проект "Птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интерес детей к пустующему гнезду явился мотивацией для проектной деятельности по теме "Птицы". Реализация данного проекта осуществлялась по всем видам деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Птицы»
Познавательный, творческий
групповой
среднесрочный
для детей от 5 до 6 лет
группы «Теремок»
Автор проекта:
воспитатель
Ситкова Лариса Викторовна
МБ ДОУ детский сад № 2
г.Асбест, Свердловская обл.
Ситуация:
На экскурсии по лесу весной, дети обнаружили в ветвях дерева гнездо.
- Там птенчики сидят - Максим
- Давайте посмотрим, как мама их кормит – Лиза
Мы простояли у дерева минут 10, «птенчики» и их мама не подавали никаких признаков своего пребывания в гнезде. Дети забеспокоились, стали поглядывать на воспитателя.
- Может мама потерялась? –Настя
- А может птенцы уже вылетели из гнезда с мамой? - Ксюша
- Нет, там нет никого, они (птицы) ещё не прилетели! - Матвей
- Да это старое гнездо, там пусто! - Арсений Т.
Воспитатель:
- Хотите узнать ответы на ваши вопросы? Давайте это дерево отметим цветной повязкой и понаблюдаем за гнездом. А ещё вместе с родителями поищем ответы на все вопросы.
Привлечь детей к поиску ответов на собственные вопросы несложно. Сложнее воспитать их заботливыми, чуткими хозяевами мира людей и мира природы.
Природа - источник жизнедеятельности человека. Развитие цивилизации, желание быстрее и дешевле получить её блага приводит к необратимым последствиям. У природы недостаточно ресурсов для восстановления: распашка, охота, вырубка лесов уничтожили места обитания многих птиц. Все птицы приносят природе и человеку большую пользу. Да и какой же это лес, если там не поют птицы.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое воспитание выступает как необходимый педагогический процесс.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Такое отношение строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, изодеятельности, ухаживать за животными и растениями).
Проблема:
1. Не сформированы знания о жизни птиц в лесу.
2. Неэффективный подбор форм и методов работы по формированию у детей 5-6 лет осознанного правильного отношения к природе (птицам)
Причины:
- Возрастные особенности детей не позволяют вести с ними долгосрочные наблюдения в удалённом пространстве
- Необходимость коррекции и индивидуального подхода к выбору форм, методов и приёмов к определённой группе дошкольников
Цель:
Формирование у детей осознанного и правильного отношения к жизни птиц в лесу данном местности через поисковую, исследовательскую деятельность
Задачи:
- Учить детей формулировать точно вопрос и ответ, делать вывод
- Познакомить с птицами данной местности (Урал), с особенностями их жизнедеятельности
- Продолжать учить детей находить информацию через взрослых, телевидение, в книгах, интернете
- Закрепить знания правил поведения в лесном окружении
- Познакомить с понятиями: гнездование, оперение, кладка, токование, …
- Упражнять в узнавании разных птиц по голосу, внешнему виду
- Развивать творчество и воображение через изобразительную деятельность
- Мотивировать родителей на совместную поисковую деятельность с детьми по интересующим их вопросам.
Направления деятельности:
- Подбор информационного материала по теме
- Наблюдение за поведением разных птиц местности
- Поиск мест гнёздования
- Изготовление игры «Найди своё гнездо»
- Самостоятельное определение правил поведения в природе через этические беседы
- Взаимодействие с родителями, побуждение к индивидуальной проектной деятельности по интересам ребёнка в данной теме
- Организация в совместном изготовлении лэпбука «Птицы»
- Организация творческой групповой и индивидуальной деятельности
Предполагаемый результат:
- Подобран информационный материала по теме «Птицы»
- Проведены и зафиксированы наблюдения за поведением разных птиц местности
- Найдены заброшенные гнёзда неизвестных птиц
- Изготовлена дидактическая игра «Найди своё гнездо»
- Детьми самостоятельно определены правила поведения в природе
- Взаимодействие с родителями отражено в творческой, проектной деятельности
- Изготовлена интерактивная папка (лэпбук) «Птицы»
- Проведены творческие групповые и индивидуальные выставки
Продукт проектной деятельности:
- Дидактическая игра «Найди своё гнездо»
- Фотовыставка деятельности с детьми по проекту «Птицы»
- Продукты детского творчества.
- Подбор информационного материала по теме (методические разработки занятий, демонстрационный материал, выборка из источников)
- Интерактивная папка (лэпбук) «Птицы»
Этапы проекта
- Организационный
- Беседа о том, что дети хотят узнать о птицах, помочь сформулировать вопросы
- Наметить с детьми пути поиска информации
1.3. Определение педагогом цели, постановка задач для реализации проекта
1.4. Поиск информационного и изготовление дидактического материала
1.5. Заинтересовать родителей для совместной поисковой деятельности, выявить возможность организации проектной семейной деятельности
- Планирование деятельности
2.1. Беседы по темам «Птицы Урала», «Кто какие гнёзда вьёт», «Перелётные птицы», «Почему бывает так?», «А что будет, если…»
2.2. Чтение, заучивание, отгадывание загадок, пословиц и поговорок о птицах
2.3. Рассматривание разных птиц и гнёзд
2.4. Дидактические, ролевые, строительные и подвижные игры по теме
2.5. Наблюдение за пустующим гнездом и другими гнёздами птиц
2.6. Продуктивная и изобразительная деятельность с детьми
2.7. Просмотр презентации и научных фильмов о птицах и птенцах
2.8. Взаимодействие с родителями по организации индивидуальных наблюдений с детьми
2.9. Презентация проведённых семейных наблюдений, проектов
3.0. Изготовление лэпбука «Птицы»
- Заключительный
3.1. Проведение индивидуальных и групповых выставок
3.2. Помочь детям сделать вывод по итогам проекта
3.3. Развлечение
3.4. Анализ полученных результатов деятельности с детьми
3.5. Оформление методической разработки проекта с приложениями
3.6. Изготовление фотоотчёта о проекте
3.7. Спортивное развлечение «Перелётные птицы»
Циклограмма проекта
Тема: Птицы | ||||||||
Итоговое мероприятие: Развлечение | ||||||||
Режим | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
Утро: | - Рассматривание иллюстраций птиц -Беседа «Птицы Урала» -Д/и «Найди такую же птицу» | - Рассматривание фото разных гнёзд - Беседа «Почему птицы строят разные гнёзда» -Д/и «Назови птенца» | - Рассматривание изображений перелётных птиц -Беседа «Почему птицы бывают перелётными» | -Рассматривание скворечников -Беседа «Как люди помогают птицам», «Что будет, если…» | -Рассматривание картины Васнецова В.М., «Грачи прилетели» -Беседа «Как птицы помогают людям» -Настольная игра «Найди гнездо» | |||
Утренняя гимнастика: | Комплекс № 4 (апрель) комплекс «Птицы» | |||||||
Гимнастика артикуляционная | Дифференциация звуков (Р) и (Р,): Сорокина брошка Старый ворон, чёрный Прошка, Подарил сороке брошку. Бриллиантом брошь сверкала, А сорока стрекотала | |||||||
Гимнастика дыхательная | Комплекс № 4(апрель) Птицы у лужицы | |||||||
Гимнастика пальчиковая | Десять птичек – стайка Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. (хлопаем в ладоши) Эта птичка – соловей, (поочерёдно загибаем пальчики на правой руке, начиная с мизинца) Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Та птичка – скворушка, (поочерёдно загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца) Серенькоё пёрышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развесёлый чиж. Ну, а эта – злой орлан! (держим большой палец левой руки) Птички, птички – по домам! (машем кистями, как крылышками) | |||||||
Непосредственно-образовательная деятельность: | 1.Познавательно – исследовательская деятельность (ФЦКМ): Экскурсия «Прогулка в лес» 2.Изобразительная деятельность (лепка) «Гнездо» | 1.Познавательно – исследовательская деятельность ФЭМП 2. Изобразительная деятельность (Рисование тычком) «Пушистые птенчики» | 1.Коммуникативная деятельность: составление рассказов по картине «Птицы в гнезде» 2. Двигательная деятельность (апрель, №17) | 1.Музыкальная деятельность: 2. Изобразительная деятельность (рисование городецой росписи): «Сказочная птица» | 1. Конструктивная деятельность (оригами) Птицы 2. Двигательная деятельность (апрель № 18) | |||
3.Двигательная деятельность (апрель, №16) | 3.Музыкальная деятельность | 3. Изобразительная деятельность (аппликация методом обрывания) «Птенчики» | 3. Кружок «Родничок» Птицы Красной книги | |||||
Игры, подготовка к прогулке | Чтение загадок о птицах | |||||||
Прогулка | В приложении | В приложении | В приложении | В приложении | В приложении | |||
Возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну | Стихи, пословицы и поговорки о птицах | |||||||
Гимнастика после сна | Комплекс №4 | |||||||
Вечер | - Просмотр научного фильма «Как птицы гнёзда строят» -С.Р.И. «Птичья семейка» | - Системный оператор «Птица» - Строительные игры «Строим дом со скворечником» | -Заучивание: стихов для развлечения -Просмотр мультфильма «Б» -Д/и «Птицы» | - Морфологический ящик «Сказочная птица» -Д/и «Да-нет» - Беседа «Почему так бывает?» | - Выставка работ изобразительного творчества детей - Мозговой штурм «Вечное гнездо для птиц» -Спортивное развлечение «Перелётные птицы» | |||
Прогулка | В приложении | |||||||
Индивидуальная работа | В тетради для индивидуальных работ | |||||||
Самостоятельная деятельность детей (организация ПРС) | Выложить раскраски по теме «Птицы весной» Оформить наглядное панно «Птичьи гнёзда» | |||||||
Взаимодействие с родителями | Предложить родителям помочь детям в наблюдении птиц и их гнёзд в природе. Обратить внимание детей на правила поведения в лесу Побудить к совместной с детьми проектной деятельности Заинтересовать в участии в творческой выставочной деятельности |
Деятельность вне тематики (последующие недели):
-Игра «Спроси меня о птицах»
-Игра «Вопрос – ответ»
-Подвижные игры «Воробьи и вороны», «Перелёт птиц»
-Хороводная игра «Ворон»
-Заучивание считалки «Шла сорока мимо сети»
-Составление творческих рассказов «Приключение одной птички»
-Рисование к творческим рассказам
-Индивидуальная деятельность в помощи детям по организации изобразительных выставок (оригами, рисование)
Вывод: Дети знают о жизни птиц Урала весной, о гнездовании, они понимают, что необходимо соблюдать правила поведения в лесу, беречь и не тревожить местных жителей, Данный проект удалось реализовать через совместную деятельность с родителями по проведении семейных наблюдений в природе.