Конспект организованной образовательной деятельности: «Зимующие птицы» / Старшая группа/ c презентацией
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Щербакова Наталья Анатольевна

Цель: Обогатить и расширить знания детей о птицах. Создать наибольший интерес к данной теме.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nod.docx22.33 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsyprez.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Зимующие птицы» / Старшая группа/

Цель: Обогатить и расширить знания детей о птицах. Создать наибольший интерес к данной теме.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
  • Углублять интерес детей к окружающему миру. Активировать познавательную деятельность детей.
  • Развивать монологическую речь.
  • Активизация и обогащение словаря.

Развивающие задачи:

  • Активизировать умственную деятельность детей.
  • Развивать внимание, ассоциативное и логическое мышление детей; умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать образное мышление, память и воображение.
  • Продолжать учить высказывать доказательные суждения.
  • Развивать природную любознательность.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать познавательный интерес.
  • Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.
  • Воспитывать интерес к данной теме, настрой на совместную деятельность.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами.  
  • Чтение художественной литературы: Г. Снегирёв «Про птиц»,

Н. Сладков «Еловая каша», В. Бианки «Синичкин календарь», «Кто  к кормушке прилетел?» и др.

  • Разучивание песен, стихов.
  • Беседы: «Зимующие и перелетные птицы», «Наши пернатые друзья».
  • Рисование: «Воробей», «Перелетные птицы», «Снегирь».        
  • Лепка: «Птицы у кормушки».
  • Рассматривание фотоальбома «Птицы нашего края».        
  • Работа с родителями: изготовление кормушек, скворечников.                        

Развивающая среда:

  • Презентация «Птицы».
  • Д/и «Кто к кормушке прилетел»
  • Д/и «Чей клюв»; Д/и «Сложи птицу»; Д/и «Насекомоядные-растительноядные»
  • Декорации «Лес».
  • Аудиозапись «Голоса птиц».                                                                        

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы»,  

4 мисочки с различными видами корма для птиц /семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала/, картинки-силуэты разных птиц, эмблемы для 2-х команд.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов о птицах, рисование и лепка птиц.

Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.

Ход занятия:  (слайд №2)

В.: Ребята, мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, и они теперь прилетают на наш участок. Теперь они смогут пережить трудную зиму. К нам сегодня пришла интересная посылка. Прислала её одна героиня детского мультфильма. Угадайте, кто нам её прислал?

Живет она в мультфильме…

 сиреневого цвета,

готовить очень любит,

хозяйки лучше нет.

На лыжах любит бегать,

Друзьям дает советы

И, как они, вся круглая…

узнали? Жду ответы!

Дети отгадывают /Совунья/ (слайд №3)

В.: Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила  Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.

Письмо Совуньи.

Здравствуйте, ребята! Мне стало известно, что вы очень любите птиц и очень много о них знаете. И мне захотелось проверить вас. Если вы выполните мои задания, то я порадуюсь за вас. С уважением. Совунья. Ребята, а в посылке ещё что-то есть!

Рассматривают эмблемы и делятся на две команды /воробьи и синички/

В.: Предлагаю устроить веселое соревнование. За каждое правильное выполнение задания команда будет получать 1 балл – птичку. А правильность выполнения некоторых заданий нам поможет определить добрая Совунья с помощью компьютера. Чья команда наберет больше баллов, та и будет победителем. Совунья приготовила нам интересные загадки про птиц. А ответы мы будем проверять с помощью компьютера. Слушайте внимательно:

Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/(слайд№4)

 Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! не робей! Я бывалый….          /воробей/  (слайд№5)

Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока. Когда трещит…..   /Сорока/    (слайд №6)

Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.

Здесь на кузнице затратил много сил проворный ….  /Дятел/  (слайд№7)

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома, а зовут её….      /Ворона/    (слайд№8)

  Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Команда «…» получает «..»  птичек, а команда «…» - «…» птичек. А эту птичку, дополнительный балл, получит та команда, которая скажет, как называются все эти угаданные птицы?     /зимующие/

Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Это такие птицы, как свиристели, снегири, синицы, клесты. Сейчас я вам покажу их, а вы угадайте.

Показ слайдов снегирь  (слайд №9)

                             Клест    (слайд №10)

                            Свиристель (слайд №11)

                           Синица (слайд №12)

В.: Вы отлично справились. Получайте птичек! / вручение птичек по количеству правильных ответов/  

Следующим заданием будет чтение стихов о птицах.     

                /Дети читают стихи/  

  На дворе морозище

 Градусов под сорок.

 Плачутся воробышки,

 Что весна не скоро.

 В. Звягина

 Воробышки игривые,

 Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.

 Озябли пташки малые,

 Голодные, усталые,

 И жмутся поплотней.

 С. Есенин

 Чуть живой. Не чирикает даже.

 Замерзает совсем воробей.

 Н. Рубцов

 Вот ворона сидит на заборе.

 Все амбары давно на запоре.

 Все обозы прошли, все подводы,

 Наступила пора непогоды.

 Суетится она на заборе —

 Горе ей, настоящее горе!

 Ведь ни зернышка нет у вороны

 И от холода нет обороны.

 Н. Рубцов

 Голуби, голуби,

 Раз, два, три...

 Прилетели голуби-сизари.

 И. Токмакова

 Скачет шустрая синица,

 Ей на месте не сидится.

 Прыг-скок, прыг-скок,

 Завертелась как волчок.

 А. Барто

 Выбегай поскорей,

 Посмотри на снегирей!

 Прилетели, прилетели!

 Стайку встретили метели,

 А Мороз Красный Нос

 Им рябинки принес.

 А. Прокофьев

 Трудно птицам зимовать,

 Надо птицам помогать!

 Распилить я попросил

 Досочку еловую,

 Вместе с папой смастерил

 Птичкину столовую.

 А. Чепуров

В.: Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.

                /физкультминутка/

Вот на ветках, посмотри  /4 хлопка по бокам и коленям/

В красных майках снегири  /4 наклона головы в стороны/

Распушили перышки,    /махи кистями рук/

Греются на солнышке,    /хлопки по бокам/

Головой вертЯт,       /повороты головы/

Улететь хотят. Кыш! Кыш!    /дети разбегаются по группе/

В.: Следующее задание «Кто как поет?» Я буду называть птиц, а вы угадайте, как она поет.   

/команды отвечают по очереди/  

Дети изображают голоса птиц:

Ворона – карр, карр;

Клест – клее, клее;

Воробей – чирик, чир;

Синица – дзинь, тень;

Снегирь – пинь, пинь.

В.: Ещё один конкурс. Называется он «Тараторки». Команды по очереди должны будут повторить скороговорки.

Проворонила ворона воронёнка.

Перепёлка перепелят перепеленовывала.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Три свиристели еле свистели на ели.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

В.: А сейчас я приглашаю  команду «…», набравшую меньше очков. Сейчас для вас будет дополнительное задание. Если вы отвечаете верно, то получите дополнительные очки. Мы сегодня говорили о зимующих с нами птицах. Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.

Слушайте внимательно:

Воробей, синица, ласточка, ворона;

Дятел, голубь, снегирь, лебедь;

Клест, жаворонок, снегирь, сорока;

Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.

(слайд № 13)

Релаксация

А вам понравились сегодня задания Совуньи? Если понравились, то можете выбрать птичку и посадить на кормушку, которая стоит на моем столе.

             /дети рассаживают птиц, полученных в качестве баллов/

Ребята, а в посылке есть ещё что-то. 

/достает мисочки с кормом для птиц/

Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи?

/ дети отвечают, рассматривают, сравнивают/

Вы правильно решили, что мы можем угостить птиц на нашем участке. А что может произойти, если люди не будут помогать птицам? Что изменится? Правильно. Разведется много грызунов и вредных насекомых, начнут гибнуть деревья и другие растения. Вредители уничтожат весь урожай в садах и огородах. Предлагаю пойти сейчас на прогулку и разложить этот корм в наши кормушки для птиц.

      /все собираются на прогулку кормить птиц/

Использованные материалы:

Стихи о птицах http://www.razumniki.ru/zimuyschie_pticy_zima_progulki.html 

Скороговорки http://www.zyblik.info/raznoe/skorog.htm 

     

           

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Зимующие птицы» ознакомление с окружающим старшая группа Воспитатель МБДОУ д /сад №15 Щербакова Наталья Анатольевна

Слайд 14

Эмблемы для команд участников

Слайд 15

Список использованных источников Птицы на кормушке http://arstyle.org/uploads/posts/2010-01/1262662768_1228742967_c48-27.jpg Совунья http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/cadi-1986.41f/0_7bcbc_4cf039e7_XL Стайка птиц http ://www.edu54.ru/sites/default/files/images/2010/12/825a8a79732ca5bfd5474e4154e2e5891d137955.jpg Воробей http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2008/02/16/1044266.jpg Сорока http://www.proza.ru/pics/2010/08/08/590.jpg Дятел http://www.rbcu.ru/upload/forum/upload/666/138_A1321.jpg Ворона http://birdwatch.org.ua/aves/Corvus_cornix/crow10112.jpg Снегирь http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/508/81508603_large_2835299_00004292.jpg

Слайд 16

Клест http://www.deryabino.ru/ptaha/klest-elovik/klest-elovik05.jpg Свиристель http://img-fotki.yandex.ru/get/22/vik8149.7/0_c97e_ce2fd5dc_XL Синица http://img-fotki.yandex.ru/get/12/markpon1.11/0_7721_70684189_XL Совунья улыбается http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-07/1279801886_sovunya-kopiya.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Конспект организованной образовательной деятельности " Зима" в первой мл группе (развитие речи)

Конспект организованной образовательной деятельности «Вот она какая зима» в первой группе раннего возраста (развитие речи)Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области «Речевое развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»Образовательные задачи:Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе;Активизировать словарь детей (семья, родственник...

"Пригласительная афиша для папы" конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы к Дню защитника Отечества.По образовательному направлению "познавательное развитие"

Пояснительная запискаУважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю занятие непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательному  направлению «познавательное ...