Программа "Безопастность"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему
В этой программе дан материал для работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopastnost.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование программа «Безопасность»
(Кружковая работа)
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….
Возрастные особенности детей…………………………………………….
Учебный план по дополнительному образованию…………………………
Основная часть………………………………………………………………
Цели и задачи………………………………………………………………..
Ребенок и природа…………………………………………………………..
Ребенок и дорога…………………………………………………………….
Ребенок дома…………………………………………………………………
Перспективное планирование………………………………………………
Ожидаемые результаты……………………………………………………..
Взаимодействие с родителями……………………………………………...
Литература……………………………………………………………………
Пояснительная записка
Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.
Ребёнок должен научиться думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом. Значит, у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать - «сотвори себя».
Эффективность этой работы в большой степени зависит от участия взрослых в детской жизни и от их положительного примера.
Возрастные особенности:
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это сочетается с гиперреактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и к опасным ситуациям в жизни ребёнка.
Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму. Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.
Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей.
Они — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего дошкольного возраста.
Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.
Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.
Учебный план по дополнительному образованию «Безопасность». Данная программа «Безопасность» разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс МАДОУ. Срок реализации программы 1 год (2014 – 2015гг.). Разработана по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Учебный план по дополнительному образованию.
Дни недели | Время проведения |
Среда | 16.00 -16.15 |
Учебный план образовательной деятельности.
Дни недели | Среда | Время |
Количество занятий в неделю | 1 | 15 минут |
Количество занятий в месяц | 4 | 1 час |
Количество занятий в год | 36 | 9 часов |
Основная часть
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безлопастного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально - опасным для человека окружающего мира природы ситуациям.
Эти задачи распределены в трёх направлениях:
1.Безопасный отдых на природе
2.Безопасность на дорогах
3.Безопастность собственной жизнедеятельности
Цель: Растить детей здоровыми, крепкими, закаленными
Задачи:
- Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека;
- Развивать интерес к правилам здоровьесберегабщего и безопасного поведения;
- Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностях;
- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;
- Обогащать и совершенствовать умения правильно совершать процесс умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого;
- Развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям, ухаживать за своими вещами и игрушками.
- Осваивать правила культурного поведения за столом;
- Развивать умение отражать в игре культурно – гигиенические навыки.
Перспективное планирование
Раздел программы | Тема занятия | Программные задачи |
Ребёнок и другие люди | 1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. |
Ребёнок и природа | 2. «Бережное отношение к живой природе» | Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. |
Здоровье ребёнка |
3. «Изучаем свой организм» | Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. |
4. «Личная гигиена» | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | |
Ребёнок на улице | 5. «Игры во дворе» | Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. |
6. «Безопасность на дорогах» | Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре | |
7. «Ребёнок на улице» | Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. |
Ожидаемые результаты:
- Знает правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.);
- Умеет соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой и снегом;
- Знает понятия «улица, дорога, светофор»;
- Сформированы первичные представления о безопасном поведении на дорогах;
- Знает источники опасности дома (горячая плита, утюг и др.);
- Сформированы умения соблюдать правила в играх с мелкими предметами;
- Умеет обращаться за помощью к взрослым.
Взаимодействие с родителями
Во второй младшей группе родители принимают активное участие в жизни группы, педагоги используются различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:
- Тематические консультации: «Ребенок дома», «Осторожно электроприборы», «Как себя вести в общественном транспорте»;
- Круглый стол: «Поделимся опытом», «Засветись»;
- Наглядная пропаганда: «Красный, желтый, зеленый», «Дорога», «Пешеходный переход», «Я и природа» (папки – раскладушки);
- Родительское собрание: «Засветись»;
- Телефонные звонки;
- Совместное проведение развлечений: «В стране Светофорчика»;
- Совместное творчество: « Улица», «Транспорт» (Изготовление поделок и макетов) и др.
Литература
1.«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М., «Скрипторий 2003», 2008.
2.«Безопасность вашего малыша». Гаврилина Е.С. и др. Ярославль. «Академия развития», 1977.
3.Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. «Акцидент». 1997.
4.Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб. «Акцидент». 1999.
5.Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Книга для тех, кто хочет быть здоровым. Новосибирск, Издательство Сибирского отделения Академии наук, 2002.
6..Меленчук В.М.. «Я и мое здоровье». Изд. Новосибирского университета. 1997.
7..Ходжемирова Н.Д. «Азбука здоровья». Пр. «Здоровый малыш» НИИ гигиены детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН. 2002.
8..Ходжемирова Н.Д. «Азбука чистоты». Пр. «Здоровый малыш» НИИ гигиены детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН. 2002.
9.Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». М. «Сфера», 2005
10.Шорыгина Т.А.»Беседы об основах безопасности с детьми 5- 8 лет». М. Тв. центр. «Сфера», 2008
11.Меленчук В.М.. «Я и мое здоровье». Изд. Новосибирского университета. 1997.
12. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
13.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2010. (Здоровый малыш).