планирование экспериментов в старших группах
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
В этом материале показано пробное планирование эксперементальной деятельности на весенний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_eksperementov_v_starshih_gruppah.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Тема | Цель | Работа с педагогами | Работа с родителями | |||||||||
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства». | |||||||||||||
Март 1 неделя | Беседа: «Вода – источник жизни». | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | |||||||||||
Экспериментирование: «Вода в природе и в быту». | Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности. | ||||||||||||
Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель». Дидактическая игра «Вода и её свойства». | |||||||||||||
Прогулка «Получаем талую воду». | |||||||||||||
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства». | |||||||||||||
2 неделя | Беседа: «Вещество. Воздух и его свойства». | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | |||||||||||
Экспериментирование: «Где теплее?»; «Подводная лодка»;
«Упрямый воздух»; «Что быстрее?». | Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается. Цель: Обнаружить атмосферное давление | ||||||||||||
Прогулка: «Движение воздуха». | Воздушные шары на каждого ребенка, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. | ||||||||||||
Дидактическая игра: | |||||||||||||
3 неделя Тема: «Магнитизм». | |||||||||||||
Беседа«Магнит – фокусник». | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
| ||||||||||||
Экспериментирование: «Стальной барьер». | Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь). | ||||||||||||
Дидактическая игра: «Испытания магнита». | Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями. Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнитическими. | ||||||||||||
4 неделя Тема:«В мире электричества». | |||||||||||||
Беседа: «Как увидеть и услышать электричество». | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. | ||||||||||||
Экспериментирование: «Чудо прическа»; «Волшебные шары»;«Вертушка». | Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | ||||||||||||
Беседа:«Электроприборы». | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. | ||||||||||||
Апрель Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе». | |||||||||||||
1 неделя | Беседа: «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | |||||||||||
Беседа: «Этот загадочный космос». | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | ||||||||||||
Экспериментирование: «Почему солнце можно видеть до того , как оно поднимется над горизонтом». | Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом. | ||||||||||||
Прогулка «Солнечные зайчики». Дидактическая игра: «Звезды светят постоянно». | На прогулке показать как можно поймать солнечных зайчиков. Показать, что звезды светят постоянно. | ||||||||||||
2 неделя Тема:«Человек». | |||||||||||||
Беседа: «Наши руки». | Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека. | ||||||||||||
Беседа: «Что можно почувствовать кожей?». | Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание. | ||||||||||||
«Наши помощники». Экспериментирования: «Слушай во все уши». | Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. | ||||||||||||
Экспериментирования: «Как мы чувствуем запахи?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. | ||||||||||||
3 неделя Тема: « Вещество. Камни». | |||||||||||||
Беседа:«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?». | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. | ||||||||||||
«Живые камни». «Замерзшая вода двигает камни » | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | ||||||||||||
Дидактическая игра: «Каждому камешку – свой домик». | Совершенствовать умения детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности /гладкие, шероховатые | ||||||||||||
«Эксперимент по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав( глинистая, песчаная, чернозем)» | Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. | ||||||||||||
4 неделя Тема:«Вещество. Песок и глина». | |||||||||||||
Беседа: «Песок и глина». Сравнение свойств. Экспериментирования: «Песка и глины».
| Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности. | ||||||||||||
Дидактическая игра: «Животные и песок». | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | ||||||||||||
Экспериментирования: «Выращивание растения из морковных верхушек». | Вырастить из морковных верхушек растения (песок, глина). | ||||||||||||
Май Тема:«Свет и цвет». 1 неделя | |||||||||||||
Беседа: «Откуда радуга берется?».
| Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
| Провести консультацию : «Как правильно организовать опытно- экспериментальную деятельность в группе». | |||||||||||
Экспериментирования: «Волшебный круг».
| Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | ||||||||||||
Игра: «Свет вокруг нас».
| Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.
| ||||||||||||
«Экспериментирования: Из каких цветов состоит солнечный луч» | Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч. | ||||||||||||
2 неделя | Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой». | Развивать у детей любознательность, логическое мышление. Обобщать имеющиеся знания детей о солнце и тени. | Родительское собрание: один из вопросов «Учимся думать,мыслить,эксперементировать». | ||||||||||
Экспериментирование «Определение сторон света». | Закрепить знания детей о магните. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. Узнать, как с помощью магнита можно определять стороны света. | ||||||||||||
Развлечение «Путешествие по материкам». | Закрепить ранее полученные знания о нашей планете, о материках. О том, какие животные живут на разных материках. Развивать любознательность ,умение устанавливать причинно-следственные связи. | ||||||||||||
Экспериментирование «Ткань и её свойства». | Познакомить детей с различными тканями. Опытным путем выяснить, какие свойства имеют различные ткани. | ||||||||||||
3 неделя | Рисование «Наш организм». | Закреплять знания детей о строении своего организма,о том как правильно расположены органы внутри человека | |||||||||||
Дидактическая игра «Каша – матушка наша». | Закреплять знания детей о правильном питании, о необходимости употреблять в пищу каши. Развивать внимание, любознательность, логическое мышление. | ||||||||||||
Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА». | Закреплять и расширять знания детей о здоровье, о том для чего нужно заниматься спортом. Формировать желание заниматься спортом регулярно. Развивать двигательную активность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие эксперимент в старшей группе
Формировать представления детей о разновидностях металлов; о свойствах и действии магнита; учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом; систематизировать представления детей о соли и ее сво...
Картотека экспериментов для старшей группы
Картотека экспериментов для старшей группы...
Опыты и эксперименты для старшей группы
Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста (старшей группы)...
картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция....
Перспективный план опытов и экспериментов в старшей группе
План составлен в соответствии с комплексно-тематическим планированием по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...
Эксперименты в старшей группе
Эксперимент или опыт -особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. (А.И. Васильева)...
В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.
Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...