Конспект НОД "Птички- невелички" ( по мотивам тверских глиняных игрушек)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Птички- невелички» (по мотивам тверских глиняных игрушек).
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закрепить умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, развивать диалогическую речь.
- Учить детей расписывать узорами силуэты птичек по народным мотивам, использовать разные элементы росписи (капельки, круги, овалы, мазки, прямые линии, волнистые, точки).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками –рисовать методом примакивания, штамповки.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к народному творчеству, предметам, сделанным руками народных умельцев, доставляющим большую радость взрослым и детям.
- Развивать коммуникативные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_ptichki-nevelichki.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 комбинированного вида
Кировского района Санкт –Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по декоративному рисованию «Птички- невелички»
(по мотивам тверских глиняных игрушек)
Составила воспитатель первой
квалификационной категории
Хуснутдинова Гульназ Шагитовна
Санкт – Петербург 2015
Тема: «Птички- невелички» (по мотивам тверских глиняных игрушек).
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закрепить умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, развивать диалогическую речь.
- Учить детей расписывать узорами силуэты птичек по народным мотивам, использовать разные элементы росписи (капельки, круги, овалы, мазки, прямые линии, волнистые, точки).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками –рисовать методом примакивания, штамповки.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к народному творчеству, предметам, сделанным руками народных умельцев, доставляющим большую радость взрослым и детям.
- Развивать коммуникативные способности.
Материал и оборудование к занятию:
* тверские глиняные игрушки (для рассматривания и обыгрывания потешек);
* дымковская игрушка, филимоновская игрушка (для сравнения)
* образцы элементов росписи на доске;
*модели элементов росписи для дидактической игры;
* палитра, кисти (тонкие и толстые), палочки для рисования точек – жемчужин, салфетки;
* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая, черная цветов;
* стаканы с водой,;
* д/и «Узнай по силуэту».
Предварительная работа:
- Ознакомительная беседа «Тверская глиняная игрушка»;
- Создание коллажа «Тверская глиняная игрушка»;
- Рассматривание тверских глиняных игрушек, сравнивание с дымковскими и филимоновскими игрушками;
- Декоративное рисование на полосках элементов росписи;
- Чтение русских народных потешек, заучивание их;
- Чтение книг о народных мастерах, в частности рассказ о Г. А. Климовской
Ход НОД
-Велика наша Россия
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
- Ребята, посмотрите на наш лужок. Какие удивительные птицы прилетели сюда. Вы догадались, какие это птицы? Как они называются?
- Правильно. Торжокские птицы. Иногда их ещё называют Тверскими глиняными игрушками, так как город Торжок находится в Тверской области. Или же называют калининскими птичками, потому что некоторое время город Тверь назывался город Калинин.
-Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
- Дети во все времена любили играть игрушками. Но простому русскому крестьянину не по карману было покупать игрушки для своих детей. Вот и придумали торжокские гончары лепить из остатков глины для своих детей разных забавных игрушек с секретом: птичек, уточек, собачек, лисичек. Потом эти игрушки ярко раскрашивали. А мамы и бабушками развлекали детей потешками, прибаутками. Некоторые из них дошли и до нас. Давайте, вспомним их.
-Ой, сестрица,
Что творится
Видел я, что без весла
Чудо лодочка плыла.
А сестричка отвечала:
- То не лодочка, а птица,
То по речке вдоль села
Лебёдушка плыла.
_Курочка-рябушечка,
Дай воды напиться?
-Дала бы, да нету.
- Курочка –рябушечка,
А что у тебя в бадейках?
-Пусто!
Я ведь по воду иду,
Надо торопиться.
Ты здесь кружкою постой,
Вот когда пойду с водой,
Дам тебе напиться.
Говорила птичка,
Птичка-невеличка,
-ой, боюсь, боюсь репья.
А другая отвечала:
-Чик-чирик, и я, и я!
Не садись на репей,
Лучше ты воды попей.
И лети сюда, щеглок,
Вместе сядем на листок.
-Есть и авторские стихи про глиняные игрушки.
ГЛИНЯНАЯ СВИСТУЛЬКА
- Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя внутри?
- Верь, не верь ли, мой хороший,
А внутри-то – ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего. (Марина БОРОДИЦКАЯ )
- Ребята, эти игрушки на самом деле были с секретом: ведь они еще и свистульки. Издавна народ верил в силу свистулек. В некоторых деревнях считали, что свист отгоняет злых духов, в некоторых сёлах верили, что если свистеть в эти свистульки, то здоровье прибудет. А весной и стар, и млад выходил на луга, звонко свистел, весну кликал, птиц зазывал.
-Послушаем с вами, какие наигрыши можно насвистывать в вот такие вот свистульки (Включается аудиозапись)
-Ну, а теперь сами превратимся в птичек.
Физминутка «Птички»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на корточках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)
- Давайте еще раз рассмотрим, какими цветами раскрашена торжокская игрушка? Какие используют краски?
- А чем же игрушка из Торжка отличается от других?
Ответы детей:
- У нее сохраняется коричневый цвет (фон) и еще игрушка украшается налепами.
- А какие бывают налепы?
- Большие и маленькие, круглые и продолговатые.
-И еще для раскрашивания нашей игрушки любого узора берется краска пяти цветов. Особую нарядность игрушкам придают белые точки- жемчужинки.
-А вам нравится торжокские игрушки? Чем? Какие они?
Ответы детей.
-Всё вы рассказали правильно. Поиграем в игру «найди по силуэту и угадай роспись» Будьте внимательны. (Проводится игра с карточками)
-Молодцы. Справились.
- В Твери делают игрушку,
Сколько радости для глаз.
Может быть и мастерицы
Подрастают среди нас?
-Ну что, ребятки, приступим раскрашиванию наших птичек- невеличек?
(Дети подходят к столу, выбирают себе силуэт птички и раскрашивают).
- Ребята, вы молодцы, потрудились как настоящие мастера, и птички ваши получились замечательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"
Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...
Развитие творческих способностей посредством использования народных глиняных игрушек на занятиях по изодеятельности.
Использование народных глиняных игрушек на занятиях лепкой как средство развития творческих способностей....
"Уточка с утятами" лепка по мотивам Тверской игрушки
Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать глину между ладонями, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания....
Конспект НОД "Тверская глиняная игрушка"
Цель: знакомство с тверскими глиняными игрушками. Задачи: 1.Познакомить детей с историей возникновения народного промысла – изготовление Тверской глиняной игрушки, с ее функциональным назнач...
Знакомство с тверской глиняной игрушкой
Жил-был в старинном городе Торжке гончар Данила........
План кружковой работы в подготовительной группе «Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской народной игрушки».
Целью моей работы создание оптимальных условий для приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре дымковских мастеров средствами декор...
Тема: «Знакомство с тверскими глиняными игрушками»
Семинар«Роль народного декоративно-прикладногоискусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»Тема: «Знакомство с тверскими глиняными игрушками»...