Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дети войны».
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Беседа предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым положением нашего народа в годы Великой Отечественной войны; с теми лишениями, горем и нуждой, которые испытывали дети, с подвигами детей-тружеников тыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №335» г.о. Самара.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дети войны»

Выполнила:
воспитатель
Карпенко Л.В.

Самара
2015 г.

Задачи:  воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине; расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне; знакомить с памятниками героям войны, подвигах солдат; формировать представления детей о тружениках тыла.

Ход беседы:

Педагог: Идет Победа в алом платье мая,        

        Наград за все бои не сосчитать.

        Улыбка на губах её играет.

        Идёт – потомкам память передать.

        Она идёт к нам светлая сквозь годы,

        Склоняется у Вечного огня,

         И в громе пробудившейся природы

        Мы слышим эхо памятного дня.

Педагог: мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная  из всех войн на земле – Великая Отечественная. Наступает самый святой праздник нашей страны – день 9 Мая.

А с кем была война? И что хотел Гитлер?

         Он велел, чтоб разгромили,

        Растоптали и сожгли

        Все, что дружно мы хранили,

        Пуще глаза берегли,

        Чтобы мы нужду терпели,

        Наших песен петь не смели

        Возле дома своего,

        Чтобы было все для немцев,

        Для фашистов – иноземцев.

        А для русских и для прочих,

        Для крестьян и для рабочих – ничего!

Педагог: скажите, а почему война – это плохо, это очень страшно?

Дети: Потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют.

Педагог: трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Им, вашим сверстникам, так же, как и вам,

Хотелось бегать и смеяться,

В небесной сини голубей гонять,

Но с детством рано довелось расстаться,

За день пришлось на годы старше стать.

Всем, кто видел эту войну… всем тем, кому тогда ещё не было и 16, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!

Звучит песня Т. Гвердцители «Дети войны»

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Педагог: наше поколение не воевало. Нас еще тогда не было. У нас есть детство. А у тех девчонок и мальчишек, которых застала война в 41-ом году, детство закончилось.  Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Ради вашего детства они отдали свое – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми, праздниками. Отдали, чтоб земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Детям предназначено жить в мире, оберегаемым взрослыми. Но война на время разрушила этот закон.

Чтец:        Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,

                Вам колыбельные петь матерям не пришлось,

                Вы не носили красивых и пышных нарядов.

Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

Чтец:         Дети войны провожали отцов молчаливо,

                Все понимая – пришел расставания час.

                От матерей своих прятали слезы стыдливо,

        Не поднимая печально опущенных глаз.

Чтец:         Дети войны на заводах отцов заменили,

                «Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.

                Жили в цехах, за станками и ели и пили,

        Ночи не спали, но верили – мы победим!

Чтец:        Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах,

        Дети полков. Партизанских отрядов сыны,

        Родине отдали жизнь до последнего вздоха –

        Как вам хотелось дожить до конца той войны…

Педагог: многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на захваченной  врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Педагог: много трудностей и лишений в годы войны выпало на долю детей. Рано они стали взрослыми. Но они не сдались и вместе со взрослыми, как могли, помогали бороться с жестоким врагом.

Подростки работали в цехах заводов сборщиками, обмотчиками, токарями, санитарками в госпиталях, в детских мастерских, созданных при школах и те, кто был мал ростом, стояли на подставленных к станку скамейках. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Они изготавливали ящики для гранат, полевые аптечки, коробки для мин, маскировочные сетки, шили белье для осиротевших детей.

Педагог: другие ребята после школьных занятий шли в госпитали к раненым – под диктовку писали письма, ухаживали за раненными,  устраивали концерты, раздавали приготовленные подарки.

В период летних каникул ребята собирали лечебные травы, ягоды, убирали сено, очищали поле от сорняков, косили траву, ухаживали  за домашними животными: курами, кроликами. Ребята постарше работали трактористами.

Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Голод, холод, угроза остаться сиротой постоянно сопровождали их. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. Сотни детей и подростков действовали в партизанских отрядах, совершали диверсии, собирали разведывательные сведения для советских воинских частей, лечили и прятали бойцов, пленных и жителей, бежавших из фашистских лагерей.  

«Мальчик из села Поповки»    Самуил Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Педагог: тяжёлая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. 28 августа 1941 в город пробился последний поезд с хлебом. Враги перекрыли все пути. Продовольствия в городе почти не осталось. Ленинградцы получали 125 граммов хлеба – и больше никаких продуктов.

«Голод» - это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети.                 Кто сумел – уехали,

        Как мать говорит, в чём есть.

        Не помню я, что ели мы,

        А помню, хотелось есть.

        Не помню я улиц с деревьями.

        В садах лишь стволы да пни.

        Ни дня с облаками, сиренями.

        Сплошь мокрые, голые дни.

        Не видел я неба с птицами.

        Пикировал с неба страх.

        И я окружён был лицами,

        Светящимися впотьмах.

Педагог: но несмотря на голод, холод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне со взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, собирали цветной металлолом, необходимый для патронов и снарядов, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы.

И Родина не забывала о детях даже в суровые военные годы. В 1942 году, несмотря на сложную обстановку, для детей были устроены новогодние елки, некоторые – в бомбоубежищах.

Во время войны по возможности дети продолжали учиться. Бумаги не хватало, и писали на обрывках газет, листовках.

В классе очень холодно, На перо дышу,

Опускаю голову И пишу, пишу.

Первое склонение  — Женский род на «а»,

Сразу, без сомнения, Вывожу — «война».

Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, взрывали эшелоны врага.

Чтец:        Горнили «к бою» трубы полковые.

        Военный гром катился над страной.

        Вставали в строй мальчишки боевые,

        На левый фланг в солдатский строй.

        Великоваты были им шинели,

        Во всем полку сапог не подобрать,

        Но все равно в боях они умели

        Не отступать, а побеждать.

        Жила в сердцах их взрослая отвага,

        В двенадцать лет по-взрослому сильны,

        Они дошли с победой до Рейхстага-

        Сыны полков своей страны.

Педагог: маленькие герои большой войны. Их было много – обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти  в мирное время. Эти ребята еще не достигнув совершеннолетия, достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР, об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

Война – сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе со взрослыми помочь Родине.

К сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет  удалось дожить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Педагог: пусть же наша с вами встреча станет данью памяти всех юных защитников великой битвы.

Звучит метроном (Объявляется минута молчания.)

Чтец (2):    Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

                Тех, кто тогда воевал.

                Кто насмерть с врагами в войну ту сражался,

                Отчизну свою отстоял.

 Чтец (3):    Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

                Тех, кто на фронт не попал.

                Тех, кто работал для фронта в три смены,

                Трудом он в тылу ту победу ковал.

Чтец (4):    Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

                Чье детство украла война,

                Все горе и беды со взрослыми вместе

                Из чаши одной хлебнули сполна…

Педагог: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Сегодня – они последние свидетели тех трагических дней.

        И в День Победы по восторженной земле,

        Блестя наградами, шагают ветераны

        Фронтовики, герои, совесть наших дней

        Сегодня их здесь видеть рады.

        И будет так, так непременно будет

        На сцену выйдет в орденах старик –

        Последний на планете фронтовик,

        И перед ним в порыве Встанут люди.

        И голосом спокойным и усталым

        Солдат бывалый поведёт рассказ

        Как нашу землю вырвал из металла,

        Как эту землю от позора спас.

        И он уйдёт, свидетель битвы грозной,

        С букетом роз и маков полевых…

        Смотрите вы на них, пока не поздно,

Пока  они живут среди живых.

Педагог: ребята, сегодня к нам на встречу пришли ветераны  войны... Те самые дети военной поры, о которых мы вам рассказали. Давайте поприветствуем их и дадим им слово.

... Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Педагог: человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить, и ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ

Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Подвиг народа – Победа в В.О.Войне.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Подвиг народу - подвиг в ВОВ"...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Священная война - великая Победа."

Цель этого мероприятия: Воспитание у детей нравственно- патриотических чувств, памяти героев ,воевавших в Великую Отечественную войну....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Город Кропоткин в годы Великой Отечественной войны».

Цель: формировать представление о памятной дате «9 МАЯ – День Победы»Задачи:Обучающие: - Способствовать расширению знаний детей о жизни людей в городе во время Великой Отеч...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Самокат, велосипед - это радость для детей!» в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»

Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....