Программа "Безопастность"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Круглова Валентина Викторовна

В этой программе дан материал для работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopastnost.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование программа «Безопасность»

(Кружковая работа)

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….

Возрастные особенности детей…………………………………………….

Учебный план по дополнительному образованию…………………………

Основная часть………………………………………………………………

Цели и задачи………………………………………………………………..

Ребенок и природа…………………………………………………………..

Ребенок и дорога…………………………………………………………….

Ребенок дома…………………………………………………………………

Перспективное планирование………………………………………………

Ожидаемые результаты……………………………………………………..

Взаимодействие с родителями……………………………………………...

Литература……………………………………………………………………

Пояснительная записка

Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего  общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.

Ребёнок должен научиться  думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом.   Значит,  у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать -  «сотвори себя».

    Эффективность этой  работы в большой степени зависит от участия взрослых в детской жизни и от  их  положительного  примера.

Возрастные особенности:

    Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с  повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым,  и нередко всё это сочетается с гиперреактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и  к опасным ситуациям в  жизни ребёнка.

    Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму.  Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.

    Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей.

    Они  — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего  дошкольного возраста.

     Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют  задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к  встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.

     Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо  своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда,  и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.

Учебный план по дополнительному образованию «Безопасность». Данная программа «Безопасность» разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс МАДОУ. Срок реализации программы 1 год (2014 – 2015гг.). Разработана по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Учебный план по дополнительному образованию.

Дни недели

Время проведения

Среда

 16.00 -16.15

 

Учебный план образовательной деятельности.

Дни недели

Среда

Время

Количество занятий в неделю

1

15 минут

Количество занятий в месяц

4

1 час

Количество занятий в год

36

9 часов

Основная часть

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщение  к правилам безлопастного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально - опасным для человека окружающего мира природы ситуациям.

Эти задачи распределены в трёх направлениях:

1.Безопасный отдых на природе

2.Безопасность на дорогах

3.Безопастность собственной жизнедеятельности

Цель: Растить  детей  здоровыми, крепкими, закаленными

Задачи:

  1. Развивать  представления  о  человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках  здоровья  человека;
  2. Развивать  интерес к правилам здоровьесберегабщего  и безопасного  поведения;
  3. Развивать  интерес к изучению  себя, своих физических  возможностях;
  4. Обогащать  представления  о  доступном  ребенку  предметном  мире  и назначении  предметов, о правилах  их  безопасного  использования;
  5. Обогащать  и совершенствовать умения  правильно  совершать  процесс  умывания, мытья  рук при   незначительном  участии  взрослого;
  6. Развивать умения  одеваться  и раздеваться  при  участии взрослого, стремясь  к  самостоятельным  действиям, ухаживать  за  своими  вещами  и игрушками.
  7. Осваивать  правила  культурного  поведения  за  столом;
  8. Развивать  умение  отражать  в игре культурно – гигиенические  навыки.

Перспективное планирование

Раздел программы

Тема занятия

Программные задачи

Ребёнок и другие люди

1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Ребёнок и природа

2. «Бережное отношение к живой природе»

Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки.

Здоровье ребёнка

 

3. «Изучаем свой организм»

Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым.

4. «Личная гигиена»

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Ребёнок на улице

5. «Игры во дворе»

Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.

6. «Безопасность на дорогах»

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре

7. «Ребёнок на улице»

Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир.

Ожидаемые результаты:

  1. Знает правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.);
  2. Умеет соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой и снегом;
  3. Знает понятия «улица, дорога, светофор»;
  4. Сформированы первичные представления о безопасном поведении на дорогах;
  5. Знает источники опасности дома (горячая плита, утюг и др.);
  6. Сформированы  умения соблюдать правила в играх с мелкими предметами;
  7. Умеет обращаться за помощью к взрослым.

Взаимодействие с родителями 

 Во  второй  младшей группе   родители  принимают  активное  участие  в  жизни   группы,  педагоги  используются  различные  способы  вовлечения   родителей   в  воспитательный  и  образовательный  процесс:

  • Тематические  консультации: «Ребенок дома», «Осторожно электроприборы», «Как себя вести в общественном транспорте»;
  • Круглый  стол: «Поделимся опытом», «Засветись»;
  • Наглядная  пропаганда: «Красный, желтый, зеленый», «Дорога», «Пешеходный переход», «Я и природа» (папки – раскладушки);
  • Родительское  собрание: «Засветись»;
  • Телефонные  звонки;
  • Совместное  проведение  развлечений: «В стране Светофорчика»;
  • Совместное  творчество:  « Улица», «Транспорт» (Изготовление поделок и макетов)  и др.

Литература

1.«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М., «Скрипторий 2003», 2008.

2.«Безопасность вашего малыша».  Гаврилина Е.С. и др. Ярославль. «Академия развития», 1977.

3.Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. «Акцидент». 1997.

4.Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб. «Акцидент». 1999.

5.Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Книга для тех, кто хочет быть здоровым. Новосибирск, Издательство Сибирского отделения Академии наук, 2002.

6..Меленчук В.М.. «Я и мое здоровье».  Изд. Новосибирского университета. 1997.

7..Ходжемирова Н.Д. «Азбука здоровья». Пр. «Здоровый малыш» НИИ гигиены детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН. 2002.

8..Ходжемирова Н.Д. «Азбука чистоты». Пр. «Здоровый малыш» НИИ гигиены детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН. 2002.

9.Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». М. «Сфера», 2005

10.Шорыгина Т.А.»Беседы об основах безопасности с детьми 5- 8 лет». М. Тв. центр. «Сфера», 2008

11.Меленчук В.М.. «Я и мое здоровье».  Изд. Новосибирского университета. 1997.

12. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

13.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2010. (Здоровый малыш).