Статья: Приобщение ребёнка к национальной культуре
статья по окружающему миру на тему
В статье описываются подходы к приобщению дошкольникам к национальной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya4.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Приобщение ребёнка к народной культуре»
Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребёнок встречается с враждебностью – он начинает драться; если ребёнка постоянно стыдят- он становится робким; а если ребёнка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире. Исправлять ошибки взрослых не так- то просто, целесообразнее их не делать.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребёнок ещё в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребёнком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
В это время малыш, естественно не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «сороки- вороны», «козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребёнка на яркие образы народной культуры является той основой, которая в последствии сможет конкурировать с самой объёмной информацией об окружающем мире.
К трём годам ребёнку необходимо дать ребёнку эмоциональный опыт общения с игрушкой. Игры с куклой неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С её помощью ребёнок приобщается к социально- культурному опыту нации.
В младшем дошкольном возрасте народная культура по- прежнему остаётся основой содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища (пол, потолок, стены, окошки), его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребёнок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).
В этом возрасте педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни. Особое внимание уделяет таким темам, как «семья» (беседы о членах семьи, подчёркивая их заботу друг о друге); «детский сад», «родная страна» и др.
В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о добре, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.
В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Такая система работы регулирует взаимоотношение детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.
Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.
На 5-м году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры- путешествия, игры- турне (например, «путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.
В этом возрасте продолжается работа по расширению представлений о семье: беседы о маме («как зовут маму», «какая она», «какое её любимое занятие», «чем её можно порадовать», «какое её любимое блюдо»), поддерживая интерес к её любимым занятиям; рассказы о профессиях отцов. Детям даётся первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребёнок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), а мама и папа тоже дочь и сын бабушки дедушки и т.д. для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры. К пяти годам (в среднем дошкольном возрасте) представления детей о различных элементах народной культуры дифференцируются и дополняются новой информацией о народных праздниках, традиционных видах деятельности.
В средней группе углубляется работа по воспитанию симпатии к сверстникам и организуются беседы (например, «по каким правилам мы живём»), упражнения, игры: учить быть внимательными, предупредительными, называть сверстников по имени, лучше ласково, помогать друг другу.
В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре русского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, родине.
В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно- ценностного содержания, но и её дифференциация. Понятие «добро» и «зло» у ребёнка 5-7 летабстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни. Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 марта, день защитника отечества, день победы, новый год); воспитывается любовь к родине и уважение к людям, населяющим её.
Знакомясь с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («что такое родословное дерево», «мои мама, папа», «отдыхаем всей семьёй», «мои бабушка и дедушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она – о себе, своих увлечениях, показывает фотографии); игры («найди сходство», «найди различие», «чей я ребёнок, угадай», «найди пару»), которые помогают ребёнку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «наши сёстры и братья», «наши бабушки и дедушки», «о мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «как я провёл лето».
Наряду с раскрытием темы «семья» продолжается работа по теме «детский сад». Необходимо разговаривать с детьми о том, почему детский сад так называется (здесь о детях заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду); показать общественную значимость: родители работают и, уходят на работу, не волнуются, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада.
Старшим детям постепенно раскрывают понятия «дружба», «взаимовыручка». С этой целью можно использовать чтение таких художественных произведений как В.Осеева «Три товарища», Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком», М.Фомина «Подруги» и т.д., беседы по их содержанию, а также на темы: «чуткость и доброжелательность», «о дружбе и друзьях», «почему нам не нравятся люди, которые лгут» и т.д. постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. На прогулках дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры; педагоги проводят серию занятий по теме «мой город», совместно с воспитанниками составляют альбом с видами города или макет «улицы, по которым мы ходим». Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна России. Полученные представления дети отражают в рисунках. Конкретизируя представления о России, детям читают художественные произведения, подбирают книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
Взрослый поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями.
С 6- 7 лет, знакомя детей с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «наша планета» и понятие «земля- наш общий дом». Педагоги рассказывают о том, что на земле много стран, а в специальных образовательных ситуациях побуждают детей сделать вывод: глобус- это уменьшенный макет земли, каждый цвет на нем имеет своё значение; нужно уметь пользоваться глобусом, картой, показывая на них отдельные континенты и страны. Взрослый обращает внимание детей на то, что на земле живёт много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.
В результате системной педагогической работы у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развиваются волевые качества: умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Одним из ведущих направлений в работе взрослого с детьми этого возраста является стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всём его многообразии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.
приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....
Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.
Развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка. В статье рассказывается о том, как в детском саду средствами музыкальных развлечений и досугов д...
Статья «Приобщение к традициям национальной культуры».
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...
Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах
Цель нод: Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:· Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...
Статья "Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания"
Статья посвящена особенностям патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Статья "Русский народный танец как средство приобщения детей к национальной культуре"
В статье рассматривается влияние русского народного танца на приобщение детей к русской национальной культуре. Как же при помощи танца раскрыть богатую русскую культуру....