Конспект экскурсии для детей старшей группы «Пришла Весна с радостью»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прокопенко Надежда Ивановна

 Данный конспект поможет научить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ  МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект экскурсии для детей старшей  группы

«Пришла Весна с радостью»

                                                                           

подготовила воспитатель

Прокопенко Надежда Ивановна

станица Ленинградская

2015г

Конспект экскурсии для детей старшей  группы

«Пришла Весна с радостью»

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программное содержание:

Обучающие задачи: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; научить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, упражнения в обобщениях и доказательствах). Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания.

Развивающие задачи: развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в  совместной коллективной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей: познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Материал: лупы

Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы; чтение художественных произведений о весне.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Я предлагаю вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

«Я раскрываю почки 
В зеленые листочки, 
Деревья одеваю, 
Посевы поливаю, 
Движения полна, 
Зовут меня …»

Дети: Весна 

Воспитатель: Правильно. Посмотрите вокруг. Какая сегодня погода?

Дети: Солнечная, ветреная, радостная.

Воспитатель: Как вы узнали, что сегодня хорошая погода? Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи? По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры -  жди хорошую погоду. Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима,  пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну - Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам прийти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся  искать следы (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

- Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна?

Дети:  Мы знаем 3 месяца весны и она начинается  с марта.

Воспитатель: Кто может охарактеризовать месяц март?

Дети: Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим - синим.

Другое народное название марта — «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются.

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель — середина весны.  Апрель называют «месяцем живой воды».

Воспитатель: А как называют май?

Дети:  Травень.

Воспитатель: Вижу, вы действительно, готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь. Но Зима не пустит нас, пока мы не назовем весенние признаки.

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Ребята, нас с вами встречает аллея из деревьев.  Какие деревья растут вдоль дорожки?

Дети: Ива, береза, боярышник, орех.

Воспитатель:  Давайте подойдем к иве и поздороваемся с ней.  (Дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу). Что вы знаете об этом дереве? (Дети делятся знаниями)

Нежное, качающееся от ветра дерево. Главная характеристика ивы – это ее манера себя держать: тоненькие и длинные ее веточки всегда тянутся к земле. Свободные и нежные, они легко колышутся от малейшего прикосновения ветра, заставляя трепетать узкие листья. Ранним утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки. И как только ветер слегка всколыхнет ветви дерева, капли начинают падать, словно слезы. В этот момент ива напоминает печальную плачущую девушку, распустившую свои длинные волосы - ветви. Вот потому-то и прозвали дерево в народе «плакучей ивой».

 (Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)

Воспитатель: Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

               «Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь ты...»(березку)!

Что это за дерево? (Дети подходят к березе, рассматривают)

Что произошло с почками?

Что вы знаете о березе?

Дети:  Давным - давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти.  Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит.

Воспитатель: Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

(Игра «Сказать как можно больше красивых слов о березе»).

Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? А сами любите дарить подарки? Давайте и мы подарим березке свои подарки.

Дети:

1. Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко, согревает тебя.

2. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

3. Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

4. Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

5. Я дарю тебе землю - почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.

Воспитатель: Лучшим подарком для березки  будет наша забота и внимание.

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать?

Дети: Не ломать ветки, не портить кору дерева.

Воспитатель: Какое дерево встречает нас?

Дети: Орех.

Воспитатель: Правильно! Как только не величают орех – пищей богатырей, деревом жизни. И на это есть причины – ядрышки орехов не только полезны, но и великолепны на вкус. Да и другие части растения полезны: листья используют в медицине, а древесина считается ценной породой.

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели?

Дети: Сережки березы, зеленые листочки травку и т.д.

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите?

Дети:  Пение птиц.

Воспитатель: Правильно. А какие  птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом?

Дети: Перелётные.

 Воспитатель: Как люди готовятся к встрече перелётных птиц?

 Дети: развешивают скворечники.

Воспитатель: Почему весной птицы такие оживлённые? Чем они заняты? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

Упражнение «Отгадай и присядь»

Воспитатель:  Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками - ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель: - Ребята, а какая птица прилетает в конце марта?

Почему грача называют «вестником весны»?

Дети: Потому что она прилетает первая.

Воспитатель:

«Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук?»

Дети: Дятел
Воспитатель:  Где зимуют дятлы?

Дети: В дуплах, которые сами выдалбливают в старых деревьях.
Воспитатель: Чем любят лакомиться дятлы ранней весной?

Дети: Березовым соком.
Воспитатель: Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
деревьев?

Дети:  Его крепкий острый нос и длинный липкий язык.
Воспитатель: Как выглядит дятел?

Дети:  Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна

Воспитатель: Почему дятлов называют «санитарами леса»?

Дети: Они уничтожают вредителей леса.

Воспитатель: Часто можно еще увидеть трясогузку. Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.

Воспитатель: Всю зиму мы видим рядом с нами серенькую птичку. Кто же это? Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны? 

Дети: Становится теплее, больше еды появляется, проще ее найти, начинают строить семьи.

 Воспитатель: Где любят жить воробьи – в поле или рядом с человеком? Почему?

Дети: Рядом с человеком им легче прокормиться, больше мест для гнезд)

Воспитатель: Кого бояться воробьи?

Дети: Всех хищных птиц, кошек, людей

Воспитатель: Чем они питаются весной? 

Дети: Семена, остатки пищи человека.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о птицах?

Дети: Подкармливать, строить кормушки, скворечники.

Воспитатель: С приходом весны появляется много насекомых. Каких насекомых Вы знаете?

Дети: Божья коровка, комары, клопы – солдатики, пчелы.

Воспитатель: Как выглядит божья коровка?

Дети: У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко - красная  спинка, украшенная черными точками. У нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской  несъедобные
Воспитатель:  Как она передвигается?

Дети: Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния:
Воспитатель:  Где они зимуют?

Дети: На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Воспитатель: Какую пользу приносят божьи коровки?
Дети: Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Любят тлю.

Воспитатель:  Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку?

Дети: С мухомором.

Воспитатель: Почему божью коровку называют доктором Айболитом?

Дети:  Божья коровка поедает вредных насекомых.

Воспитатель: Вы назвали еще одно насекомое – комар. Как выглядит комар?

Дети: У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков
Воспитатель: Есть ли у комаров уши?

Дети: У комаров есть «уши», которые находятся в усах.
Воспитатель:  Чем питаются комары?

Дети: Комары - самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.
Воспитатель: Почему комаров называют вредными насекомыми?

Дети: Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Воспитатель:  Какие враги есть у комаров?

Дети: Лягушки, птицы, стрекозы.
Воспитатель:  Ребята, давайте поищем наших старых знакомых, которых мы тоже часто видим. Это клопы -  солдатики.  Чем они отличаются от других насекомых?

Дети: Форма тела, окраска ярко - красная с черными пятнами на крыльях. (Рассмотреть в лупу хоботок и челюсти клопа и рассказать, что клоп челюстями прокалывает растения и высасывает из них хоботком сок.)

Воспитатель:  Вспомните, у какого жука такая же яркая окраска?

Дети:  У божьей коровки.

Воспитатель:  А для чего она нужна?

Дети: Чтобы отпугивать птиц.

Воспитатель:  Как вы считаете, заслуживает ли клоп - солдатик доброго отношения к себе?

Дети: Да, всех насекомых нужно беречь, это часть природы, как и мы.

Воспитатель:  Почему клопы-солдатики так называются?

Дети: Бегают стайками в  колонну друг за другом.

Воспитатель: А вот,  если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям?

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. Огромную пользу еще приносят пчелы, мы их тоже видим, они кружатся над цветами – первоцветами, собирают нектар.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля?

Дети:  Она покрыта свежей травой и цветами.

Воспитатель: Давайте назовем,  какие цветы вы узнали? (ответы детей)

(Предлагаю подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать).

 Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность.

Воспитатель: Помните, мы делали салат из листьев одуванчика, он не только полезен, но и вкусен.

Воспитатель: Можем ли мы собирать эти цветы в букет? Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты... 
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты - 
Если мы сорвем цветы». 

Воспитатель: А сейчас, давайте пройдем на наш огород. Какие растения Вы видите здесь?

Дети: Щавель, петрушку, лук.

Воспитатель: Правильно. Это многолетние растения. А что сажают Ваши родители на огородах?

Дети: Картофель, свеклу, лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы, баклажаны и др.

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Природа - это целый мир. Вам понравилась наша встреча с природой сегодня? Что вам понравилось? Что вы узнали для себя нового? Чему вы научились,  чему удивились? Много тайн природы мы еще не раскрыли. И много сюрпризов нас ждет впереди.

Воспитатель: Я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в природу "Пришла Весна с радостью"

Представляю вашему вниманию конспет экскурсии-прогулки в весенний пак для детей подготовительной группы. В ходе экскурии дети учатся наблюдать сезонные изменения в природе, понимать связь всего живого...

Экскурсия в природу «Пришла Весна с радостью»

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.Способствовать формиро...

Конспект интегрированной ООД по музыке «Пришла Весна» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект составлен в соответствии с особенностями разновозрастной группы детей младшего дошкольного возраста. Материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ...

Конспект экскурсии в городской парк ранней весной в подготовительной группе

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом в родном крае (месте, где живут дети)....

Конспект экскурсии в городской парк ранней весной в подготовительной группе

Закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано.Формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам;определить ...

Конспект экскурсии в городской парк ранней весной.

В ходе экскурсии в городской парк происходит  ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной  и даются целостные представления о взаимодействии этих изменений....