Кызыл-Эник Кудажы. Стихи для детей
статья по логопедии
Кызыл-Эник Кудажы. Стихи для детей
Два ягненка
Там, где птицы свищут звонко
На полянке, под горой,
Жили-были два ягненка,
Детки матери одной.
Мама — добрая овечка
Мяч дала им поиграть,
И ушла спокойно к речке
Мягкой травки пощипать.
Не успела скрыться мама
За зелёный косогор,
Меж ягнят — детей упрямых
Разгорелся жаркий спор.
Тот бодает — дышит злобой,
Этот — больно бьет ногой.
Наконец устали оба
И решили меж собой:
Не помиришься тут, видно, —
От обиды хоть заплачь.
Чтобы не было завидно —
Пополам разделим мяч.
Взяли нож... Через мгновенье
Воздух вышел.
Каждый рад:
Стал играть в уединенье
Половинкой каждый брат.
Братья ловки, братья прытки,
Но мячи — запоминай —
Неподвижны, как корыта,
Хоть воды в них набирай.
Котенок
С зелёными глазами, полосатый,
Жил серенький котёночек у нас.
Смешной, не по летам своим усатый,
Он поздно просыпался каждый раз.
Не чистил зубы, с мылом не купался,
Считал всё это за тяжёлый труд:
Слюною, не стесняясь, умывался
Грязнуля этот, нехороший плут!
Козленок
Он быстрый был, как ветер.
Но не кичился этим.
Нося рога кривые, —
Не хвастал — как иные.
И знал любой ребёнок —
Красавец тот козлёнок.
Дождик
Дождик, дождик с высоты,
Лейся часто, густо.
Поливай мои цветы,
Мамину капусту.
А не хочешь нам помочь,
Ну так и не надо.
Сам полить я их не прочь
Из ручья у сада.
Перевод И. Варравы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тувинские загадки о природе | 74.5 КБ |
тувинские поговорки | 25.5 КБ |
конспект занятия " Тувинская утварь" | 38 КБ |
статья в журнале "Дошкольник" | 203.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки о природе
Мироздание, стихии
1. Тии чок торгум,
Дизии чок чинчим.
Без швов мой шёлк,
Без ниток (ненанизанные) мои бусины
2. Чинчимниң дизии чок,
Торгумнуң тии чок.
Мой бисер ненанизанный,
Мой шёлк без швов.
3. Тии чок торгу-даа көрдүм,
Дизии чок чинчи-даа көрдүм.
Видел и шёлк без швов.
Видел и бусины без ниток.
4. Санаттынмаан хой,
Хемчээттинмээн шөл.
Несчитанные овцы,
Неизмеренное поле.
5. Кара ховуда –
Хамык шеригниң одаа кыпты.
В чёрной степи
Всего войска костры зажглись.
6. Дош кырында – кызыл-тараа.
Н льду красное просо.
7. Дош кырында сарыг-тараа төктү берди.
На льду жёлтое просо рассыпалось.
8. Аъдымның кижени –
Ында-мында чеди көктешкилиг.
Путы моего коня
Там и тут имеют семь көктешки1.
9. Чеди шилги черин сактып,
Дүктүг тайжы чуртун сактып.
Семь красновато-рыжих землю свою вспомнили,
Волосатый тайжы2 родину свою вспомнил.
10. Чайын үнмес, кыжын үнер хараган.
Не летом, а зимой вырастающийкараганник.
11. Бодум борбай,
Бажым саглай (салбай).
Сам я кругловат,
Голова моя лохмата (всклокочена).
12. Хүлер күзүңгү3
Хүнүм сомалады.
Бронзовые бляхи
Солнце моё рисует.
13. Шүглүр аза,
Шүүк меге,
Сарыг-мелдер тарбаган.
Побеждающий чёрт,
Первенствующий борец,
Желтовато-тёмный сурок.
14. Муң каът чагылыг,
Мундаазын чалаалыг.
Имеющий тысячеслойную доху'4,
Имеющий шелковистую кисточку.
15. Ийи өжээти сүрүштү.
Два врага друг друга преследуют.
16. Ийи өжээти сүржүп төнер (төнмес).
Два врага гонятся друг за другом без устали.
17. Түмен чылгым хоя берди,
Дүндүгүр аскыр туруп калды.
Несметный табун мой шарахнулся,
Хмурый жеребец [на месте] остался.
18. Түмен хой чоруй барды,
Дүндүгүр кужа туруп калды.
Несметные овцы исчезли,
Хмурый баран [на месте] остался.
19. Көп хоюм үне берди,
Чаңгыс күдүгүр бугам туруп алды.
Множество овец ушло,
Один горбатый бык остался.
20. Чер иезиниң чес мыйызы
Чер алдындан көстүп келди.
Медные рога матери-земли
Из-под земли показались.
21. Кара хойнуң кежин сойгаш, чаткан дег,
Кандыг кончуг көккүр өңгүр чоор.
Как будто содрали чёрную овечью шкуру –
До чего же цветастая синева.
22. Хем-хемниң бажында
Кедигир кара буура,
Даг-дагның бажында
Талыгыр кара буура.
В самом верховье реки –
Огромный чёрный верблюд,
На самой вершине горы –
Вдалеке чёрный верблюд.
23. Бурунгаартан келир
Бустуг деспи.
С юга приходит
Паровое корыто.
24. Барааны ак,
Баары кара.
Очертания белые,
Печень (нутро) чёрная.
25. Азып каар дээрге, аскыыжы чок,
Дужап каар дээрге, дуюу чок.
Повесил бы – вешалки нет,
Надел бы путы – копыт нет.
26. Черден үнгеш, дээрге четти.
Из земли выйдя, достиг неба.
27. Дээр адазының тейи көстүп келди.
Макушка небесного отца показалась.
28. Агаардан баткан
Алдын-сарыг удазын,
Үстүүртен баткан
Үзүлбес сарыг удазын.
С воздуха падающая
Золотисто-жёлтая нить,
Сверху падающая
Неразрывно жёлтая нить.
29. Даг кырындан чаттылды,
Дазыл-дамыр чылытты.
Из-за горы простёрлось –
Жилы-суставы согрело.
30. Бурунгаартан кызыл дашка келген,
Чемижин каап каан.
С юга красная чашка пришла,
Свою еду оставила.
31. Көгей (Көвей) сыннап келдим,
Хөртүк баштап келдим,
Таңды сыннап келдим,
Даш баштап келдим.
Перевалив через хребет
Кщгей (Ковей), пришёл,
Перепрыгивая сугробы, пришёл,
Перевалив через хребет Танды, пришёл,
Перепрыгивая камни, пришёл.
32. Дииң кежи бөргүм
Чүък ажыр октаптым.
Беличью шапку свою
Через вьюк перекинул я.
33. Дилги кежи бөргүм
Даг ажыр октаптым.
Лисью шапку свою
Через гору перебросил я.
34. Дилги кежи бөргүм
Чүък ажа берди.
Лисья шапка моя
Через вьюк перекинулась.
35. Дилги кежи бөргүм
Даг ашты.
Лисья шапка моя
За гору зашла.
36. Дилги кежи бөргүм
Чыышкын арты кирди.
Лисья шапка моя
За чыышкын5 зашла.
37. Көөрге – көскү,
Тударга – туттунмас,
Амызы чок – ады бар.
Смотришь – видно,
Ловишь – не ловится,
Без жизни – а с именем.
38. Кара бугам өг долганды.
Мой чёрный бык вокруг юрты обошёл.
39. Чырык көргенде,
Чүнүң-даа чанынга чаштынар.
Увидев свет.
Где угодно прячется.
40. Хүнден кезээде чаштып чоруур.
От солнца всегда прячется.
41. Дүне, хүндүс шыгжыр-кара.
Ночью и днём журчащая прозрачная.
42. Дүне, хүндүс-даа
Шуугап-ла чыдар.
И ночью, и днём
Всё шумит-болтает.
43. Халыраан, холураан
Кайнаар-даа кире бээр.
Шумящая, бурлящая
Куда угодно заедет.
44. Хаккаш, хаккаш – ханмас,
Ханы дипче оруктуг.
Едет, едет, не устаёт ехать,
В глубь земли имеющая дорогу.
45. Чыдын чытпас чыжыр-кара.
Нележащая чистая прозрачная.
46. Чыдын чытпас чындыр-кара.
Нележащая нежная-чёрная.
47. Чытпас, турбас чындыр-карам.
Нележащая, неустающая моя ненаглядная.
48. Ээр-буур идегел чыраа.
Извилистый надёжный иноходец6.
49. Чыдын чытпас чыраа-кара.
Неутомимый чёрный иноходец.
50. Дүне, хүндүс
Чыдын чытпас чыраа-кара.
Ночью и днём
Нележащий чёрный иноходец.
51. Челер, маңнаар кара-сарыг,
Чел-кудуруу чок кара-сарыг.
Рысистый, скачущий тёмно-соловый7,
Не имеющий гривы, хвоста тёмно-соловый.
52. Хөл кырында хөвең чыдыр.
На озере вата лежит.
53. Алдарлыг Улуг-Хемниң
Адазының адын тып,
Идегелдиг Улуг-Хемниң
Иезиниң адын тып.
Славного Улуг-Хема
Имя отца ищи,
Надёжного Улуг-Хема
Имя матери ищи.
54. Сая-сая кыстарның чажын
Чаңгыс кылдыр өрүп бады барды.
Миллионы девичьих кос,
В одну [косу] заплетя, спустила.
55. Доорадан келгеш,
Тожу хөлду өттүр атты.
Кружным путём пришёл,
Озеро Тоджу насквозь прострелил.
56. Хыылама келгеш,
Чаагым кызыдыпты.
Пронизывающий придя,
Мои щёки подрумянил.
57. Холу чокта, буду чокта
Кончуг чараш чурук чураан.
Без рук, без ног,
Очень красивый рисунок нарисовал.
58. Ак ширтек хову шыпты.
Белый коврик степь покрыл.
59. Черде чымчак лама.
На земле мягкий лама.
60. Таңды сыннай берди,
Даг баштай берди.
Через горный хребет перевалил,
Через вершину горы перевалил.
61. Маңган аскыр маңнап келди,
Бараан чылгы түлей берди.
Белый-пребелый жеребец прискакал,
Табун лошадей перелинял.
62. Ак ховаганнар арга-дашты шыпты.
Белые бабочки горную тайгу покрыли.
63. Аргада ак баштыг ашак олур.
В лесу белоголовый старик сидит.
64. Арга тыпкаш,
Ак баштыг ашак олур.
В тайге находясь,
Белоголовый старик сидит.
65. Агараш дээш бады баарды,
Көгереш дээш үне берди.
Промелькнув, опустилось,
Зазеленев, взметнулось.
66. Хем иштинде чин чыдыр.
На реке плавает чин8.
67. Хемни өрү хөй күске чоктады.
Вверх по реке много мышей побежало.
68. Суг кырында суг көвүрүг чыдыр.
На воде водяной мост лежит.
69. Отка кыппас,
Сугга душпес.
В огне не горит,
В воде не тонет.
70. Соок кээрге, чочая бээр,
Чылыг кээрге, чындыя бээр.
Холод придёт – затвердеет,
Теплынь придёт – обмякнет.
71. Аъдымның кырында
Аккыр чонаам элевезин.
На моём коне
Белоснежный потник9 мой неизнашивается.
72. Ужуп чорааш – ыыттавас,
Удуп чыткаш – ыыттавас,
Оттуп келгеш – мөөреп үнер.
Когда лежит – молчит,
Когда спит – молчит,
Когда проснётся – заревёт.
73. Дашкаар черге ак даг,
Ишкээр черге көк суг.
На вершине – белая гора,
В низине – синяя вода.
74. Чадып каан хөвеңимни
Чалбырааш чип бар чыдыр.
Расстеленную мной вату
Пламя съедает.
75. Алдын чайыр чылытты,
Ак ширтек союлду.
Золотая полуда10 согревает,
Белый войлочный коврик сдирается.
76. Хойнуң куду когжап келди.
По пазухе вниз сосать вымя пришёл.
77. Кара эртен ыглашкан уругларның
Карааның чажы хүнге катты.
У плакавших с самого утра детей
Слёзы на солнце высохли.
78. Чел-чел, сарыг,
Чел-кудуруу чок сарыг,
Бар-бар, сарыг,
Баш дүгү чок сарыг.
Рыси-рыси, жёлтый,
Без гривы, без хвоста жёлтый,
Иди-иди, жёлтый,
Безволосый жёлтый.
79. Челип-челип, четтирбес,
Черже киргеш, туттурбас.
Скача рысью, не даёт себя догнать,
Войдя в землю, не даёт себя поймать.
80. Чер бажы быдый-быдый,
Чеди теве диргин-диргин,
Оът бажы олбуң-олбуң,
Одус теве диргин-диргин.
Край земли содрогается-содрогается,
Семь верблюдов толпится-толпится,
Верхушка травы колышется-колышется,
Тридцать верблюдов толпится-толпится.
81. Черлер бажы чөлбүң-чалбың,
Чеди теве дирчий-дарчый,
Оран бажы олуң-чолуң,
Он-на теве дирчий-дарчый.
Края земель содрогаются-содрогаются,
Семь верблюдов толпится-толпится,
Далёкая местность шевелится-шевелится,
Десять верблюдов толпится-толпится.
82. Таңды кырындан тарбыдады.
С вершины Танды долго кропит.
83. Дагда дадай лама.
На горе страшный лама.
84. Көгей сыннай берди,
Хөртүк баштай берди.
Через хребет Когей перевалил.
Через сугроб перевалил.
85. Челер-челер боорда,
Чел, кудуруу чок,
Маңнаар-маңнаар боорда,
Макпалчыы чок.
Хоть рысит-рысит,
Гривы, хвоста нет,
Хоть бегает-бегает,
Бабки (лодыжки) нет.
86. Көөрге – көзүлбес,
Тударга – туттунмас,
Базарга – бастынмас.
Смотришь – не видать,
Ловишь – не ловится,
Ступаешь – не ступается.
87. Көөрге – көзүлбес,
Тударга – туттунмас,
Имиртиң кара мөге.
Смотришь – не видать,
Ловишь – не ловится.
Сумеречно-чёрный силач.
88. Чем чивес сараакай,
Черге чорбас сараакай.
Не употребляющий пищу сараакай
Не ходящий по земле сараакай.
89. Дендии күштүг,
Девиденчиг үннүг.
Жутко сильный,
С зычным голосом.
90. Оттуум шагарымга,
Оду шөйдүлеш диди.
Огниво12 высек –
Искра растянулась.
91. Арзылаң аг (хак) диди –
Арга бажы кызаш диди.
Лев рыкнул –
Край леса засверкал.
92. Кыскыл аскыр кыйт диди,
Кызыл довурак пурт диди.
Рыжий жеребец заржал,
Красная пыль поднялась.
93. Эдер-тудар эңгинниг,
Эдип келир бууралыг,
Санап четпес турумнуг,
Дешкилеп кээр бодаганныг.
С ревущим верблюдом,
С верблюдицей, дающей молоко,
С бесчисленным омутом,
С резвящимся верблюжонком.
94. Хөректенип ажынган,
Көстүг кезээн чайганган,
Хөл дег чажыын чаштанган,
Хөрүүн үрүп эшкииргээн.
Громко ругаясь, сердится,
Тлеющей головнёй раскачивается,
Словно озеро, священной жидкостью разбрызгивается,
Вздувая горн13, размахивается.
95. Кедээки сыын кышкырды,
Хемде мыйгак херилди.
В горах марал закричал,
В реке маралуха растянулась.
96. Шилги аскыр чыраалаан,
Кара чонаа арттынган.
Красновато-рыжий жеребец иноходьюпоскакал,
Чёрный потник оставил.
97. Шилги аскыр чыраалаан,
Ширтек чонаа карарган.
Красновато-рыжий жеребец иноходьюпоскакал,
Войлочный потник почернел.
98. Алза, чизе-даа,
Аалынче чанмас.
Хотя попил-поел,
Домой не возвращается.
99. Шаап-шаап,
Шатта кирди,
Челип-челип,
Черде кирди.
Скакал-скакал –
В плоскогорье въехал,
Рысил-рысил –
В землю вошёл.
100. Дүдүк-кара дүндүйдү,
Дүндүйгеш, ыглай берди.
Плесневелый нахмурился,
Нахмурившись, заплакал.
101. Дериткен кижи дээр манады,
Суксаан кижи суксун манады.
Вспотевший человек неба ждёт,
Жаждущий человек воды ждёт.
102. Калбак даштың кырынга
Кыска аът сооттум.
На плоском камне
Короткого коня выдерживал.
103. Октаргайда бызыр-бызыр,
Оът-сиген бызыр-бызыр,
Делегейде догдур-догдур,
Теве мыяа догдур-догдур.
Во вселенной – видимо-невидимо.
Трав-растений – густо-густо,
В мире – стук-стук,
Верблюжий помёт – тук-тук.
104. Дээрден дүштү,
Демир бе, даш бе?
С неба упало:
Железо ли, камень ли?
105. Дээринде шаштыккан
Дендии чараш,
Черинде тептиккен
Черле чараш.
В небо упирающаяся,
Необычайно красивая,
На землю опирающаяся,
По-особому красивая.
106. Боду черде,
Кудуруу дээрде.
Сама на земле.
Хвост на небе.
107. Черде, дээрде шаштыккан
Чеди өңнүг кожаа.
В землю, в небо упирающаяся
Семицветная лента.
108. Өйлеп-өйлеп көстүп келир,
Өң-баазын шокар тоннуг.
Время от времени появляется,
В разноцветно-пёстрой шубе.
109. Дээр аъдының дугазы чараш.
У небесного коня дуга14 красивая.
ОТГАДКИ
1-7. Дээр биле сылдыс. Караңгы дээрде сылдыстар.Небо со звездами. Звезды в ночном, темном небе.
8. Чеди-Хаан сылдыс. Созвездие «Большая Медведица».
9. Чеди шилги дээни «Чеди-Хаан» сылдыс-тыр, дуктуг тайжы – ай-дыр.Созвездие «Большая Медведица, луна
10. Yгepсылдыс.Созвездие «Плеяды».
11-14. Ай. Луна.
15-16. Дүн, хүн. Ночь, день (солнце).
17-19. Даң бажы. Сылдыстар чиде бээрге, айның туруп каары. Рассвет. Звезды исчезают, месяц остается.
20-21. Дээр хаяазында ай, хүн. Аяс көк дээр. Сияние луны, солнца на небе. Ясное синее небо.
22-24. Булут. Облако, туча.
25. Булут, ооң хөлегези. Облако, его тень.
26. Туман, ыш. Туман, дым.
27-34. Хүн. Хүн херелдери. Солнце. Лучи солнца.
35-36. Хүн ажары. Ашкан хүн. Закат солнца. Заходящее солнце.
37-40. Хөлеге. Тень.
41-51. Суг. Хем суу. Аккан суг. Хемниң агымы. Вода. Речная вода. Текущая вода (река). Течение реки.
52. Суг кырында көвүк.Пена на воде.
53. Бии-Хем, Каа-Хем. Большой и Малый Енисей.
54. Улуг-Хем, ооң адырыктары.Енисей, его притоки.
55. Азас-Хем. Река Азас.
56-57. Соок. Мороз.
58-61. Хар, хар хөртүү. Хар чааптарга, кара чер агара бээр. Снег, снежные хлопья (заносы). Снегопад, черная земля побелела.
62. Кодан-тавактап чагган хар.Идущий хлопьями снег.
61-64. Төш бажында хар. Төш бажынга хар чагганы. Заснеженный пень. На пень падает снег.
65. Пөштүң ожуунуң дүжери.Падение снега с ветвей кедра.
66-67. Доштуг хем. Дош чарыы. Замерзающая река. Ледяное сало-шуга.
68. Кылама. Наледь.
69-70. Дош. Лед.
71. Тайга кырында эривес меңги, хар. Вершины горной тайги, покрытые ледниками, снегом.
72-73. Хар. Снег.
74-75. Чазын эрээн ала-хар. Хүн, хар, дош. Таяние снега весной. Солнце, снег, лед.
76. Чоога азы чик черлеп баткан үepсуу. Ложбина, пойма, заливаемые во время половодья.
77. Эртенги шалың. Утренняя роса.
78-81. Чиргилчин, туман. Марево, мираж; туман.
82. Дүвү, дымыраашкын. Вьюга, изморось.
83-88. Хат, шуурган. Хат хадыыры. Ветер, буря. Дуновение ветра.
89. Диңмирээшкин. Гром.
90. Кызаңнаашкын. Молния.
91-92. Диңмирээшкин, чаңнык (кызаңнаашкын). Гром, молния.
93. Будут, диңмирээшкин, чаашкын, долу. Облако, туча; гром, дождь, град.
94. Диңмирээшкин, кызаңнаашкын, чаашкын, хат. Гром, молния, дождь, ветер.
95. Диңмирээшкин, үep.Гром, наводнение.
96-98. Өрт. Пожар.
99. Чаъс.Дождь.
100. Кара булут, чаъс. Дождевая туча, дождь.
101. Чаъс. Дождь.
102. Чаъс. Дождь в тайге.
103. Сылдыстар, долу. Звезды, град.
104. Долу.Град.
105-109. Челээш. Радуга.
Предварительный просмотр:
поговорки
О дружбе
Дружные сороки и верблюда одолеют.
К ветвистому дереву птицы слетаются,
В приветливой юрте народ собирается.
Одежда хороша новая,
Друг – старый.
С другом от беды отобьюсь,
С другом ничего не боюсь!
Сносится одежда – почини.
Другу в час беды не измени.
О семье
Оперится орлёнок – всюду полетает.
Подрастёт ребёнок – всюду побывает.
Задние копыта по следу передних идут.
Чего мать не видела – дочь увидит.
Чего отец не видел – сын увидит.
Верблюд старится,
Верблюжонок растёт.
Войлок растянется,
Человек вырастет.
Уши первыми вырастают,
Да рога их потом обгоняют.
Вырастает конь из жеребёнка,
Человек – из малого ребёнка.
Из облаков луч солнца нежно светит.
Взор матери милей всего на свете.
Мать о детях заботится,
Дети – в степи торопятся.
Птица гнездо стережёт,
Детей человек бережёт.
Человек в беде тянется к родне.
Имеет сыновей – всю правду сразу скажет.
Имеет дочерей – намёками привяжет.
Воронята черны,
Да вороне родны.
О трудолюбии и лени
В песне душа раскрывается,
Сила в труде проявляется.
Слава его перевал перейдёт,
Слух о нём реку переплывёт.
Кто рано поутру встаёт –
Коня с седлом себе найдёт.
От работы бежишь – в нужду впадёшь.
От ученья бежишь – в беду попадёшь.
Работу любишь – доволен будешь.
Без толку болтаешь – день потеряешь.
Ведро припаси – хоть нету коров.
Хоть нету коня – аркан приготовь.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Тувинская утварь»
Цели: закреплять и расширять знания о бытовых условиях юрты, национальной утвари, совершенствовать речь на тувинском и русском языках, развивать память, моторику, самостоятельность в работе, инициативность, воспитывать любовь к родному краю, дружеское отношения, культурные навыки.
Методические приемы: вопросы- ответ,, мотивация, практический, рассматривание предметов быта, игровой, беседа, продуктивный.
Материал: тувинский уголок, посуда, шапочки для игры, шаблон когержика с контуром узора (2),элементы национального узора из картона, клей ,клеенки, салфетки, музыка и презентация по теме.
Предварительная работа: игры: « Верблюд и верблюжонок», « «жарим ячмень», « кулачка», «матпаадыр»разучивание пословиц , подготовка персонажа для занятия, беседа о Туве .
Словарная работая: когержик ,согаш, деспи, Тыва, , пиала, далган, чай, соль, меандр, рога барана.
Ход занятия:
Орг момент
-Добрый день, друзья
Рада видеть всех вас я,
Сегодня у нас необычное занятие, садитесь пожалуйста, поудобнее.
-Дети, сейчас я вам прочитаю стихотворение Зои Намзырай внимательно слушаем:
За горными хребтами
Недвижны времена
Там юрта моей мамы
Белеет, как луна.
Ребята, о чем говориться в этом стихотворении? Как называется республика, в которой мы живем? А город?
- Сюрпризный момент . ( девочка в русском сарафане заходит в группу).
-давайте поздороваемся с ней( дети здороваются на тувинском и русском языке) , познакомимся.
- как зовут тебя ?, расскажи о себе?.
- Здравствуйте меня зовут Аня, я живу в Кызыле, в русской избе , я русской национальности, а вы где живете?
Мы тебя хотим пригласить в национальное тувинское жилье,которое называется ЮРТА.Снаружи и внутри ее утепляют теплым материалом- войлоком(по тувински кидис)(показ макета)в ней есть печка с трубой, через которую выходит дым.
Кто скажет какую форму имеет юрта? (круглую) Правильно,поэтому и мебель стоит по кругу. А кто скажет что такое утварь? ( Это предметы первой необходимости человеку – посуда и различные тары),как думаете где хранятся тувинская утварь? ( в посудных шкафах, которые называются улгуур) Тувинцы гостеприимный народ, если приходят гости,что делают хозяева?(угощают чаем)
Чай находится в чайнике который называется- домбу, а наливают чай в пиалы- аяк, она сделана из фарфора. Аяк также может быть из дерева – малдар-аяк,куда можно налить чай, суп,но чаще молоко для обряда-пожелания благополучия.Для обряда еще нужна деревянная ложка, которая называется тос-карак «Оршээ бурган, эки чуве бээр дурзун, багай чуве ынай турзун»
Когээржик – красивая кожаная посуда, для жидкости . Изготовить, прокоптить хороший когээржик мог лишь талантливый мастер. А большинство домашней посуды приходилось делать самому главе семьи. Вот почему большинство мужчин тувинцев прошлого имели хорошие руки. Это миниатюрный когээржик- хойлаарак, который носил наездник – кочевник за пазухой с каким либо питьем.
Согааш - бала – ступка и пестик в них растирают зерно, для приготовления тараа и далган. Давайте попробуем и мы измельчить зерно в крупу?(дать детям попробовать измельчить зерно).Трудно?
Уур, шаавыр – то же самое,только из металла, большей частью для толчения кирпичного чая и каменной соли.Чай и соль хранят в специальных кожаных мешочках.
Деспи – деревянное корыто. Такое корыто у тувинцев было самым распространенным. Оно нужно всюду: при приготовлении тараа, далган, мясных продуктов, замешивания теста т.д.
Ребята, давайте вместе с Аней поиграем в игру «Жарить ячмень». Указательным пальцем правой руки будем перемешивать зернышки, ладошкой левой руки будем хлопать по колену.Попробуем?
Игра «Кулаки и пальцы»(на счет раз, два, три, четыре, пять ладонь должна поймать пальцы и зажать в кулак, кто не успел спрятать пальцы в кулак тот выбывает из игры).
Подвижная игра «Верблюд и верблюжонок»
2 часть Развивающая игра « Узнай и назови» (презентация)
3 часть. Как мы уже говорили, тувинцы очень гостеприимный народ, поэтому в честь того, что ты к нам пришла в гости мы хотим сделать тебе подарок. Сделаем подарок Ане? Давайте украсим когержик национальным орнаментом, который называется меандр. Перед тем, как приступить к работе давайте поиграем в пальчиковую игру «Матпаадыр» (разделить детей на группы, одни украшают одну половину, другие вторую)Самостоятельная работа. Фонограмма.(обе части склеиваются) Вручают подарок .
Рефлексия : Познакомили ли мы Аню с национальной тувинской утварью? Понравилось ли вам рассказывать об известных вещах, подружились ли мы с Аней? Давайте вспомним пословицы о дружбе на 2х языках.
А теперь приглашаем всех пить чай с молоком.
Предварительный просмотр:
Республика Тыва
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №24»
Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»
Подготовили:
Кринская Лидия Петровна,
учитель-дефектолог, стаж 33 года;
Монгуш Надежда Сергеевна,
учитель-логопед, стаж 3 года
г. Кызыл, 2019
Аннотация
В статье приводятся результаты применения тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство», а именно – игрового модуля «Баламетрикс», в педагогической практике работы с детьми с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья в условиях МДОУ «Детский сад №24» города Кызыла за 2017-2018 учебный год.
Новизна применения инновационных технологий стала для учителей серьезным подспорьем в логопедической и дефектологической практике.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый может чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланкет
Богат и разнообразен мир игры. Игра – это не только метод обучения, развития, но и метод коррекции нарушений, активно используемый в педагогической практике с детьми с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Именно в игре можно наиболее эффективно осуществлять коррекционное воздействие на интеллектуальное, психическое, личностное и речевое развитие детей, если у них отмечается гипер- или гиподинамия, существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация, выявляются недостатки психических функций: зрительной памяти, концентрации и устойчивости внимания, выполнение физических упражнений вызывает большие затруднения, связанные с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером, при этом страдает техника выполнения основных видов движений, наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. В связи с этим, представление результатов применения современных инновационных технологий при работе с данной группой детей становится особенно актуальным.
Целью деятельности при этом является коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности, укрепление и сохранение здоровья.
Задачи:
- Развивать рече-двигательные навыки, связную речь, зрительное внимание, тонкую и общую моторику, творческую деятельность, психические процессы, стимулировать деятельность вестибулярного аппарата;
- Стимулировать речевую активность детей, обучать навыкам релаксации, способам поднятия настроения;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
В 2017-2018 учебном году в коррекционной группе МДОУ «Детский сад №24» обучалось 18 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Организация развивающего и обучающего процесса этих детей построена на индивидуальном подходе с учетом особенностей каждого ребенка. При этом выстроена система дифференцированности учебного процесса для обеспечения детям субъективных переживаний успеха на фоне определенной затраты усилий. Задания увеличиваются пропорционально возрастающим возможностям. Основная квалификация деления ребят с ЗПР и ОВЗ:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушением слуха;
- с нарушением зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения.
Работа с этими детьми невероятно кропотлива и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует индивидуальной программы развития, основными принципами которой являются:
- психологическая безопасность;
- помощь в приспособлении к окружающим условиям;
- единство совместной деятельности;
- мотивирование ребенка к учебному процессу.
Одним из инновационных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».
До недавнего времени считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений, но ученые доказали, что мозжечок также отвечает за интеллект, развитие внимания и речи ребенка. Метод мозжечковой стимуляции представляет собой комплекс упражнений на специальном тренажере «Баламетрикс», который позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций.
Программа мозжечкового стимулирования опирается на 3 аспекта: психологический, дидактический и инструментально-технический. Педагогическим составом коррекционной группы решено объединить все 3 аспекта и внедрить в деятельность совместную работу учителя-дефектолога, учителя-логопеда, основной целью которой является развитие участков головного мозга, которые отвечают за формирование высших психических функций. После объединения этих 3 аспектов, при знании, что эта методика совершенствует работу мозжечка и формирует большое количество новых нейронных связей, за основу взято специально разработанное устройство - балансирующая доска «Баламетрикс».
Занятия на тренажере должны обязательно проходить под контролем медицинского работника с курсом лечебно-физической культуры. Учитель-дефектолог и учитель-логопед, как специалисты играли ключевую роль в тренинге, следили за техникой безопасности при выполнении упражнений, рассказывали и показывали выполнение каждого упражнения, подбирали оптимальный уровень сложности, управляли последовательностью упражнений, мотивируя каждого ребенка на результат. Сначала выполнялись самые легкие задания, продвигаясь дальше, упражнения постепенно усложнялись.
На диаграмме 1 представлена динамика развития детей с ОВЗ МДОУ «Детский сад №24» за 2017-2018 учебный год после применения тренажера «Баламетрикс». Из нее видно, что показатели фонетики, моторики, коррекции речи с движением и эмоции к концу года значительно повысились в сравнении с данными на начало года (до работы с тренажером).
Диаграмма 1.
Основные блоки программы мозжечковой стимуляции:
Программа занятий состоит из 6 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования :
1–й блок: «Освоение балансировочной доски Белгау»
2–й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»
3–й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»
4–й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»
5–й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»
6–й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»
В результате занятий на балансировочной доске «Баламетрикс» у детей улучшается моторно-зрительная координация, синхронизируются двигательные и интеллектуальные способности ребенка, улучшается концентрация внимания, отмечается развитие пространственного воображения и повышение уровня интеллекта.
Мозжечковая стимуляция – это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность.
В настоящий момент учебный процесс в детском саду находится в процессе апробации данной методики. Приобретается необходимое оборудование по программе мозжечковой стимуляции.
Совместно с тренажером «Баламетрикс» педагогами коррекционной группы МДОУ «Детский сад №24» применялись в работе такие современные инновационные технологии, как «Чудо-куб», комбинированная силовая сетка, набор «Цилиндр» и другие. Как показала практика, применение комбинированных инновационных педагогических технологий дает огромный эффект.
После применения технологии «Чудо-куб» дети с ЗПР и ОВЗ смогли самостоятельно включаться в игру, стали играть вдумчиво и заманчиво, данная технология дала детям возможность ощутить уверенность в своих силах и возможность раскрепоститься. Улучшилось тактильное восприятие, они приобрели навыки по шнуровке ботинок, застегиванию пуговиц, научились открывать и закрывать замочки, закрепили цвета. Речь обогатилась как количественно, так и качественно.
С помощью комбинированной силовой сетки производятся разнообразные упражнения как для всей руки и кисти, так и для одного пальца: сгибание пальцев, сжатие кисти в кулак. Комбинированная силовая сетка дала возможность детям развить мышечную силу и тонус рук.
При использовании набора «Цилиндр» для стимуляции развития тактильной чувствительности можно сделать вывод, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, как память, воображение, мышление. Развитая сенсорика составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
Но достижение коррекционно-развивающего эффекта только со стороны педагога недостаточно для позитивной динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы педагогического коллектива и воспитания в семье. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем возрасте. Ребенок рука об руку со взрослым будет подниматься по ступеням своего развития, используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого нового дня.
Таким образом, при применении современных инновационных педагогических технологий в условиях коррекционной группы МДОУ «Детский сад №24» города Кызыла удалось:
- Добиться за достаточно короткое время положительной динамики в коррекции проблем развития детей;
- Установить коррекцию индивидуального плана работы с ребенком;
- Разработать программно-методическое сопровождение детей с нарушениями по направлению – в коррекции эмоционального состояния дошкольника, мозжечковой стимуляции с сенсомоторным развитием, коррекционно-развивающей технологии на основе игр;
- Разработать программу оказания помощи родителям детей с ЗПР и ОВЗ.
После достижения таких успехов существенно вырос уровень доверия родителей к детскому саду. И педагоги, и родители, и дети вместе, шаг за шагом учатся преодолевать сложности и искать решение проблем.
Список используемой литературы:
1 Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А., Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.
2 Измайлова А. Х. Возможности применения комплекса "Learning breakthrough kit" (balametrics) в коррекционно-развивающей работе с детьми: Методическое пособие /А. Х. Измайлова, Н. В. Давыденко, Д. И. Скрипко; Ассоц. детских нейропсихологов г. Москвы (ООО "Детские нейропсхологи г. Москвы"). - Москва : УНИСЕРВ, 2016. - 111 с.
3 Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.
4 Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.
5 Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru.
6 Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya- stimulyatsiya/
7 Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи о детях и для детей
Данные стихотворения предназначены для чтения детям от 5-6 лет, легко разучиваются наизусть, обыгрываются вне занятий в свободное время...
Презентация "Красивые стихи для детей о зиме" для детей дошкольного возраста.
В презентации имеютс красивые стихи для детей о зимнем периоде времени. Стихи, известных русских классиков, таких как: А.Пушкина, И.Сурикова, так и современных авторов Э.Мошковской, А. Уса...
"Полезные советы в стихах для детей" буклет для детей
Буклет для детей...
Стихи для детей о детях
Стихи предназначены для прочитывания детям в минуты досуга в воспитательных целях...
Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи
Сочиняю стихи для детей и для взрослых, пишу сказки....
"Салют стихов" Сборник стихов для детей дошкольного возраста
В пособии собраны стихи, которые могут быть использованы при проведении праздничных мероприятий в детском саду...
27.04.2020 г Стихи для детей к Дню Победы (для детей старшей и подготовительной групп)
ДЕНЬ ПОБЕДЫ!На этой странице собраны стихи для детей о Великой Отечественной Войне, о Победе, о празднике 9 мая, о воинах, о ветеранах, о братских могилах и обелисках, о вечном огне и о подвиге солдат...