Экологическое воспитание дошкольников
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кольцова Екатерина Николаевна

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое воспитание28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное учреждение  

"Центр развития дошкольного образования" г. Чебоксары

Городские педагогические чтения – 2014

 «Формирование экологической воспитанности детей

 через гуманное отношение к природе»

Выполнила

воспитатель

I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №130»

 г. Чебоксары

Кольцова Е.Н.

Чебоксары 2014

Тема: «Формирование экологической воспитанности детей

 через гуманное отношение к природе»

“Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет”.

/А. Яблоков, академик РАН/

    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом проходил 2013 год, год Экологии. Поэтому многие действия взрослых, в том числе и педагогов, были  направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину, Человека, через любовь к окружающему миру.

       Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача всей сферы образования.

         Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

     Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  Во многих детских садах детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год, мы - не исключение. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Эффективным инструментом всего воспитательно-образовательного процесса ДОУ в разделе «формирование основ экологической культуры дошкольника» становится создание на территории детского сада экологической тропинки и организация на ней работы с детьми.

 Началом работы по ее созданию является ревизия «экологического паспорта» территории: проводится анализ всей флоры и фауны, биологических объектов, зональности территории. Затем педагогами выстраивается маршрут, по которому дети под руководством педагога проходят через различные объекты природы экологической тропинки. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений: различные виды пород   деревьев. Объектами могут служить так же аллеи, сад, уголок леса, кустарники, различные по форме и подбору растений цветочные клумбы. Дополнением являются небольшие водоемы (искусственные или природные), а также муравейники, гнездовья птиц, грядка с лекарственными растениями, огород, отдельные красивоцветущие растения и др. На территории отведено немало места под сад: яблони, сливы, грядка саженцев молодой смородины сортовой. Дети знают, что плоды этих культур идут на приготовление напитков и варенья. Небольшие участки земли можно оформить под кусочек поля, лесную полянку, луг, рокарий, альпинарий и т.п.

Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения и регионального компонента в его содержание. На доступном, близком, родном материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Региональный компонент предполагает:

  • Знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
  • знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и района;
  • знакомство с чувашской культурой, обычаями, традициями ( через краеведческий музей, культурно-выставочный центр “Радуга”, тематические занятия).

Поскольку экология – это, прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делался на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. В процессе бесед, наблюдений, опытов дети учились понимать, насколько точно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. На протяжении всей экологической тропинки я большое внимание уделяла ознакомлению детей с правилами поведения в природе, беседовала о том, как каждый ребенок соблюдает эти правила, как охраняет птиц и заботится о них. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволял подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой.

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада маршрута «Дорога в мир природы» и организация на ней работы с детьми весной 2014 года.
В качестве объектов Дороги у нас стали: различные виды пород  деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные) уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

Детально  обследовав территорию детского сада осенью и выделив наиболее интересные объекты, мною была составлена карта-схема Дороги. Общая карта-схема будет в течение всего года находиться в экологическом уголке группы, а детальная карта-схема будет разрабатываться по каждому объекту Дороги с учетом возраста детей. Совместно с детьми будет выбран хозяин Дороги – сказочный персонаж.  В течение года изготавливаются выносные знаки, обозначающие каждую точку объекта исследования. Педагогом составляются план-инструкция по работе с детьми на каждой точке. Тематика таких планов-инструкций может быть следующей:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на Дороге наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

На нашем маршруте «Дорога в мир природы» мною разработаны планы-инструкции для наблюдений для следующих объектов: «Клумба», «Зеленая аптека», «Кусты», «Деревья», «Солнечный лужок», «Огород», «Дерево дятлов», «Кормушка», «Зеленая зона в группе».

В осенний период мною была проведена работа по изучению литературы, подбора материала; на организационном этапе проведена беседа с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Был оформлен родительский уголок, где были размещены рекомендации по работе с детьми по проекту; затем мы с ребятами осуществляли сбор и рассматривание семян, которые воспитанники приносили из дома. Работая с  природным материалом мы составили выставку по теме «Лекарственные растения». В рамках исследовательской деятельности ребята участвовали в открытом занятии «Для чего нужен воздух?», где сами проводили исследования о свойствах воздуха и его значении в нашей жизни.

С наступлением зимы перед нами встала задача о необходимости изготовления скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада в рамках операции "Подарок птицам". Мы продолжаем собирать оборудование для опытов и экологических исследований для уголка "Детская лаборатория". Сейчас активно мы занимаемся оформлением «Зеленого уголка», посадив семена, мы наблюдаем за их ростом и развитием. Ребята сами ухаживают, поливают и рыхлят землю. По результатам будет организована газета «Огород на подоконнике».

Весна – время пробуждения природы, а значит время для новых познаний. На этом этапе мы начнем активную работу по высаживанию саженцев и кустарников на территории ДОУ, созданию клумб. Будет проведена операция «Помоги природе" с целью уборки определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым. Мы продолжим изготовление макетов природных объектов.
  Летом в свою силу вступит  наблюдение и помощь экологическим объектам в рамках проекта «Дорога в мир природы», будет проведена экспедиция в лес с целью закрепления названия деревьев; цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков, а так же конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки".

На следующий учебный год перед нами стоят более сложные задачи:

Создание групповых краткосрочных исследовательских проектов по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы. Будет проведена викторина " Знаем ли мы растения нашего края?"; организована фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий посредством привлечения родителей к участию в фотовыставке.

Так же организация в ДОУ видеотеки "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д), будут проведены викторины между старшими группами "Лучший знаток деревьев"; составлены гербарии «Наши растения», создание экологического десанта.

                       

Таким образом, обучение детей на примере конкретных природных объектов общению с природой, воспитания бережного отношения ко всему живому, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе приведет к формированию у детей гуманного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...