Конспект экскурсии для детей старшей группы «Пришла Весна с радостью»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный конспект поможет научить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект экскурсии для детей старшей группы
«Пришла Весна с радостью»
подготовила воспитатель
Прокопенко Надежда Ивановна
станица Ленинградская
2015г
Конспект экскурсии для детей старшей группы
«Пришла Весна с радостью»
Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Программное содержание:
Обучающие задачи: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; научить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, упражнения в обобщениях и доказательствах). Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания.
Развивающие задачи: развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Воспитательные задачи: воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Интеграция Образовательных Областей: познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Материал: лупы
Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы; чтение художественных произведений о весне.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.
Добрый день! Я предлагаю вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.
«Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …»
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. Посмотрите вокруг. Какая сегодня погода?
Дети: Солнечная, ветреная, радостная.
Воспитатель: Как вы узнали, что сегодня хорошая погода? Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи? По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры - жди хорошую погоду. Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?
Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну - Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам прийти!»
Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся искать следы (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.
- Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна?
Дети: Мы знаем 3 месяца весны и она начинается с марта.
Воспитатель: Кто может охарактеризовать месяц март?
Дети: Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим - синим.
Другое народное название марта — «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются.
Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?
Дети: Апрель — середина весны. Апрель называют «месяцем живой воды».
Воспитатель: А как называют май?
Дети: Травень.
Воспитатель: Вижу, вы действительно, готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь. Но Зима не пустит нас, пока мы не назовем весенние признаки.
Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)
Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.
Ребята, нас с вами встречает аллея из деревьев. Какие деревья растут вдоль дорожки?
Дети: Ива, береза, боярышник, орех.
Воспитатель: Давайте подойдем к иве и поздороваемся с ней. (Дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу). Что вы знаете об этом дереве? (Дети делятся знаниями)
Нежное, качающееся от ветра дерево. Главная характеристика ивы – это ее манера себя держать: тоненькие и длинные ее веточки всегда тянутся к земле. Свободные и нежные, они легко колышутся от малейшего прикосновения ветра, заставляя трепетать узкие листья. Ранним утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки. И как только ветер слегка всколыхнет ветви дерева, капли начинают падать, словно слезы. В этот момент ива напоминает печальную плачущую девушку, распустившую свои длинные волосы - ветви. Вот потому-то и прозвали дерево в народе «плакучей ивой».
(Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)
Воспитатель: Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?
«Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь ты...»(березку)!
Что это за дерево? (Дети подходят к березе, рассматривают)
Что произошло с почками?
Что вы знаете о березе?
Дети: Давным - давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит.
Воспитатель: Обнимите её, скажите ей, что она красивая.
(Игра «Сказать как можно больше красивых слов о березе»).
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? А сами любите дарить подарки? Давайте и мы подарим березке свои подарки.
Дети:
1. Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко, согревает тебя.
2. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
3. Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
4. Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
5. Я дарю тебе землю - почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.
Воспитатель: Лучшим подарком для березки будет наша забота и внимание.
Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать?
Дети: Не ломать ветки, не портить кору дерева.
Воспитатель: Какое дерево встречает нас?
Дети: Орех.
Воспитатель: Правильно! Как только не величают орех – пищей богатырей, деревом жизни. И на это есть причины – ядрышки орехов не только полезны, но и великолепны на вкус. Да и другие части растения полезны: листья используют в медицине, а древесина считается ценной породой.
Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели?
Дети: Сережки березы, зеленые листочки травку и т.д.
Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите?
Дети: Пение птиц.
Воспитатель: Правильно. А какие птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Как люди готовятся к встрече перелётных птиц?
Дети: развешивают скворечники.
Воспитатель: Почему весной птицы такие оживлённые? Чем они заняты? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?
Упражнение «Отгадай и присядь»
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками - ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Воспитатель: - Ребята, а какая птица прилетает в конце марта?
Почему грача называют «вестником весны»?
Дети: Потому что она прилетает первая.
Воспитатель:
«Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук?»
Дети: Дятел
Воспитатель: Где зимуют дятлы?
Дети: В дуплах, которые сами выдалбливают в старых деревьях.
Воспитатель: Чем любят лакомиться дятлы ранней весной?
Дети: Березовым соком.
Воспитатель: Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
деревьев?
Дети: Его крепкий острый нос и длинный липкий язык.
Воспитатель: Как выглядит дятел?
Дети: Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна
Воспитатель: Почему дятлов называют «санитарами леса»?
Дети: Они уничтожают вредителей леса.
Воспитатель: Часто можно еще увидеть трясогузку. Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.
Воспитатель: Всю зиму мы видим рядом с нами серенькую птичку. Кто же это? Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Дети: Становится теплее, больше еды появляется, проще ее найти, начинают строить семьи.
Воспитатель: Где любят жить воробьи – в поле или рядом с человеком? Почему?
Дети: Рядом с человеком им легче прокормиться, больше мест для гнезд)
Воспитатель: Кого бояться воробьи?
Дети: Всех хищных птиц, кошек, людей
Воспитатель: Чем они питаются весной?
Дети: Семена, остатки пищи человека.
Воспитатель: Как люди должны заботиться о птицах?
Дети: Подкармливать, строить кормушки, скворечники.
Воспитатель: С приходом весны появляется много насекомых. Каких насекомых Вы знаете?
Дети: Божья коровка, комары, клопы – солдатики, пчелы.
Воспитатель: Как выглядит божья коровка?
Дети: У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко - красная спинка, украшенная черными точками. У нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные
Воспитатель: Как она передвигается?
Дети: Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния:
Воспитатель: Где они зимуют?
Дети: На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Воспитатель: Какую пользу приносят божьи коровки?
Дети: Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Любят тлю.
Воспитатель: Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку?
Дети: С мухомором.
Воспитатель: Почему божью коровку называют доктором Айболитом?
Дети: Божья коровка поедает вредных насекомых.
Воспитатель: Вы назвали еще одно насекомое – комар. Как выглядит комар?
Дети: У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков
Воспитатель: Есть ли у комаров уши?
Дети: У комаров есть «уши», которые находятся в усах.
Воспитатель: Чем питаются комары?
Дети: Комары - самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.
Воспитатель: Почему комаров называют вредными насекомыми?
Дети: Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.
Воспитатель: Какие враги есть у комаров?
Дети: Лягушки, птицы, стрекозы.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем наших старых знакомых, которых мы тоже часто видим. Это клопы - солдатики. Чем они отличаются от других насекомых?
Дети: Форма тела, окраска ярко - красная с черными пятнами на крыльях. (Рассмотреть в лупу хоботок и челюсти клопа и рассказать, что клоп челюстями прокалывает растения и высасывает из них хоботком сок.)
Воспитатель: Вспомните, у какого жука такая же яркая окраска?
Дети: У божьей коровки.
Воспитатель: А для чего она нужна?
Дети: Чтобы отпугивать птиц.
Воспитатель: Как вы считаете, заслуживает ли клоп - солдатик доброго отношения к себе?
Дети: Да, всех насекомых нужно беречь, это часть природы, как и мы.
Воспитатель: Почему клопы-солдатики так называются?
Дети: Бегают стайками в колонну друг за другом.
Воспитатель: А вот, если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям?
Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. Огромную пользу еще приносят пчелы, мы их тоже видим, они кружатся над цветами – первоцветами, собирают нектар.
Воспитатель: Ребята, как выглядит земля?
Дети: Она покрыта свежей травой и цветами.
Воспитатель: Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей)
(Предлагаю подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать).
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность.
Воспитатель: Помните, мы делали салат из листьев одуванчика, он не только полезен, но и вкусен.
Воспитатель: Можем ли мы собирать эти цветы в букет? Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы».
Воспитатель: А сейчас, давайте пройдем на наш огород. Какие растения Вы видите здесь?
Дети: Щавель, петрушку, лук.
Воспитатель: Правильно. Это многолетние растения. А что сажают Ваши родители на огородах?
Дети: Картофель, свеклу, лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы, баклажаны и др.
Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Природа - это целый мир. Вам понравилась наша встреча с природой сегодня? Что вам понравилось? Что вы узнали для себя нового? Чему вы научились, чему удивились? Много тайн природы мы еще не раскрыли. И много сюрпризов нас ждет впереди.
Воспитатель: Я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в природу "Пришла Весна с радостью"
Представляю вашему вниманию конспет экскурсии-прогулки в весенний пак для детей подготовительной группы. В ходе экскурии дети учатся наблюдать сезонные изменения в природе, понимать связь всего живого...
Экскурсия в природу «Пришла Весна с радостью»
Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.Способствовать формиро...
Конспект интегрированной ООД по музыке «Пришла Весна» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект составлен в соответствии с особенностями разновозрастной группы детей младшего дошкольного возраста. Материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ...
Конспект экскурсии в городской парк ранней весной в подготовительной группе
Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом в родном крае (месте, где живут дети)....
Конспект экскурсии в городской парк ранней весной в подготовительной группе
Закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано.Формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам;определить ...
Конспект экскурсии в городской парк ранней весной.
В ходе экскурсии в городской парк происходит ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и даются целостные представления о взаимодействии этих изменений....
Конспект НОД образовательной области "Художественно-эстетическое развитие.Музыкальная деятельность" тема: "Пришла весна и радость принесла" с использованием здоровьесберегающих технологий (для детей младшего дошкольного возраста)
Конспект НОД и сиспользованием здоровьесберегающих технологий...