занятие для средних групп
материал по окружающему миру на тему

Богатая Ирина Николаевна

масленица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Масляная неделя» -

Цель: познакомить с праздником Масленица

Задачи:

• расширять знания и представления детей о русских народных праздниках;

• развивать слуховое внимание, логическое мышление;

• активизировать словарь;

• совершенствовать умение ориентироваться во времени;

• развивать пальчиковую моторику, координацию;

• приобщать детей к русской истории.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Ребята! Отгадайте загадку!

В этот праздник, все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть,

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.

- Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

- Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

- Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

- Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

- Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

- Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются блины на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: «Весна, весна красная»

Весна, весна красная (хоровод)

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким (останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)

С корнем глубоким (приседают, руки опускают вниз)

С хлебами обильными! (бегут по кругу, взявшись за руки) .

- Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник)

Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »

Игра: «Что за чем, и перед чем? »

- Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

-Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Понедельник — Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу–чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями.

Вторник — Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда — Лакомка.

С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

-Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

(Дети отгадывают загадки)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

-Молодцы! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

-Давайте и мы с вами попробуем слепить снежный ком!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают руками круг, сжимают руки, гладят ладошки)

И совсем, совсем не сладкий! (грозят указательным пальцем)

Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем, («ловят» снежок)

Три – уроним («роняют» снежок)

И сломаем! (топчут снежок ногами.)

Пятница — Тещины вечерки.

На тещины вечерки наши папы угощали наших бабушек блинами.

Суббота — Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились.

-Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

- Ребята, я буду произносить разные слова, а вы назовите их ласково:

блин – блинок, блинчик;

пирог – пирожок,

крендель – кренделек, мёд – медок (и т. д.)

Воскресенье — прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

- Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».

Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...