"Что такое микробы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Организованная деятельность по познавательному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_mikroby.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. , в рамках которой проводится занятие.

МДОУ детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №42  г. Комсомольск -на –Амуре.

Организованный  вид  деятельности  по  познавательному  развитию, направленный  на  формирование  и  расширение  представлений  детей.

                                        Воспитатель  :      Розвезева Людмила Валентиновна                                                                                                          

ТЕМА: "ЧТО  ТАКОЕ  МИКРОБЫ?"

П.З.:  1)Развивать мышление, умение анализировать, рассуждать.

            2)Формировать представления о микроорганизмах, их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат).

             3)Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, интерес к познанию  окружающего мира.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с изображением разных микроорганизмов, кусочки продуктов, покрытых плесенью (в закрытой посуде!), пластилин, здоровая веточка и веточка полусгнившая, "трухлявая"

МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ: рассказ ,беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование.

ХОД  НОД:

- Ребята ,кто из вас знает, что такое микробы?(ответы детей)

1.      Микробы - это очень маленькие живые  существа. Они не видны простым  глазом,  чтобы их увидеть, надо смотреть в "микроскоп". У них нет ни рук, ни ног ,ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики и палочки. Но они также, как и мы ,едят, дышат, передвигаются. (показ иллюстраций)

- Как они передвигаются?

У некоторых есть хвостики, которые называются  жгутиками. Жгутик  вращается ,как пропеллер самолёта, и микроб движется. Но у большинства   таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают - как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там ,где сухо, их переносит воздух(ветер).А часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек перенёс их в рот. Были микробы в земле. Дети играли на улице. Микробы прилипли к пальцам. Потом  они пришли , руки не вымыли ,стали есть и микробы попали в желудок. Вот так они и передвигаются.

А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика... Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребёнка?

Итак, ребята, кто же такие микробы, как они передвигаются?

2.        -Что же едят микробы? (ответы детей)

Все. Хлеб, фрукты ,овощи, суп, листья деревьев, краску, землю.

У вас на столах лежат две палочки. Определите, какую из них ели микробы, а какую нет.(дети рассматривают и самостоятельно высказывают предположения)

Сейчас я вам покажу кусочек апельсина, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту баночку, чтобы плесень не распространилась по комнате .Она может быть опасной для человека.

Большинство микробов для нас не  опасны.  Даже наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, йогурт, сыр и многие  другие  вкусные и полезные вещи.

Ребята ,так чем же могут питаться микробы?

3,          Характеристика болезнетворных организмов.

Некоторые микробы бывают очень вредными. Как вы думаете, какие?

Это те микробы, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека . Но человеку не нравится, что его едят микробы, и он начинает с ними бороться. То время, пока идет борьба, называется болезнью. Чтобы легче было бороться человек помогает себе . Как вы думаете ,как?(он пьет лекарства, делает уколы)

В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь. Например ,если бактерии поселились в горле, бывает ангина, если в ух е-воспаление уха ,если в зубе -кариес. Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у ребенка болит живот и начинается понос. Это так человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий. Но и микробам от этого хорошо : когда у человека понос или он чихает, или кашляет ,бактерии разлетаются вокруг, и заражают других людей.

                     ФИЗМИНУТКА.

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять ,не чихать ,

надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем,

ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай,

массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем -да, да ,да!

Нам простуда не страшна!

4.   Размножение бактерий.

-Ребята у микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются это значит, что из одного микроба очень скоро появляются много таких же новых , как и он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много влаги, еды и они чувствуют себя очень хорошо. Их кол-во быстро увеличивается. Как это происходи т ?  Давайте посмотрим.

- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получилось два микроба. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый.  Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям, как будто они выросли.

Правильно.  Что теперь с  ними произойдет?  (ответы детей)

Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько их стало? И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. Что будет дальше?

Правильно. Вот так их кол-во становится все больше, и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.

Ребята, так, как же размножаются микробы?

5. Борьба с болезнетворными бактериями.

- А теперь посмотрим, что будет с микробами, когда человек принял лекарство.

Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой  ...  Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек, выздоровел.

Человек научился бороться с микробами. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают бактерии. Поэтому, несмотря на то, что вокруг их очень много, люди ничем не болеют. А если заболеют, то поднимается температура, и микробы погибают.

А как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы?  (ответы детей) На тех, кто слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому, например, человек был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное – быть крепким и здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже, если их вокруг очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.

-  Конечно  лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Что для этого нужно?  (ответы детей)

Правильно, для этого нужно укреплять свой организм, закалять его, соблюдать правила гигиены. Тогда никакой микроб ему не страшен! Но в то же время надо не позволять микробам проникать внутрь. А как они могут проникнуть в организм  ?

Надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше.  Поэтому больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь, когда он чихает, кашляет, микробы вылетают у него изо рта, носа и разлетаются по воздуху. Им хочется найти другого человека и поселиться в нем.

А еще надо удалять микробов с кожи, фруктов ,игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать?  (ответы детей)

6. Заключение.

- Ребята, а теперь скажите, что нового вы узнали на занятии?

- Как нужно вести себя, чтобы не позволять микробам проникнуть в свой организм?

- А что делать, чтобы микробы, проникнув в организм, не размножались, а погибали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...