Экологическое воспитание дошкольников
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное учреждение
"Центр развития дошкольного образования" г. Чебоксары
Городские педагогические чтения – 2014
«Формирование экологической воспитанности детей
через гуманное отношение к природе»
Выполнила
воспитатель
I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №130»
г. Чебоксары
Кольцова Е.Н.
Чебоксары 2014
Тема: «Формирование экологической воспитанности детей
через гуманное отношение к природе»
“Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет”.
/А. Яблоков, академик РАН/
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом проходил 2013 год, год Экологии. Поэтому многие действия взрослых, в том числе и педагогов, были направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину, Человека, через любовь к окружающему миру.
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача всей сферы образования.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Во многих детских садах детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год, мы - не исключение. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Эффективным инструментом всего воспитательно-образовательного процесса ДОУ в разделе «формирование основ экологической культуры дошкольника» становится создание на территории детского сада экологической тропинки и организация на ней работы с детьми.
Началом работы по ее созданию является ревизия «экологического паспорта» территории: проводится анализ всей флоры и фауны, биологических объектов, зональности территории. Затем педагогами выстраивается маршрут, по которому дети под руководством педагога проходят через различные объекты природы экологической тропинки. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений: различные виды пород деревьев. Объектами могут служить так же аллеи, сад, уголок леса, кустарники, различные по форме и подбору растений цветочные клумбы. Дополнением являются небольшие водоемы (искусственные или природные), а также муравейники, гнездовья птиц, грядка с лекарственными растениями, огород, отдельные красивоцветущие растения и др. На территории отведено немало места под сад: яблони, сливы, грядка саженцев молодой смородины сортовой. Дети знают, что плоды этих культур идут на приготовление напитков и варенья. Небольшие участки земли можно оформить под кусочек поля, лесную полянку, луг, рокарий, альпинарий и т.п.
Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения и регионального компонента в его содержание. На доступном, близком, родном материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
Региональный компонент предполагает:
- Знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
- знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и района;
- знакомство с чувашской культурой, обычаями, традициями ( через краеведческий музей, культурно-выставочный центр “Радуга”, тематические занятия).
Поскольку экология – это, прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делался на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. В процессе бесед, наблюдений, опытов дети учились понимать, насколько точно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. На протяжении всей экологической тропинки я большое внимание уделяла ознакомлению детей с правилами поведения в природе, беседовала о том, как каждый ребенок соблюдает эти правила, как охраняет птиц и заботится о них. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволял подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой.
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада маршрута «Дорога в мир природы» и организация на ней работы с детьми весной 2014 года.
В качестве объектов Дороги у нас стали: различные виды пород деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные) уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Детально обследовав территорию детского сада осенью и выделив наиболее интересные объекты, мною была составлена карта-схема Дороги. Общая карта-схема будет в течение всего года находиться в экологическом уголке группы, а детальная карта-схема будет разрабатываться по каждому объекту Дороги с учетом возраста детей. Совместно с детьми будет выбран хозяин Дороги – сказочный персонаж. В течение года изготавливаются выносные знаки, обозначающие каждую точку объекта исследования. Педагогом составляются план-инструкция по работе с детьми на каждой точке. Тематика таких планов-инструкций может быть следующей:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на Дороге наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
На нашем маршруте «Дорога в мир природы» мною разработаны планы-инструкции для наблюдений для следующих объектов: «Клумба», «Зеленая аптека», «Кусты», «Деревья», «Солнечный лужок», «Огород», «Дерево дятлов», «Кормушка», «Зеленая зона в группе».
В осенний период мною была проведена работа по изучению литературы, подбора материала; на организационном этапе проведена беседа с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Был оформлен родительский уголок, где были размещены рекомендации по работе с детьми по проекту; затем мы с ребятами осуществляли сбор и рассматривание семян, которые воспитанники приносили из дома. Работая с природным материалом мы составили выставку по теме «Лекарственные растения». В рамках исследовательской деятельности ребята участвовали в открытом занятии «Для чего нужен воздух?», где сами проводили исследования о свойствах воздуха и его значении в нашей жизни.
С наступлением зимы перед нами встала задача о необходимости изготовления скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада в рамках операции "Подарок птицам". Мы продолжаем собирать оборудование для опытов и экологических исследований для уголка "Детская лаборатория". Сейчас активно мы занимаемся оформлением «Зеленого уголка», посадив семена, мы наблюдаем за их ростом и развитием. Ребята сами ухаживают, поливают и рыхлят землю. По результатам будет организована газета «Огород на подоконнике».
Весна – время пробуждения природы, а значит время для новых познаний. На этом этапе мы начнем активную работу по высаживанию саженцев и кустарников на территории ДОУ, созданию клумб. Будет проведена операция «Помоги природе" с целью уборки определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым. Мы продолжим изготовление макетов природных объектов.
Летом в свою силу вступит наблюдение и помощь экологическим объектам в рамках проекта «Дорога в мир природы», будет проведена экспедиция в лес с целью закрепления названия деревьев; цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков, а так же конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки".
На следующий учебный год перед нами стоят более сложные задачи:
Создание групповых краткосрочных исследовательских проектов по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы. Будет проведена викторина " Знаем ли мы растения нашего края?"; организована фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий посредством привлечения родителей к участию в фотовыставке.
Так же организация в ДОУ видеотеки "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д), будут проведены викторины между старшими группами "Лучший знаток деревьев"; составлены гербарии «Наши растения», создание экологического десанта.
Таким образом, обучение детей на примере конкретных природных объектов общению с природой, воспитания бережного отношения ко всему живому, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе приведет к формированию у детей гуманного отношения к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67001.jpg)
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-694605-1476639993.jpg)
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-94593-1487409182.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...