проект "Птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ситкова Лариса Викторовна

Интерес детей к пустующему гнезду явился  мотивацией для проектной деятельности по теме "Птицы". Реализация данного проекта осуществлялась по всем видам деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Птицы»

Познавательный, творческий

групповой

среднесрочный

для детей от 5 до 6 лет

группы «Теремок»

                    

Автор проекта:

воспитатель

Ситкова Лариса Викторовна

МБ ДОУ детский сад № 2

г.Асбест, Свердловская обл.

Ситуация:

     На  экскурсии по лесу весной, дети обнаружили в ветвях дерева гнездо.

- Там птенчики сидят - Максим

- Давайте посмотрим, как мама их кормит – Лиза

     Мы простояли у дерева минут 10, «птенчики» и их мама не подавали никаких признаков своего пребывания в гнезде. Дети забеспокоились, стали поглядывать на воспитателя.

- Может мама потерялась? –Настя

- А может птенцы уже вылетели из гнезда с мамой? - Ксюша

- Нет,  там нет никого, они (птицы) ещё не прилетели! - Матвей

- Да это старое гнездо, там пусто! - Арсений Т.

Воспитатель:

- Хотите узнать ответы на ваши вопросы? Давайте это дерево отметим цветной повязкой и понаблюдаем за гнездом. А ещё вместе с родителями поищем ответы на все вопросы.

     Привлечь детей к поиску ответов на собственные вопросы несложно. Сложнее воспитать  их заботливыми, чуткими хозяевами мира людей и мира природы. 

     Природа - источник жизнедеятельности человека. Развитие цивилизации, желание быстрее и дешевле получить её блага приводит к необратимым последствиям. У природы недостаточно ресурсов для восстановления: распашка, охота, вырубка лесов уничтожили места обитания многих птиц.  Все птицы приносят природе и человеку большую пользу. Да и какой же это лес, если там не поют птицы.

     Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое воспитание выступает как необходимый педагогический процесс.

     Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Такое отношение строится на чувственном  восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

     Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, изодеятельности, ухаживать за животными и растениями).

  Проблема:

    1. Не сформированы знания о жизни птиц в лесу.

    2. Неэффективный подбор форм и методов работы по формированию у детей 5-6 лет осознанного правильного отношения к природе (птицам)

  Причины:

  1. Возрастные особенности детей не позволяют вести с ними долгосрочные наблюдения в удалённом пространстве
  2. Необходимость коррекции и индивидуального подхода к выбору форм, методов и приёмов к определённой группе дошкольников

  Цель:

      Формирование у детей осознанного и правильного отношения к жизни птиц в лесу данном местности через поисковую, исследовательскую деятельность

   Задачи:

  • Учить детей формулировать точно вопрос и ответ, делать вывод
  • Познакомить с птицами данной местности (Урал), с особенностями их жизнедеятельности
  • Продолжать учить детей находить информацию через взрослых, телевидение, в книгах, интернете
  • Закрепить знания правил поведения в лесном окружении
  • Познакомить с понятиями: гнездование, оперение, кладка, токование, …
  • Упражнять в узнавании разных птиц по голосу, внешнему виду
  • Развивать творчество и воображение через изобразительную деятельность
  • Мотивировать родителей на совместную поисковую деятельность с детьми по интересующим их вопросам.

Направления деятельности:

  • Подбор информационного материала по теме
  • Наблюдение за поведением разных птиц местности
  • Поиск мест гнёздования
  • Изготовление игры «Найди своё гнездо»
  • Самостоятельное определение правил поведения в природе через этические беседы
  • Взаимодействие с родителями, побуждение к индивидуальной проектной деятельности по интересам ребёнка в данной теме
  • Организация в совместном изготовлении лэпбука «Птицы»
  • Организация творческой групповой и индивидуальной деятельности

 Предполагаемый результат:

  • Подобран информационный материала по теме «Птицы»
  • Проведены и зафиксированы наблюдения за поведением разных птиц местности
  • Найдены заброшенные гнёзда неизвестных птиц
  • Изготовлена дидактическая игра «Найди своё гнездо»
  • Детьми самостоятельно определены правила поведения в природе
  • Взаимодействие с родителями отражено в творческой, проектной деятельности
  • Изготовлена интерактивная папка (лэпбук) «Птицы»
  • Проведены творческие групповые и индивидуальные  выставки

Продукт проектной деятельности:

  • Дидактическая игра «Найди своё гнездо»
  • Фотовыставка  деятельности с детьми по проекту «Птицы»
  • Продукты  детского творчества.
  • Подбор информационного материала по теме (методические разработки занятий, демонстрационный материал, выборка из источников)
  • Интерактивная папка (лэпбук) «Птицы»

Этапы проекта

  1. Организационный
  1. Беседа о том, что дети хотят узнать о птицах, помочь сформулировать вопросы
  2. Наметить с детьми пути поиска информации

1.3. Определение педагогом цели, постановка задач для реализации проекта

1.4. Поиск информационного и изготовление дидактического материала

1.5. Заинтересовать   родителей для  совместной поисковой деятельности, выявить возможность организации проектной семейной деятельности

  1. Планирование деятельности

2.1. Беседы по темам «Птицы Урала», «Кто какие гнёзда вьёт», «Перелётные птицы», «Почему бывает так?», «А что будет, если…»

2.2. Чтение, заучивание, отгадывание загадок, пословиц и поговорок о птицах

2.3. Рассматривание разных птиц и гнёзд

2.4. Дидактические, ролевые, строительные и подвижные  игры по теме

2.5. Наблюдение  за пустующим гнездом и другими гнёздами птиц

2.6. Продуктивная  и изобразительная деятельность с детьми

2.7. Просмотр презентации и научных фильмов о птицах и птенцах

2.8. Взаимодействие с родителями по организации индивидуальных наблюдений с детьми

2.9. Презентация проведённых семейных наблюдений, проектов

3.0. Изготовление лэпбука «Птицы»

  1. Заключительный

3.1. Проведение индивидуальных  и групповых выставок

3.2. Помочь детям сделать вывод по итогам проекта

3.3. Развлечение

3.4. Анализ полученных результатов деятельности с детьми

3.5. Оформление методической разработки проекта с приложениями

3.6. Изготовление фотоотчёта о проекте

3.7. Спортивное развлечение «Перелётные птицы»


Циклограмма проекта

Тема: Птицы

Итоговое мероприятие:  Развлечение

Режим

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро:

- Рассматривание иллюстраций птиц

-Беседа «Птицы Урала»

-Д/и «Найди такую же птицу»

- Рассматривание  фото разных гнёзд

- Беседа «Почему птицы строят разные гнёзда»

-Д/и «Назови птенца»

- Рассматривание изображений перелётных птиц

-Беседа «Почему птицы бывают перелётными»

-Рассматривание  скворечников

-Беседа «Как люди помогают птицам», «Что будет, если…»

-Рассматривание  картины Васнецова В.М., «Грачи прилетели»

-Беседа «Как птицы помогают людям»

-Настольная игра «Найди гнездо»

Утренняя гимнастика:

Комплекс № 4 (апрель) комплекс «Птицы»

Гимнастика артикуляционная

Дифференциация звуков (Р)  и (Р,):

Сорокина брошка

Старый ворон, чёрный Прошка,

Подарил сороке брошку.

Бриллиантом брошь сверкала,

А сорока стрекотала

Гимнастика дыхательная

Комплекс № 4(апрель) Птицы у лужицы

Гимнастика пальчиковая

Десять птичек – стайка

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.      (хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей,         (поочерёдно загибаем пальчики на правой руке, начиная с  

                                               мизинца)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Та птичка – скворушка,   (поочерёдно загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца)

Серенькоё пёрышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развесёлый чиж.

Ну, а эта – злой орлан!            (держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам!   (машем кистями, как крылышками)

Непосредственно-образовательная деятельность:

1.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ): Экскурсия «Прогулка в лес»

2.Изобразительная деятельность (лепка) «Гнездо»

1.Познавательно – исследовательская деятельность ФЭМП

2. Изобразительная деятельность (Рисование тычком) «Пушистые птенчики»

1.Коммуникативная деятельность: составление рассказов по картине «Птицы в гнезде»

2. Двигательная деятельность (апрель, №17)

1.Музыкальная деятельность:

2. Изобразительная деятельность (рисование городецой росписи): «Сказочная птица»

1. Конструктивная деятельность (оригами) Птицы

2. Двигательная деятельность (апрель № 18)

3.Двигательная деятельность (апрель, №16)

3.Музыкальная деятельность

3. Изобразительная деятельность (аппликация методом обрывания) «Птенчики»

3. Кружок «Родничок»

Птицы Красной книги

Игры, подготовка к прогулке

Чтение загадок о  птицах

Прогулка

В приложении

В приложении

В приложении

В приложении

В приложении

Возвращение с прогулки, обед,

подготовка ко сну

 Стихи, пословицы и поговорки о птицах

Гимнастика после сна

Комплекс №4

Вечер

- Просмотр научного фильма «Как птицы гнёзда строят»

-С.Р.И. «Птичья семейка»

- Системный оператор «Птица»

- Строительные игры  «Строим дом со скворечником»

-Заучивание: стихов для развлечения  

-Просмотр мультфильма  «Б»

-Д/и «Птицы»

- Морфологический ящик  «Сказочная птица»

-Д/и «Да-нет»

- Беседа «Почему так бывает?»

- Выставка работ изобразительного творчества детей

- Мозговой штурм «Вечное гнездо для птиц»

-Спортивное развлечение «Перелётные птицы»

Прогулка

В приложении

Индивидуальная работа

В тетради для индивидуальных работ

Самостоятельная деятельность детей

(организация ПРС)

Выложить раскраски по теме  «Птицы весной»

Оформить наглядное панно «Птичьи гнёзда»

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям помочь детям в наблюдении птиц и их гнёзд в природе. Обратить внимание детей на правила поведения в лесу

Побудить к совместной с детьми  проектной деятельности

Заинтересовать в участии в творческой выставочной деятельности

Деятельность вне  тематики (последующие недели):

-Игра «Спроси меня о птицах»

-Игра «Вопрос – ответ»

-Подвижные игры «Воробьи и вороны», «Перелёт птиц»

-Хороводная игра «Ворон»

-Заучивание считалки «Шла сорока мимо сети»

-Составление творческих рассказов «Приключение одной птички»

-Рисование к творческим рассказам

-Индивидуальная  деятельность в помощи детям по организации изобразительных выставок (оригами, рисование)

Вывод: Дети  знают о жизни птиц Урала весной, о гнездовании, они понимают, что  необходимо соблюдать правила поведения в лесу, беречь и не тревожить местных жителей, Данный проект  удалось реализовать через совместную деятельность с родителями по проведении семейных наблюдений в природе.