Конспект "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное
учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 10
муниципального образования Каневской район
Конспект
Образовательная область Познание.
(Формирование целостной картины мира – ознакомление с природой)
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,
«Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».
Подготовительная к школе группа.
Тема : «Зимушка - зима».
Приготовила и провела
воспитатель
Федулова Н.Н.
ст. Каневская 2014
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).
2. Формирование навыков сотрудничества , доброжелательности .
3. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и зимующих птицах, их приспособлении к условиям жизни .
Развивающие задачи:
1. Развитие памяти , внимания , фонетического восприятия .
2. Совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные задачи:
1.. Формирование навыков сотрудничества , доброжелательности .
2. Закрепление умений выполнять аппликацию из манки .
3. Воспитывать внимательность и старание в работе.
4. Воспитывать интерес к миру природы .
Предварительная работа :
Наблюдение на прогулке за явлениями природы (ветер , метель , снегопад , образование сосулек и т.д.).
Оборудование :
Мнемотаблица о приметах зимы , презентация «Дикие животные» , «Зимующие птицы» , ёлка с шарами, мультимедийное оборудование , диск с записью скрипа снега .
Раздаточный материал :
Карточки с контурами для аппликации , цветная манка .
Ход образовательной деятельности.
Звучат звуки вьюги .
Воспитатель: Ребята знакомы ли вам эти звуки?
Дети: Да знакомы.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, запасы на зиму делает белка. Подготовка к зиме у этого грызуна начинается задолго до ее начала. Живет белка в дуплах деревьев, куда она носит грибы, орехи, солому, чтобы зимой ей было тепло и сытно. Зимой она не спит, меняет окраску на светло-серую шубку., сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. Зимой ночь длиннее, а день короче. Даже, посмотрев в окно, мы сразу же увидим, что на улице зима. Какие приметы зимы вы знаете?
Дети: Холодно, мороз, холодный ветер.
Воспитатель: Что вы слышите ?
Дети: Звуки сильного ветра , вьюги , метели .
Воспитатель: Посмотрите , эта таблица поможет вам определить ,какая бывает зима. (Используется мнемотаблица.)
Воспитатель: Какое время года зашифровано ?
Дети: Зима.
Воспитатель: Да , это зима . Как вы догадались ?
(Дети рассказывают по мнемотаблице.)
Рассматривание мнемотаблицы «Зима». (СЛАЙД№3)
1-Наступила зима. 2-Небо закрыто серыми темными тучами. 3-Часто идет холодный снег.4- Девочки и мальчики идут гулять на улицу.5- Они лепят из снега снежки и снежную бабу. 6-Зимой ребята катаются на санках и коньках.
Воспитатель: Правильно , молодцы . А какие зимние месяцы вы знаете ?
Дети: Декабрь , январь . февраль .
Воспитатель: Скажите , пожалуйста , как называются животные , которые живут в лесу ?
Дети: Дикими.
Воспитатель: Каких животных вы знаете ?
Дети: Лиса , заяц , волк , медведь, белка. (Показ слайдов №4,5,6.7.8.9.)
Воспитатель:- Чем они питаются зимой ?
Дети: Мышами ; кора деревьев зайцами ; шишками , орехами , желудями.
Воспитатель: Кто из перечисленных диких животных уходит в спячку?
Дети: Медведь.
Воспитатель:- Медведь относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку. Происходит это от того, что медведи не делают запасов на зиму. Они в основном употребляют растительную пищу, но с приходом зимы она пропадает. За теплое время года медведи накапливают достаточный слой жира в своем теле. Когда медведи не могут найти себе достаточное количество пищи, они заползают глубоко в берлогу и засыпают до наступления тепла. В это время медведь совсем не питается, а живет за счет накопленного за лето жира.
Спячка не похожа на настоящий сон. Во время спячки температура тела животного снижается, дыхание замедляется, а сердце еле бьется. С наступлением весны, погода изменяется, температура воздуха становится выше, из-за этого медведи просыпаются, выползают из берлоги и начинают снова нормально питаться.
Рассматривание мнемотаблицы «Зима». (СЛАЙД№10)
1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5- дуют холодные ветры, 6- звери в лесу сменили окраску шерсти, 7- дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках
Воспитатель:- Каких зимующих птиц вы знаете ?
Дети: Дятел , синица , воробей , ворона, снегирь и т.д.
(Показ слайдов №11,12,13,14,15,16,17,18.)
Воспитатель:- Чем они питаются зимой ?
Дети: (Ягодами , семечками из шишек .)
Звучит скрип снега .
Воспитатель:- Кто же может к нам прийти , а ? (Дети размышляют.)
А чтобы вы точно отгадали кто это , я прочту загадку . Загадка про снеговика :
Мы слепили снежный ком ,
Шляпу сделали на нём ,
Нос приделали и вмиг
Получился … (Снеговик.)
Снеговик : - Здравствуйте , дети , я снеговик , лучший друг Зимы . Хотите поиграть со мной ?
Дети:- Да !
Снеговик : - Я буду вам говорить , а вы будете выполнять движения.
(Имитируют движения.)
Снежинки . Дети приседают , берут снег , формируют
комочки ладонями , бросают .
Снежинки . Приседают , руки как будто падает снег .
Лыжи . Имитируют движение лыжников .
Вьюга . Дуют и кружатся .
Валенки . Прыгают на одной ноге .Сначала по порядку ,
потом вразброс .
Снеговик : - Какие внимательные , что-то мне стало жарко , охладите меня скорее , а то я растаю .
Воспитатель:- Назовите скорее слова от которых становится холодно .
Дети: (Сосулька , льдина , снег , лавина , метель , ветер , иней , снежинки и т.д.)
Снеговик : - Как хорошо стало , люблю я зимние игры . Очень весело у вас, но настал прощанья час. Побегу к своим дружкам, озорным снеговикам. Без меня вы не скучайте, а занятие продолжайте.
Воспитатель:- Ребята , попрощайтесь со снеговиком .А какой праздник отмечают зимой ?
Дети:- Новый год !
Воспитатель:- Кто приходит в Новый год ?
Дети:- Дед Мороз , Снегурочка .
Воспитатель:- Какое дерево наряжают на этот праздник ? Ёлку . И у нас на занятии тоже есть ёлка , смотрите . Она тоже украшена шарами. Ёлочка даёт нам задание . Давайте его послушаем, кто сможет прочесть стихи о ёлочке!
Мы все на ёлочку любуемся сегодня,
Она нам дарит дивный аромат,
И самый лучший праздник новогодний
Приходит вместе с нею в детский сад!
Физкультминутка . «Снежок».
Снег сегодня шёл с утра. Руки вверх-вниз.
Рада снегу детвора . Хлопают в ладоши .
Снег на ветках , на дорожках , Руки вверх , руки вниз, присесть .
На носу и на ладошках . Показывают нос и ладошки .
III. Изготовление открыток .
Воспитатель . - Ребята , а что можно подарить на Новый год ? (Открытку , поделку , конфеты , подарок и т.д.) Мы сейчас с вами сделаем открытки , которые вы подарите кому-нибудь , или напишите на них своё пожелание Деду Морозу . Аппликацию будем выполнять из цветной манки .
(Дети работают под спокойную музыку.)
- А теперь разложим готовые работы так , чтобы получилась одна композиция . Молодцы , со всеми заданиями справились . Вам понравилось занятие ?
IV. Итог занятия .
Воспитатель:- Ребята давайте уточним какое представление, мы имеем о состоянии погоды зимой?
Дети: Холодно, мороз, холодный ветер, снег падает хлопьями.
Воспитатель: Какая зимой длительность дня?
Дети: Зимой ночь длиннее, а день короче.
Воспитатель: О каких животных мы с вами говорили?
Дети: Мы говорили о диких животных.
Воспитатель: Назовите птиц которые остаются зимовать?
Дети: Воробей, дятел, синица, ворона, снегирь.
Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости ?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: - Что ещё мы делали на занятии ?
Дети: Мы делали открытки.
Воспитатель: Что было изображено на ваших открытках?
Дети: Ёлочка.
Воспитатель: Чем вы выполняли аппликацию?
Дети: Цветной манной крупой.
Воспитатель: Ребята, я считаю, что с занятием вы справились. Теперь, мы вернёмся в группу и дополним наши открытки праздничным поздравлением.