Игра-занятие "Как рыбы защищаются"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание: Упражнять детей в узнавании морских рыб: конька, рыба-еж, красной шапочки, колюшки, камбалы и др; познакомить со способами защиты рыб от морских хищников (акул, осьминогов); острыми шипами-колючками у колюшки, необыкновенными зубами - оружием на носу у рыбы-меча, рыбы – пилы, с особенностями «шапок-невидимок» - изменением окраски под цвет окружающей среды у камбалы. морского конька; формировать у детей в процессе речевой и конструктивной деятельности в микрогруппах навыки сотрудничества; поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ryby_zashchishchayutsya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как рыбы защищаются»
(игра-занятие) 5-7 лет
Программное содержание: Упражнять детей в узнавании морских рыб: конька, рыба-еж, красной шапочки, колюшки, камбалы и др; познакомить со способами защиты рыб от морских хищников (акул, осьминогов); острыми шипами-колючками у колюшки, необыкновенными зубами - оружием на носу у рыбы-меча, рыбы – пилы, с особенностями «шапок-невидимок» - изменением окраски под цвет окружающей среды у камбалы. морского конька; формировать у детей в процессе речевой и конструктивной деятельности в микрогруппах навыки сотрудничества; поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Активизация словаря: коралловый лес, рыба-пила, рыба-меч, акула.
Предварительная работа: Разучивание загадок о морских рыбах, просмотр презентации «Морские обитатели».
Демонстрационный материал: цветные изображения рыб: камбала, морской конек, колюшка. рыба-еж, рыба-меч, рыба-пила, акула. Осьминог; пленка с фрагментом музыки Н.А. Римского-Корсакого из оперы «Садко» - 5-ая картина; тонированная бумага в форме круга – «дно моря».
Раздаточный материал: сухие ветки от деревьев, ножницы, вата, цветной поролон, пенопласт, цветная гофрированная бумага, цветная бумага для аппликации.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в увлекательное путешествие в «подводное царство»
- Придумайте. Как нашу комнату можно быстро превратить в «дно моря».
Педагог выслушивает предложения детей, поощряет оригинальные идее и дает возможность их реализовать.
Затем предлагает отвернуться от нее, сесть на ковер, закрыть глаза и медленно посчитать от 10 до1. Пока выполняется задание, воспитатель быстро разбрасывает на полу изображения морских рыб, среди которых морской конек, рыба-еж, колюшка, рыба-бабочка, камбала и две незнакомые рыбы: рыба-меч, рыба- пила. Педагог делает в комнате полумрак, на несколько минут включает фрагмент музык Н.А. Римского- Корсакого изоперы «Садко».
Восп: -Внимание, путешественники! Подводное царство опять предлагает нам загадки и тайны. Отгадайте, как называют этих рыб? Можно «подплыть» поближе к понравившейся рыбке, поиграть с нею. А теперь каждый путешественник выберет себе друга или подружку. Выбрали? Молодцы.
- Загадайте друг другу загадки о своей рыбке. Если ваш друг определит ее название, то подарите ему свою рыбку за сообразительность.
В процессе работы воспитатель координирует деятельность детей, помогает тем, кто затрудняется. Интересные загадки просит повторить для всех.
- Давайте пустим своих рыб вот в этот морской «аквариум» (круг тонированной бумаги или обруч) и понаблюдаем за ними.
Дети рассаживаются на полу вокруг «аквариума».
- Как вы считаете, у рыб есть враги?
- А доказать сможете?
- Тогда подумайте, как рыбы могут защитить себя от этих хищников – акулы, осьминога?
Воспитатель возле морского «аквариума»кладет цветное изображение хищников.
- У каких рыб есть «волшебные шапки невидимки»? (Морской конек, камбала)
-Как они могут помочь рыбам?
Выслушиваются рассказы детей о маскировке камбалы и морского конька с помощью изменения окраски тела.
- Как называют эту маленькую рыбку? (Показывает изображение рыбки- колюшки.)
- С помощью чего колюшка защищается от врагов?
- А рыба-еж?
- Ой, дети, смотрите! К нам плывут две совсем незнакомые рыбы.
Воспитатель перемещает ближе к детям изображения рыбы-меча, рыбы-пилы.
- Какие особенности вы заметили у этих рыб?
- Попробуйте угадать, как их называют?
- Нос у них вам что-нибудь напоминает?
- Похож на какое-то оружие, верно?
- Как вы думаете, как эти две рыбы защищаются от морских хищников-акул, осьминогов?
Воспитатель (обобщает). Рыба меч и рыба-пила имеют оружие от врагов на своем носу. А давайте, ребята, для игры сделаем макет морского дна. Вода у нас есть (круг - «аквариум»). Осталось сделать водоросли, коралловый лес, морские камни, вырезать из бумаги рыб. Решайте, кто, чем будет заниматься.
Воспитатель помогает ребятам объединиться в три микрогруппы по 5-6 человек.
Воспитатель объясняет детям, что коралловый лес – это не березы, не клены и не дубы, вообще не растения. Это маленькие животные, которые всегда живут только вместе в своих неподвижных каменных домиках - деревьях. Коралловый лес очень густой, красивый, с причудливо изогнутыми ярко- синими, красными, зелеными ветками (рассказ сопровождается презентацией о коралловых рифах).
Дети на сухие ветки деревьев надевают кусочки цветного поролона, пенопласта, подкрашенной ваты, прикрепляют мелкие ракушки.
Чтобы сделать морские водоросли, дети надрезают гофрированную бумагу(зеленую, желтую, красную), которой оборачивают проволку.
По окончании работы в микрогруппах составляется единая композиция – макет морского дна. Педагог дает оценку общего труда, предлагает обыграть созданную композицию: «Какое замечательное у нас с вами получилось «морское дно»! И «рыбы» загадочные есть, и даже « деревья – кораллы» выросли на «дне».
- А как вы думаете: на самом деле есть на дне моря лес или нет? - Хотите его увидеть?
- Через несколько дней мы отправимся в новое увлекательное морское путешествие; сказочный подводный лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси, с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....
Лесной детектив или "Красная книга" защищает природу!
Сценарий экологической сказки для старших дошкольников про любовь к родному краю, животным и птицам....
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Есть такая профессия – Родину защищать»
Цели праздника: • способствовать гармонизации детско-родительских отношений; • знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества; • закреплять знания о военных профессиях, названиях ...
Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы» Конспект заключительного занятия «Рыбы реки Уссури» в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»:• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;• Дать представление о чешуе для жизни рыб.• Раз...
Использование кейс-метода "Защищать или научить защищаться"
Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»
Цель:Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Преснов...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»
Конспектфронтального логопедического занятияв старшей группепо теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»...