Проект "Подружка - повторушка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Познавательно - исследовательский проект для старших дошкольников. Проект направлен на ознакомление дошкольников с объектами неживой природы "свет" и "тень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podruzhka_povtorushka.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «МДОУ детский сад №17 Белгородского района Белгородской области»

Проект

«Подружка - повторушка»

Подготовила воспитатель  

МДОУ №17 Белгородского района Белгородской области

Чеботарева Алла Михайловна

2014 г.

Цель: 

Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с объектами неживой природы «свет» и «тень» при взаимодействии детского сада и семьи.

Проблема. 

Мы с детьми прочли стихотворение Н. Радченко «Тень меня на прогулку зовет…» и на улице играли с тенью. Дети стали спорить, откуда появляется тень:

- Когда солнце выходит, идешь по дороге, и тень отражается, - объяснил Алеша.

- А я ночью под фонарем тень видела, - ответила Маша.

Как образуется тень, дети объяснить не могли.

Пассивность родителей, их явное невнимание к экологическому развитию детей встревожили педагогов. Мы решили пробудить их интерес к существующей проблеме за счет привлечения внимания детей и родителей к самой простому, на первый взгляд, методу экологического воспитания – проведению простейших опытов по ознакомлению со свойствами света и тени.

Обоснование проблемы.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача педагогов и родителей – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать деятельность детей по ознакомлению со свойствами объектов неживой природы таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Актуальность  проекта определяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детей с физическими свойствами света и тени, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием четкой системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Задачи:

Образовательная область «Физическое развитие »

Укрепление физического и  психологического здоровья детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование экологического мировоззрения.

Формирование представления о световом луче; познакомить с условиями образования тени.

Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Знакомство детей с действием солнечных часов.

Развитие мышления путем установления взаимосвязей.

Формирование у детей познавательных умений: наблюдать, проводить опыты; сравнить, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно - следственных связей; творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и использовать ее в разных видах деятельности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру. Воспитывать дружеские отношения, желание помогать друг другу в   игровых ситуациях.                      

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Формировать основы художественной культуры. Дать детям доступные их пониманию знания об одном из видов искусства – теневом театре.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи детей, пополнение активного словаря прилагательными,

обозначающими свойства предметов: прозрачный, непрозрачный, легкий, подвижный, невидимый.

Организация проекта:

1 этап:

1.Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). (Приложение №1).

2. Диагностика знаний детей на начало проекта.

3. Анкетирование родителей по данной проблеме. (Приложение №6)

4. Составление картотеки описания опытов. (Приложение №2).

5. Подбор, изготовление дидактического материала, игр.

2 этап – организация исследования в рамках проекта

Организация работы с детьми

1.Расматривание  иллюстраций,  видеоматериала по данной проблеме.

2. Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы.

3. Целевые прогулки. Наблюдение  за образованием тени, ее перемещением, длиной.

4. Познавательные занятия в рамках программы «Детство».

5. Экспериментальная деятельность со светом. Опытнеческая деятельность в лаборатории и на прогулках.

6. Составление карточек по итогам наблюдений.

7. Конструирование, ручной труд.

8. Изготовление фигурок теневого театра.

9. Пальчиковая гимнастика, образование фигур теневого театра.  

10. Беседа с детьми об истории теневого театра.

11. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, пословиц о тени.

12. Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящими в ней:

- поэзия (Приложение №3)

- пословицы и поговорки, загадки о тени (Приложение № 4)

- сказки, народные суеверия о тени (Приложение№5)

13. Рассматривание произведений живописи и знакомство с художниками: картины из теней Рашада Алакбарова,  И. Разживин «В тени берез», Аронов Алексей «Тени», М. Шемякин «тень и я», Ю. Обуховский «Осенние тени», В. Бакшеев «Голубая весна», Жорж Пьер Сера «Милле», Теодосио Аурео «О тень!», М. Арбитайло (название пейзажа неизвестно),  М. Гордеева «На зорьке».

14. Заучивание наизусть стихотворений.

16. Дидактические  игры, отражающие тему «свет» и «тень».

Организация работы с родителями

1.Проведение анкетирования для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми».

2.Консультации  для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Игра со светом и тенью», «Играем со светом и тенью», (Приложение №7)

3. Подбор родителями художественного слова, загадок.

4. Совместные целевые прогулки.

5. Участие в презентации.

3 этап – презентация работы исследовательской деятельности.

1.Презентация проекта: развлечение для детей «Подружка - повторушка»

Ожидаемые результаты

1. Дети обогатят свои представления о световом луче, образовании тени.

2.Дети научатся самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты; от замысла идти к конкретному результату.

3. Дети получат опыт сотрудничества.

4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

5. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей станет одним из средств формирования педагогической компетентности родителей.

Используемая литература:

  • Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой  - Спб.,2014
  • Осокина, Тимофеева, Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе».
  • Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.:  Детство-Пресс, 2004г.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  • Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно.- М.: Линка-Пресс, 2004
  • http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-o-vetre-uchimsya-igraya/#ixzz2mmynAytO
  • http://www.maaam.ru/
  •  http://www.happy-giraffe.ru/community/14/forum/post/7542/              raznostoronnem-razvitii-doshkolnikov.html

Список приложений:

Приложение №1.Список оборудования для лаборатории

Приложение №2. Картотека опытов

Приложение №3.Стихотворения о тени для детей.

Приложение№4. Загадки, пословицы, поговорки о тени.

Приложение №5. Сказки, народные суеверия о тени.

Приложение№6. Анкета для родителей.