в разы, в зависимости от условий жизни. Крупные стрекозы могут жить и 6, и 7 лет, при этом их более мелкие собратья, в не самых благоприятных условиях, живут меньше полугода (от яйца до взрослого насекомого), а большая часть стрекоз живет от недели до трех.
В англоязычных странах стрекозу часто называют Horse stinger (Лошадиное жало), якобы за ее способность ужалить или уколоть. Пойманные стрекозы инстинктивно пытаются отталкнуться концом туловища и улететь, хотя со стороны это выглядит как попытка ужалить. На самом же деле стрекозы могут кусаться (только крупные стрекозы), но прокусить кожу человека они не в состоянии. Ужалить же они не могут в принципе.
Загадки
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду (божья коровка)
Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока? (божья коровка)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо (пчела, оса)
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая ...(пчела)
Крылышки прозрачные,
Огромные глаза.
Это насекомое
Зовется...(стрекоза)
Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью (муравьи)
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится (комар)
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья (бабочки)
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать… (сверчок)
Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (кузнечик)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (божья коровка)
Ой, что за насекомое,
Пока что незнакомое?!
Вперед ползет, не пятится,
На нём в горошек платьице (божья коровка)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (муха)
Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет (муха)
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь (жук)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет,
Сядет — землю роет (жук)
Стихи
О многих шестиногих
Юрий Энтин
О многих шестиногих,
Прекрасных и убогих,
Мы каждому из вас
Расскажем без прикрас.
Светлячок
Юрий Энтин
Днем - обычный червячок,
Ночью – в новой роли.
Ваша Светлость, Светлячок,
Вы Волшебник, что ли?!
Мотылек
Юрий Энтин
Мотылек недалек,
Но скажу по секрету:
Дорог мне Мотылек
Тем, что тянется к свету!
Жук-дровосек
Юрий Энтин
Ты не знаком с Дровосеком-Жуком?
Он поедает свой собственный дом.
Скоро загубит Жука аппетит.
Рубит он сук, на котором сидит!
Комар-зануда
Юрий Энтин
Всю ночь зудел, зудел Комар:
- Я спать не мог, какой кошмар!
Про этого зануду
Стихов писать не буду!
Слепень
Юрий Энтин
Сел Слепень на коня:
- Полюбуйтесь на меня!
Конь слегка махнул хвостом,
И Слепень лежит пластом.
Оса
Юрий Энтин
Шел я по лесу босой
И укушен был Осой,
У Осы нет жалости
Даже малой малости!
Кузнечик
Юрий Энтин
Кузнечик, как никто другой,
Гордится левой ногой.
Он ей стихи не пишет,
Ногой Кузнечик слышит.
Стрекоза
Юрий Энтин
О Стрекозе писал Крылов – Создатель умных басен.
Не буду тратить лишних слов –
Я с дедушкой согласен.
Моль
Юрий Энтин
Ты знаком с такой невеждой,
Что питается одеждой?
Не знаком? Тогда позволь
Я тебе представлю Моль.
Божья коровка
Юрий Энтин
Небесная Коровка
Уселась на ладошку.
Ее подброшу ловко
И крикну на дорожку:
- Божья Коровка,
Улети на небо,
Принеси мне хлеба,
Пирожков, ватрушек,
Сухарей и сушек,
И печенья пачку,
И, конечно… жвачку!
Цикада
Юрий Энтин
Не смолкает серенада:
- Ум-ца-ца! – поет Цикада.
Но берешь Цикаду в руки –
Затихают сразу звуки.
Если любишь серенаду,
Отпусти скорей Цикаду.
И родное «ум-ца-ца»
Будешь слышать без конца!
Саранча
Юрий Энтин
Налетела Саранча
И давай рубить с плеча:
- Урожаю угрожаю!
Обжираться обожаю!
Вот и все о Саранче –
Урожая палаче!
Бабочка-капустница
Юрий Энтин
Вот Бабочка-красавица,
Но мне она не нравится.
Где Бабочка опустится,
Капуста там скапустится.
Жук-скарабей
Юрий Энтин
Не понимаю, хоть убей,
Как Жук-навозник Скарабей
Стал древний Египтянам
Волшебным талисманом.
Я не поверю, хоть убей,
Что Солнце катит Скарабей
И делает короче
Египетские ночи.
Сверчок запечный
Юрий Энтин
Говорят, на белом свете
Ничего нет вечного.
Ну а вы слыхали, дети,
Про Сверчка Запечного?
За окном мороз – снег валит,
А Сверчок поет печку хвалит:
- Хороша ты моя печка,
Для житья беспечного.
Очень теплое местечко
Для Сверчка Запечного.
Назойливая муха
Юрий Энтин
Назойливая Муха
Кружа жужжит над ухом.
Кружа жужжит над ухом
Назойливая Муха.
Назойливая Муха –
Ни голоса, ни слуха.
Ни голоса, ни слуха –
Назойливая Муха.
Врач по имени пчела
Юрий Энтин
Если к вам болезнь пришла,
Тело жаром пышет,
Врач по имени Пчела
Вам рецепт пропишет:
- Поскорей от гриппа вы
Мед примите липовый!
Про бабочку
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...
Гусеница и бабочка
Навстречу Бабочке, присевшей на цветок,
Червяк мохнатый полз, он Гусеницей звался
И, несмотря на кучу мелких ног,
Довольно медленно по стеблю продвигался.
Зато у Бабочки с боков по два крыла
Диковинного радужного цвета -
Она самой природою была
Так празднично, нарядно разодета.
"Мне неприятно на тебя смотреть! -
Сказала Гусенице Бабочка-красотка, -
Такая у тебя противная походка,
Что так и хочется скорее улететь!.."
И Бабочка вспорхнула над цветком,
И в солнечных лучах затрепетала,
А Гусеница двинулась ползком
И вскоре тоже бабочкою стала...
Моя мораль сама сошла с пера:
Не забывай, каким ты был вчера!
На сегодня всё...
С нетерпением жду ваших комментариев!
Андрей Усачев
Божья коровка
Гуляла за городом Божья коровка,
По стеблям травинок карабкалась ловко,
Глядела, как в небе плывут облака…
И вдруг опустилась Большая Рука.
И мирно гулявшую Божью коровку
Засунула в спичечную коробку.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.
Неужто в неволе остаться навек?
Коровка решила готовить побег!
О, Боже! взмолилась несчастная крошка
И вдруг увидала за шторой окошко.
А там, за окном, все от солнца светло.
Но к свету ее не пускает стекло.
Однако коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама,
И вот вылезает она из окна…
Ура!
Наконец на свободе она!
«Сказка про мяту»
Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.
– Что случилось? – перепугалась жена.
– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.
Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:
– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит.
– Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.
– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.
Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:
– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.
Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.
Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.
«Пень-муравейник»
Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочкам и сохранившие прочную свою форму… Если. Однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползает множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранявшим обличие пня.
(М. Пришвин)
«Жалейкин и муравьи»
Увидел Жалейкин плакат «Муравьи - друзья леса». Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал! По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб прикармливал.
А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался - дятлов жалел.
Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике солнечные ванны и склёвывали муравьёв. И он их даже не прогнал!
«А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!»
Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена. Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь, муравьи!
Но муравьи что-то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень. Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце.
- Что же ты, Жалейкин, наделал? - поймал его за ухо лесник. - Ты что, плакаты мои не читал?
Дожди и ветры муравьям не помеха: купол муравейника - надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот твои стожки и шалашики - беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по-своему жить. Они ведь друзья леса!
(Н. И. Сладков)
Пословицы и поговорки
Муравью роса – ливень.
Самую злую змею может одолеть куча муравьев.
На муравейнике долго не усидишь.
Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
Муравей не по себе ношу тащит,
да никто спасибо не скажет,
а пчела по искорке носит,
да людям угождает.
Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
Муравей в геральдике – символ трудолюбия и покорности.
Не верится, чтобы стрекоза орлиные яйца несла.
Слетелись как мухи на мед.
Шуршат, как тараканы за печкой.
Трудится, аки пчелка.
Тащит в дом, как муравей.
Одна пчела не много меду натаскает.
Пчелы и муравьи артелями живут, у них и работа спора.
Не на себя пчела работает.
Без матки рой не держится.
Люди рады лету, а пчела — цвету.
На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого мед берет.
На хороший цветок и пчелка летит.
Не летит пчела от меду, а летит от дыму.
У хорошего пчеловода рой за роем родится, у плохого — последняя пчела переводится.
Нет пчелки без жальца.
Работяща, как пчела.
Кто любит мед — заводи пчел.
Пчела далеко за каплей летит.
Пчела жалит жалом, а человек — словом.
Пчела знает, где мед брать.
Пчела мала, а и та работает.
Пчелки без матки — пропащие детки.
Пчела хоть и кусает, да мед дает.
Пчелки по одной не живут.