Экологическое воспитание
статья по окружающему миру на тему

Шпрангель Валентина Алексеевна

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_1.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание 

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;
- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения;
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребёнка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребёнка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
-экологизация различных видов детской деятельности.
Так на занятиях по экологическому воспитанию и природному окружению дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребёнок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые занятия. В ноябре 2008 года дети подготовительной к школе группе №5 приняли участие в смотре-конкурсе экологических театров и агитбригат, ребята представили на суд жюри сказку «Теремок» на экологический лад. В этом смотре-конкурсе дети заняли II призовое место среди 19 дошкольных образовательных учреждений города Балаково и были награждены Дипломом.

Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение представлений о человеке, на которых дети знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом.
Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учётом дифференцированного подхода и включает разные формы такие как: инновационный метод проектирования один из перспективных методов способствующих решению основных задач воспитания и образования экологической культуры. Цель проектной деятельности воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды. Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
Эколого-дидактические игры в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивают логические цепочки. Вот некоторые из них.
Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»
Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

Дидактическая игра «Угадай какая птица?»
Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.
Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных

Придумывание экологических сказок: цель которых научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки. Проведение опытов, наблюдений за живыми объектами.

Проведение различных исследований. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в самостоятельную деятельность.
Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.
Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды.
Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявлять достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.[b]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...