Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дети войны».
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Беседа предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым положением нашего народа в годы Великой Отечественной войны; с теми лишениями, горем и нуждой, которые испытывали дети, с подвигами детей-тружеников тыла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №335» г.о. Самара.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дети войны»
Выполнила:
воспитатель
Карпенко Л.В.
Самара
2015 г.
Задачи: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине; расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне; знакомить с памятниками героям войны, подвигах солдат; формировать представления детей о тружениках тыла.
Ход беседы:
Педагог: Идет Победа в алом платье мая,
Наград за все бои не сосчитать.
Улыбка на губах её играет.
Идёт – потомкам память передать.
Она идёт к нам светлая сквозь годы,
Склоняется у Вечного огня,
И в громе пробудившейся природы
Мы слышим эхо памятного дня.
Педагог: мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле – Великая Отечественная. Наступает самый святой праздник нашей страны – день 9 Мая.
А с кем была война? И что хотел Гитлер?
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов – иноземцев.
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих – ничего!
Педагог: скажите, а почему война – это плохо, это очень страшно?
Дети: Потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют.
Педагог: трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Им, вашим сверстникам, так же, как и вам,
Хотелось бегать и смеяться,
В небесной сини голубей гонять,
Но с детством рано довелось расстаться,
За день пришлось на годы старше стать.
Всем, кто видел эту войну… всем тем, кому тогда ещё не было и 16, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!
Звучит песня Т. Гвердцители «Дети войны»
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Педагог: наше поколение не воевало. Нас еще тогда не было. У нас есть детство. А у тех девчонок и мальчишек, которых застала война в 41-ом году, детство закончилось. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Ради вашего детства они отдали свое – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми, праздниками. Отдали, чтоб земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Детям предназначено жить в мире, оберегаемым взрослыми. Но война на время разрушила этот закон.
Чтец: Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.
Чтец: Дети войны провожали отцов молчаливо,
Все понимая – пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.
Чтец: Дети войны на заводах отцов заменили,
«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели и пили,
Ночи не спали, но верили – мы победим!
Чтец: Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах,
Дети полков. Партизанских отрядов сыны,
Родине отдали жизнь до последнего вздоха –
Как вам хотелось дожить до конца той войны…
Педагог: многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на захваченной врагами территории, пятые — в плену у немцев.
Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Педагог: много трудностей и лишений в годы войны выпало на долю детей. Рано они стали взрослыми. Но они не сдались и вместе со взрослыми, как могли, помогали бороться с жестоким врагом.
Подростки работали в цехах заводов сборщиками, обмотчиками, токарями, санитарками в госпиталях, в детских мастерских, созданных при школах и те, кто был мал ростом, стояли на подставленных к станку скамейках. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Они изготавливали ящики для гранат, полевые аптечки, коробки для мин, маскировочные сетки, шили белье для осиротевших детей.
Педагог: другие ребята после школьных занятий шли в госпитали к раненым – под диктовку писали письма, ухаживали за раненными, устраивали концерты, раздавали приготовленные подарки.
В период летних каникул ребята собирали лечебные травы, ягоды, убирали сено, очищали поле от сорняков, косили траву, ухаживали за домашними животными: курами, кроликами. Ребята постарше работали трактористами.
Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Голод, холод, угроза остаться сиротой постоянно сопровождали их. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. Сотни детей и подростков действовали в партизанских отрядах, совершали диверсии, собирали разведывательные сведения для советских воинских частей, лечили и прятали бойцов, пленных и жителей, бежавших из фашистских лагерей.
«Мальчик из села Поповки» Самуил Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Педагог: тяжёлая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. 28 августа 1941 в город пробился последний поезд с хлебом. Враги перекрыли все пути. Продовольствия в городе почти не осталось. Ленинградцы получали 125 граммов хлеба – и больше никаких продуктов.
«Голод» - это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети. Кто сумел – уехали,
Как мать говорит, в чём есть.
Не помню я, что ели мы,
А помню, хотелось есть.
Не помню я улиц с деревьями.
В садах лишь стволы да пни.
Ни дня с облаками, сиренями.
Сплошь мокрые, голые дни.
Не видел я неба с птицами.
Пикировал с неба страх.
И я окружён был лицами,
Светящимися впотьмах.
Педагог: но несмотря на голод, холод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне со взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, собирали цветной металлолом, необходимый для патронов и снарядов, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы.
И Родина не забывала о детях даже в суровые военные годы. В 1942 году, несмотря на сложную обстановку, для детей были устроены новогодние елки, некоторые – в бомбоубежищах.
Во время войны по возможности дети продолжали учиться. Бумаги не хватало, и писали на обрывках газет, листовках.
В классе очень холодно, На перо дышу,
Опускаю голову И пишу, пишу.
Первое склонение — Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения, Вывожу — «война».
Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, взрывали эшелоны врага.
Чтец: Горнили «к бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага-
Сыны полков своей страны.
Педагог: маленькие герои большой войны. Их было много – обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. Эти ребята еще не достигнув совершеннолетия, достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР, об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
Война – сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе со взрослыми помочь Родине.
К сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет удалось дожить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Педагог: пусть же наша с вами встреча станет данью памяти всех юных защитников великой битвы.
Звучит метроном (Объявляется минута молчания.)
Чтец (2): Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Тех, кто тогда воевал.
Кто насмерть с врагами в войну ту сражался,
Отчизну свою отстоял.
Чтец (3): Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Тех, кто на фронт не попал.
Тех, кто работал для фронта в три смены,
Трудом он в тылу ту победу ковал.
Чтец (4): Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Чье детство украла война,
Все горе и беды со взрослыми вместе
Из чаши одной хлебнули сполна…
Педагог: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Сегодня – они последние свидетели тех трагических дней.
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны
Фронтовики, герои, совесть наших дней
Сегодня их здесь видеть рады.
И будет так, так непременно будет
На сцену выйдет в орденах старик –
Последний на планете фронтовик,
И перед ним в порыве Встанут люди.
И голосом спокойным и усталым
Солдат бывалый поведёт рассказ
Как нашу землю вырвал из металла,
Как эту землю от позора спас.
И он уйдёт, свидетель битвы грозной,
С букетом роз и маков полевых…
Смотрите вы на них, пока не поздно,
Пока они живут среди живых.
Педагог: ребята, сегодня к нам на встречу пришли ветераны войны... Те самые дети военной поры, о которых мы вам рассказали. Давайте поприветствуем их и дадим им слово.
... Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Педагог: человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить, и ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ
Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Подвиг народа – Победа в В.О.Войне.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Подвиг народу - подвиг в ВОВ"...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему " Дети-герои ВОВ"
Рассказать о героизме о отваге детей в ВОВ...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Священная война - великая Победа."
Цель этого мероприятия: Воспитание у детей нравственно- патриотических чувств, памяти героев ,воевавших в Великую Отечественную войну....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Город Кропоткин в годы Великой Отечественной войны».
Цель: формировать представление о памятной дате «9 МАЯ – День Победы»Задачи:Обучающие: - Способствовать расширению знаний детей о жизни людей в городе во время Великой Отеч...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Самокат, велосипед - это радость для детей!» в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»
Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях....
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"
Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....