"Наши помощники органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для старшей группы «Наши помощники – органы чувств».
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи: закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.
-развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
-воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, беречь свое здоровье и здоровье своих близких.
Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга и органов чувств).
Баночки с продуктами, различными на вкус, чудесный мешочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел доктор Пилюлькин, он приглашает нас посетить место его работы «Институт здоровья». Доктор Пилюлькин расскажет, как работают наши органы чувств, и как важно беречь свое здоровье.
Д.П.: Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Предположительные ответы детей).
Д.П.: Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.
- Хотите узнать что-нибудь о них?
Дети: Да.
Д.П.: Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.
«Кто такой командир?»
(Предположительные ответы детей)
Д.П.: - А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?
Дети: Нет.
(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)
Д.П.: - Кто из вас знает, как его зовут?
Дети: Это головной мозг.
Д.П.: Правильно, самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Пилюлькин предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).
- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.
- Вот на что он похож.
(Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга).
- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.
- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
Дети: Да!
Д.П.: У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?
(Предположительные ответы детей)
Д.П.: Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
Дети: Глаза.
Д.П.: Молодцы!
- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
Д.П: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
Сейчас мы с вами поиграем.
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
Д.П.: Так зачем же человеку глаза?
Дети: Чтобы видеть.
Д.П.: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Послушайте несколько правил по охране зрения.
Нельзя тереть глаза грязными руками.
Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
Нельзя долго играть в компьютерные игры
Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Д.П: А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.
(Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз «Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Д.П.: А сейчас слушайте внимательно вторую загадку:
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше:
Дети: Ушки.
Д.П.: Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
- Кто мне скажет правила по охране слуха?
Дети: Не кричать соседу в ухо, чистить уши, беречь от холода, не засовывать в уши различные мелкие предметы.
Д.П: Хорошо, а сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух. Поиграем в игру «Узнай по голосу».
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Д.П.: Слушайте следующую загадку.
Загадка
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Дети: Нос.
Д.П.: Я смотрю все вы знаете! А для чего человеку нос?
Дети: Чтобы дышать.
Д.П.: Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
Д.П.: Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Игра « Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон и др.)
Д.П.: Молодцы! Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?
Дети: На вкус.
Д.П.: Правильно, а определить продукты на вкус нам помогает?
Дети: Язык.
Д.П.: Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?
Дети: Горькими, сладкими, кислыми, солеными.
Д.П.: Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
Д.П.: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Улыбка"-губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик"- округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" - приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" - поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
Д.П.: А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
Д.П.: Наше путешествие продолжается, вот еще одна загадка.
Загадка.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
Дети: Это пальцы.
Д.П.: Выполним пальчиковую гимнастику.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога,
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки).
Д.П.: Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
- Ребята, посмотрите у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит?
Дети: Да!
(Доктор Пилюлькин вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке).
Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Скажите, что вам запомнилось из нашего путешествия больше всего. (Подведения итогов)
Д.П.: Я очень рад за вас, вы справились сегодня со всеми моими заданиями, хотя это было не легко.
Воспитатель: Спасибо вам доктор Пилюлькин, за вашу интересную экскурсию по «Институту здоровья», теперь мы с ребятами постараемся беречь свое здоровье, заботиться о нем. До свиданье!
Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания!
Ребята желают друг другу самые лучшие пожелания от всего сердца и души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...
Занятие «Наши помощники - органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект занятия "Наши помощники- органы чувств"
раздел "Познай себя"...
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
Конспект "Наши помощники - органы чувств"
Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...