Филимоновские игрушки
презентация к уроку по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Свинина Любовь Геннадьевна

Данный материал может быть  использован при ознакомлении дошкольников с народными промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskaya_igrushka.pptx350.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Мини – музей группы «Почемучки», 2013 г. Воспитатель: Л.Г. Свинина МКДОУ № 20 «Подснежник»

Слайд 2

История возникновения Ф илимоновской игрушки Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далёких времён. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.

Слайд 3

Легенда Давно это было, так давно, что уж точно никто не помнит, когда именно. Шло на нашу землю жестокое воинство, орда дикая и несметная. Поняли наши предки, что не одолеть им одним вражью силу. А надо вам сказать, что юная и прекрасная дочь нашего предводителя, была без памяти влюблена в Нестора, устюжского витязя. С Великим Устюгом мы всегда, как кумовья были. Нет, конечно, бывало, что и ссорились, и друг дружке кровь пускали, но это от молоденчества , а не по злобе. Вот послала наша красавица Нестору прощальное письмо: “ Так и так, друг моего сердца незабвенный, не суждено нам насладиться нашей красотой и молодостью, конец нам приходит, всей земле нашей. Прощай и не поминай лихом”. Уговорил влюбленный Нестор отца своего Анфанаила войско собрать, на помощь братьям идти. И вот вышли наши войны к краю. Раздерихинского оврага поджидать вражью силу, чтобы умереть, да не сдаться. А вражья сила тут как тут, в ночь и подошла, лигами гремя, без факелов, чтобы врасплох застать. Всю ночь бились два войска, никакой стороне перевеса не было. А как только утречка наступило, как только солнышка взошло, тут, а живых кровь-то и остановилась. Не с вражьей силой дрались, не с кощеевой ордой, а со своими, с устюжским доблестным воинством. Они, оказывается, есть не ели, пить не пили - на помощь спешили потому и факелов не разожгли. И во время того смертного боя обнажилась в овраге земля, глина красная да мягкая показалось. Вдовы с выплаканными глазами, понаделали из нее свистулек, да засвистели, да решили свистеть до окончания веков, чтобы никогда своих да чужих больше не принять, чтобы кровь свою не проливать, и не губить молодую любовь. По большим праздникам собирается вятский народ на площадях, покупает наши игрушки, свистульки особенно, и весь день ходит и свистит. И такой день называется свистопляской.

Слайд 4

История промысла По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их « свистуличницами ».

Слайд 5

Филимоновская игрушка — русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново , где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Слайд 6

Особенности Филимоновской игрушки Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например « Любота » — сценка свидания влюбленных

Слайд 7

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Слайд 8

Изготовление и роспись игрушки Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор . Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет .

Слайд 9

Изготовление игрушки Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из неё вытягивают мастерицы всю фигурку сразу - при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина "садится", и тогда приходится снова "подтягивать", приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не "замрет".

Слайд 10

Роспись игрушки После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят жёлтые полоски и пятна, потом их обводят красным " пёрышком ", потом зелёным , синим, иногда фиолетовым . Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на жёлтый - получается зелёный , красный на жёлтый даёт , как здесь говорят, " жарный " (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «ёлочка ", яркая "ягодка", лучистая " звёздочка ", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце , треугольник - землю, ёлочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Слайд 11

Все игрушки очень весёлые , и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...


 

Комментарии

Курдюмова Ольга Анатольевна

Уважаемая Любовь Геннадьевна! Спасибо Вам за прекрасную презентацию Филимоновской игрушки! Обязательно воспользуюсь вашим материалом на занятиях по ознакомлению с народными промыслами и декоративно-прикладному рисованию и лепке.

Свинина Любовь Геннадьевна

Ольга Анатольевна, я очень рада, что Вам понравился материал!