«Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ, подготовка к успешной интеграции выпускников группы комбинированной направленности в общеобразовательные школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severina_e.v._i_belova_m.v._-_opyt_raboty.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО»
Актуальность и перспективность, его практическая значимость
Современная система образования ориентирована на личность ребёнка, развитие его творческой активности, а театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно – дифференцированного подхода в обучении и воспитании. Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Опыт нашей работы направлен на развитие личностных качеств дошкольников через театрально - игровую деятельность и может быть полезен педагогам, работающим по различным образовательным программам, а также в семейной форме образования детей дошкольного возраста.
Основная идея педагогического опыта
Формирование социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ, подготовка к успешной интеграции выпускников группы комбинированной направленности в общеобразовательные школы.
Цель и задачи опыта
Целью опыта работы по выбранной теме является формирование опыта социальных навыков детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
- Совершенствовать формы организации театрализованной деятельности в группе.
- Разработать комплексную систему методов и приемов театрализованной деятельности для детей с ОВЗ, учитывая современные психолого-педагогические требования.
- Создать условия для развития эмоциональной сферы воспитанников.
- Формировать личностные качества воспитанников: самостоятельность, активность, креативность, инициативность, любознательность.
Новизна опыта
Использование в работе интегративного подхода в театрализованной деятельности через образовательную игру, социоигровой метод В.М. Букатовой, внедрение технологии «Азбука общения» Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской и «Технологии развития коммуникативных способностей у дошкольников» Л.В. Черницкой, технологии проектирования.
Диапазон педагогического опыта
Дети дошкольного возраста с ОВЗ, родители, педагоги и специалисты ДОО
Этапы разработки проблемы
1. Подготовительный этап 2010 – 2011гг.
На этом этапе осуществлялось изучение теоретического опыта по теме «Социальное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО».
2. Внедрение в практику 2011 – 2012 гг.
На этом этапе осуществлялось использование в работе интегративного подхода в театрализованной деятельности через образовательную игру, социоигровой метод В.М. Букатовой, внедрение технологии «Азбука общения» Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской и «Технологии развития коммуникативных способностей у дошкольников» Л.В. Черницкой, технологии проектирования.
3. Обобщение и оценка результатов 2012 – 2013 гг.
Выступления на теоретических и практических семинарах ДОО:
- Мастер-класс «Игра как средство развития эмоционально-речевой сферы детей с ОНР»;
- Презентация опыта работы «Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника»;
- Презентация проекта «Фестиваль сказок»;
- Консультация для молодых специалистов «Создание условий для самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников»
Показ открытых мероприятий для педагогов ДОО района:
- НОД «Путешествие к Острову Сокровищ»;
- НОД «Семья – созвездие земное».
Выступления на областных семинарах;
- областной Марафон педагогического опыта «Дети 21 века: художественно-эстетическое развитие» выступление по теме «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой».
Размещение методических разработок на образовательных ресурсах в сети Internet:
- Публикация в материалах Творческой мастерской специалиста ДОУ «Педагогическая мозаика» журнала «Современное дошкольное образование» педагогического опыта «Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР в условиях современного ДОУ».
4. Анализ и прогнозирование 2013 – 2014 гг.
На этом этапе проводился анализ применения опыта в современных образовательных условиях и адаптация опыта к требованиям ФГОС ДО.
Принципы, используемые в работе
- принцип наглядности;
- принцип активности и самостоятельности;
- принцип систематичности и последовательности обучения;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (В.И. Логинова)
- приобщение детей к соцкультуре, нормам и традициям семьи, общества и государства;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром.
Формы работы
- НОД
- Образовательная игра
- Игры на формирование эмоциональной сферы
- Развлечения, досуги, концерты
- Театральные постановки
- ИКТ
- Игры-драматизации
- Хороводные игры
- Проектный метод
- Самостоятельная игровая деятельность
- Посещение детьми театров, выставок, концертов совместно с родителями
- Консультативная помощь педагогам и родителям.
Этапы развития творческих способностей
- Накопление впечатлений.
- Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
- Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстрированность в рисовании.
- Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Предполагаемые результаты
- Повысится уровень художественно-эстетического и эмоционального развития воспитанников (восприятие литературных произведений, осмысление, переживание, сочувствие и содействие главным героям);
- Активизируется познавательная деятельность воспитанников (умение думать, анализировать, классифицировать, делать выводы);
- Окрепнет взаимосвязь между детьми, родителями (законными представителями), педагогами и специалистами;
- Расширятся знания детей о театре, его структуре и видах;
- Усилиться возможность самореализации каждого ребенка в условиях данного вида деятельности, с учётом его игровых предпочтений и интересов;
- Активизируются самостоятельные проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к другим в условиях театрализованной деятельности.
Перспектива
Планируем модифицировать наш опыт в соответствии с ФГОС ДО.
Литература
- Программа «Театр – творчество - дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
- Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой.
- Пособие «Играем в театр» Т.И. Дороновой.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.- метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...
Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".
В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
Методическая разработка: "Использование ИКТ в развитии детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Развитие речи у детей средствами ИКТ....
«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...
Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО
Формирование социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ, подготовка к успешной интеграции выпускников группы комбинированной направленности в общеобразовательные школы....
АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» В. А. Сухомлинский...