Защитники Отечества
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нестеренко Ирина Александровна

проект по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта в подготовительной к школе группе

«Защитники Отечества».

«России не станет тогда, когда

не станет последнего патриота»

Н.М.Карамзин

 

Актуальность темы: Дети - это будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны и залог ее будущего развития.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, а зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение.  Молодое поколение забывает русскую народную культуру, героическую историю своей страны, славные даты даже недалекого прошлого. Все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.  Всё чаще, как не прискорбно это отмечать, мы становимся Иванами, не помнящими своего родства, своих исторических корней.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.

Задачи проекта:

-формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;

-формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен;

-развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;

-развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;

- воспитывать в детях любовь и уважение к близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений;

- воспитывать уважение к современным российским воинам, желание, став взрослым, стать на защиту своей страны.

Предполагаемый результат пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, любви к родному краю; доброжелательные отношения между детьми; высокий уровень нравственных качеств личности детей; дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным в истории Отечества, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Методы проекта:

Наблюдение,  совместные игры, познавательные игровые занятия, беседы.

Принципы реализации проекта

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста.

Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.

Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.

План достижения цели с детьми:

1. Цикл мероприятий по теме «Богатыри».

2. Цикл мероприятий по теме «4 ноября - День народного единства».

4. Цикл мероприятий по теме «А. Невский».

5. Цикл мероприятий по теме «А.В. Суворов».

6. Цикл мероприятий по теме «Адмирал П. Нахимов».

7. Цикл мероприятий по теме «Война 1812г.».

8. Цикл мероприятий по теме «М.И. Кутузов».

9. Цикл мероприятий по теме «Современные вооруженные силы России» 23 февраля.

10. Цикл мероприятий по теме начало войны 1941 года «Брестская крепость».

11. Цикл мероприятий по теме «Битва за Москву».

12. Цикл мероприятий по теме «Дети – герои ВОВ».

13. Цикл мероприятий по теме «День Победы».

Решение поставленных задач с родителями:

-Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников».

 Представление опыта работы детского сада и родителей;

-Совместное оформление фото-коллажа посвящённого детям войны.

-Рассматривание формы солдата и матроса.

- Оформление  стендовой информации, поздравление с праздником.

- Консультация – «История возникновения праздника 23 февраля».

- Организация выставки детских работ по теме проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Игра – викторина «Русские войны – Защитники Отечества»
  • Изготовление диорамы «Битва под Москвой»
  • Выставка «Дети военного времени»
  • Конкурс чтецов «Нам этих дней не забыть никогда»
  • Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

Этапы работы над проектом.

1 этап

Подготовительный

сентябрь

Изучение и подбор методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Составление перспективного плана по реализации проекта. Привлечение родителей к участию проекта (консультирование). Вводит детей в проблему проекта, формулирует цели и задачи, активизирует интерес детей к ней.  Устный журнал «Говорят дети» («Что такое Родина». «Война – это…». «Кого можно назвать героем?»). Чтение рассказов и стихов о Родине, прослушивание песен, рисунки на тему «Россия – Родина моя. «Пейзажи России». Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце».

2 этап

.      Этап активной деятельности

октябрь

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

 

«Богатыри земли русской»

Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать. Воспитывать интерес к истории России.

НОД развитие речи (речевое развитие)

Составление рассказа по картине В.Васнецова «Три богатыря»

Цель: Знакомство детей с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря. Обогащение словарного запаса (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава). Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. Развитие связной речи, мышления, речевого слуха. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества, интереса к изобразительному творчеству

Художественная литература (речевое развитие)

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», Былина «Садко»

Цель: сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси; продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки; воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ; воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.

Рисование

(художественно-эстетическое развитие)

Богатыри.

Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством древней Руси. Познакомить детей с видами вооружения древнерусского воина, закрепить в памяти их названия. Закреплять умение правильно передавать в рисунке пропорции человеческого лица, черты характера настроения героя. Совершенствовать технику рисования. Воспитание нравственных основ, опираясь на духовное наследие прошлого.

ноябрь

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

4 ноября — День народного Единства

Цель: расширять представления детей о территории России, народах её населяющих; воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе; знакомство детей с Всероссийским праздником - День Народного Единства; воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.

Музыкальное воспитание (художественно-эстетическое развитие)

Прослушивание отрывка С.С. Прокофьев «Вставайте люди русские»

Цель: Приобщить детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа; формировать музыкальный вкус, умение слушать; воспитывать в детях патриотические чувства, бережное отношение к истории нашей Родины.

беседа (познавательное развитие)

Князь Александр Невский

Цель: познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского. Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского. Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог. Вызвать эмоциональный отклик у детей. Воспитывать патриотические чувства, желание быть похожим на защитников России.

Аппликация (художественно-эстетическое развитие)

Дружина А. Невского

Цель: Учить детей создавать коллективную аппликационную композицию, используя различную технику вырезывания, исходя из особенностей формы, строения предметов; закреплять знания детей о былинных богатырях (умение их узнавать, называть доспехи, оружие); воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

декабрь

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

Александр Васильевич Суворов

Цель: познакомить с жизнедеятельностью замечательного полководца А. В. Суворова; сформировать понятие «полководец»; обогатить знания детей о победах полководца А. В. Суворова; прививать интерес к историческому прошлому России; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Художественная литература (речевое развитие)

Н.Н. Головинова «Моя первая русская история» глава А. Суворов

Цель: Поддерживать и развивать интерес детей к истории России. Воспитывать чувства гордости за Родину, сопричастности к ее судьбе. Познакомить детей с судьбой самого известного полководца А.В.Суворова; воспитывать патриотические чувства.

Беседа

Адмирал Павел Нахимов

Цель: познакомить с личностью П. Нахимова, его биографией и подвигом; дать представление, что бои происходили не только на суше, но и на море; развивать познавательные интересы, память, учить сопереживанию; воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

Развлечение - эстафета

Суворовцы – нахимовцы.

Совершенствовать физические качества быстроту, ловкость, выносливость. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей; воспитывать у детей любовь и уважение к Вооруженным Силам нашей страны. Закрепить умение работать в команде.

январь

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

Презентация «Отечественная война 1812 года»

Цель: обогатить познавательный опыт детей, сформировать систему знаний об Отечественной войне 1812 года.  Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений, положительных качеств ребенка, расширить социальный опыт;  воспитание  патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор, вызывать желание помочь.

Беседа

М.И. Кутузов

Цель: Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить с жизнью и подвигами русского полководца М.И. Кутузова и некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества, - Отечественной войной 1812 года. Формировать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.

Художественная литература (речевое развитие)

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Цель: продолжать  формировать  начала  патриотических  чувств  у  детей,  потребность  детей  в получении исторических знаний; познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена; воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

февраль

Викторина

Русские войны – защитники Отечества

Цель: Содействовать формированию понятия того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним. Формировать у детей образ, защитника своего государства. Прививать любви к Отечеству и родному краю. Воспитывать чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

Рисование

(художественно-эстетическое развитие)

Военная техника

Цель:  Формировать чувство патриотизма, создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем; расширять представление детей о защитниках Отечества, закреплять знания детей о Российской Армии;  развивать и обогащать речь дошкольников, эрудицию и интеллект. Воспитывать чувство гордости за свою Армию, желание быть похожими на сильных российских воинов, воспитывать чувство уважения к российскому войну, его силе и смелости.

Художественная литература (речевое развитие)

Заучивание стихотворений В. Степанов «Наша армия», Л. Некрасова «Наша армия родная»

Цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества;  закреплять названия военных профессий, военной техники; формирование нравственных и коммуникативных качеств у детей;  развивать память, мышление, речь.

Беседа

Рода войск

Цель: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы. Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Сюжетно-ролевая игра

Пограничники

Цель: формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, об их подвиге во время войны во имя своей Родины. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог. Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу. Воспитывать у детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения.

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

Наша армия

Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Рассказать о форме одежды некоторых  родов войск.

март

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

Начало войны. Брестская крепость.

Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны. Дать представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом.

НОД развитие речи (речевое развитие)

Заучивание стихотворения «Защитникам Брестской крепости. Посвящаю» Мохонько Борис Борисович

Цель: познакомить с событиями В.О. войны; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойкими, умеющими защитить свою Родину ;развивать личность гражданина и патриота России ; закрепить и систематизировать знания о событиях Великой Отечественной войны.

Конструирование (художественно – эстетическое развитие)

Построй крепость

Цель: Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке; учить преобразовывать образец в соответствии с условиями; активизировать поисковую деятельность детей; развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу.

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

Битва за Москву

Цель: продолжать формировать у детей понятия «Родина, Отчизна, страна». Закреплять имеющиеся представления о Великой Отечественной войне; познакомить с битвой под Москвой и подвигом  И.В.Панфилова и В. Г. Клочкова; формировать эмоционально-положительное отношение к защитникам Отчизны во все времена; воспитывать у детей желание активно участвовать в коллективной беседе, умение выслушивать ответы других людей.

Аппликация (художественно-эстетическое развитие)

Изготовление диорамы «Битва под Москвой»

Цель: Расширить знания детей о роли победы под Москвой в Великой Отечественной войне, о заслуженном звании «Город-герой». Воспитывать у детей чувство гордости и любви к своему родному городу. Продолжать воспитывать навыки коллективной работы при изготовлении диорамы.

апрель

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

Презентация «Блокада Ленинграда»

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом, формировать у детей нравственные понятия, воспитывать чувство гордости за защитников Отечества, расширять знания детей об истории, о героизме людей, переживших блокаду, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

Рисование

(художественно-эстетическое развитие)

Вечный огонь.

Цель: Учить детей создавать композицию рисунка. Учить образной оценке рисунков, выделяя цветовое решение детали. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и уважение к героям, павшим в годы ВОВ, а также к героям Советского Союза.

Беседа

Дети – герои

Цель: Расширять представления детей о войне и детях военных лет, как они защищали Родину. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. Формировать нравственно-патриотическое отношение к детям- героям ВОВ. Активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего.

Выставка

Дети военного времени

Цель: Расширять представления детей о войне и детях военных лет; развивать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, развивать уважение и доброжелательность к людям.

май

НОД Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

Взятие Берлина. Маршал Жуков.

Цель: познакомить детей с героем ВОВ маршалом Г. К. Жуковым; развивать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны; побуждать детей расширять доступные им знания о Великой Отечественной войне, жизни советского народа в те годы; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами.

Ручной труд (художественно-эстетическое развитие)

Фронтовой треугольник.

Цель: формировать мнение о недопустимости повторения войны, представление о празднике Дне Победы. Дать представление о жизни людей на войне и в тылу; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

3 этап.

Заключительный.

Май

Развлечение

Конкурс чтецов стихов о войне.

Цель: Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии патриотической направленности, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма; выявление, поддержка и стимулирование талантливых детей, владеющих жанром художественного слова; знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка.

Конкурс рисунков на асфальте

Пусть всегда будет солнце.

Цель: Повышение интереса к изобразительному искусству; развитие творческих способностей и фантазии; развитие коллективизма в работе команды; воспитание художественного вкуса.

  • размещение информации о проекте и его результатах;
  • выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.

Литература:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. / Н. В. Алешина. [Текст]. М. : ООО «Элизе Трэйдинг», 2002-198с.

2. Веракса, Н. Е. Комарова, Т, С. Ефанова, З. А. Комплексные занятия. Средняя группа. / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, З. А. Ефанова. [Текст]. Волгоград : Учитель, 2013.-307с.

3 Кондрыкинская Л. А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л. А Кондрыкинская [Текст]. М., ТЦ «Сфера», 2005-203с.

4 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. [Текст]. М. : Мозаика – Синтез, 2005-208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный модуль « Защитники Отечества» Проект «Защитники Отечества район Аэропорт»

ВведениеВ настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы к созданию качественно нов...

Мы защитники Отечества» ( спортивный праздник в подготовительной группе совместно с родителями, посвящённый Дню защитника Отечества)

«Мы защитники Отечества»( спортивный праздник в  подготовительной группе совместно с родителями, посвящённый Дню защитника Отечества)Цель: Привлекать родителей к активному участию в спортив...

Спортивный праздник «Отцы и дети» посвященный 23 февраля - Дню Защитника Отечества. 1 – 2 младшая группа Спортивный праздник «Отцы и дети» посвященный 23 февраля - Дню Защитника Отечества. 1 – 2 младшая группа

МБДОУ «Детский сад пос.МолодежныйПерелюбского муниципального районаСаратовской области»      Спортивный праздник «Отцы и дети»посвященный 23 февраля - Дню Защитника...

Папка-передвижка "День защитника Отечества. История и традиции праздника День защитника Отечества"

Наша армия имеет древнюю и славную историю. Руссы - так в древности называли наших предков - были смелыми и бесстрашными воинами. В конце VI в. византийский император так писал о руссах: «... они любя...

Сценарий спортивного праздника, посвященного Дню Защитников Отечества «Юные защитники Отечества». Средняя группа.

Сценарий спортивного праздника, посвященного Дню Защитников Отечества«Юные защитники Отечества». Средняя группа....

ООД посвященное Дню Защитника Отечества в подготовительной группе «Защитники Отечества вчера и сегодня»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-ком­муникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическо...