Конспект "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Федулова Наталья Николаевна

«Зимушка - зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 10

муниципального образования Каневской район

Конспект

Образовательная область Познание.

(Формирование целостной картины мира – ознакомление с природой)

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,

«Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».

Подготовительная к школе группа.

Тема : «Зимушка - зима».

Приготовила и провела

воспитатель

Федулова Н.Н.

ст. Каневская 2014

Программное содержание: 

Обучающие задачи:

1. Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).

2. Формирование навыков сотрудничества , доброжелательности .

3. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и зимующих птицах, их приспособлении к условиям жизни .

Развивающие задачи:

1. Развитие памяти , внимания , фонетического восприятия .

2. Совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные задачи: 

1.. Формирование навыков сотрудничества , доброжелательности .

2. Закрепление умений выполнять аппликацию из манки .

3. Воспитывать внимательность и старание в работе. 

4.  Воспитывать интерес к миру природы .

Предварительная работа :

Наблюдение на прогулке за явлениями природы (ветер , метель , снегопад , образование сосулек и т.д.).

Оборудование :

Мнемотаблица о приметах зимы , презентация «Дикие животные» , «Зимующие птицы» , ёлка с шарами,   мультимедийное  оборудование , диск с записью скрипа снега .

Раздаточный материал :

Карточки с контурами для аппликации , цветная манка .

 

 

Ход образовательной деятельности.

Звучат звуки вьюги .

Воспитатель: Ребята знакомы ли вам эти звуки? 

Дети: Да знакомы.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно.  У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, запасы на зиму делает белка. Подготовка к зиме у этого грызуна начинается задолго до ее начала. Живет белка в дуплах деревьев, куда она носит грибы, орехи, солому, чтобы  зимой ей было тепло и сытно. Зимой она не спит, меняет окраску на светло-серую шубку., сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. Зимой ночь длиннее, а день короче. Даже, посмотрев в окно, мы сразу же увидим, что на улице зима. Какие приметы зимы вы знаете?

Дети: Холодно, мороз, холодный ветер.

Воспитатель: Что вы слышите ?  

Дети: Звуки сильного ветра , вьюги , метели .

Воспитатель: Посмотрите , эта таблица поможет вам определить ,какая бывает зима. (Используется мнемотаблица.)  

Воспитатель: Какое время года зашифровано ?

Дети: Зима.

Воспитатель: Да , это зима . Как вы догадались ?  

(Дети рассказывают по мнемотаблице.)

Рассматривание мнемотаблицы «Зима». (СЛАЙД№3)

1-Наступила зима. 2-Небо закрыто серыми темными тучами. 3-Часто идет холодный снег.4- Девочки и мальчики идут гулять на улицу.5- Они лепят из снега снежки и снежную бабу. 6-Зимой ребята катаются на санках и коньках.

Воспитатель: Правильно , молодцы . А какие зимние месяцы вы знаете ?

Дети: Декабрь , январь . февраль .

Воспитатель: Скажите , пожалуйста , как называются животные , которые живут в лесу ?

Дети: Дикими.

Воспитатель: Каких животных вы знаете ?

Дети: Лиса , заяц , волк , медведь, белка. (Показ слайдов №4,5,6.7.8.9.)

Воспитатель:- Чем они питаются зимой ?

Дети: Мышами ; кора деревьев зайцами ; шишками , орехами , желудями.

Воспитатель: Кто из перечисленных диких животных уходит в спячку?

Дети: Медведь.

Воспитатель:- Медведь относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку. Происходит это от того, что медведи не делают запасов на зиму. Они в основном употребляют растительную пищу, но с приходом зимы она пропадает. За теплое время года медведи накапливают достаточный слой жира в своем теле. Когда медведи не могут найти себе достаточное количество пищи, они заползают глубоко в берлогу и засыпают до наступления тепла. В это время медведь совсем не питается, а живет за счет накопленного за лето жира. 
Спячка не похожа на настоящий сон. Во время спячки температура тела животного снижается, дыхание замедляется, а сердце еле бьется. С наступлением весны, погода изменяется, температура воздуха становится выше, из-за этого медведи просыпаются, выползают из берлоги и начинают снова нормально питаться.

Рассматривание мнемотаблицы «Зима». (СЛАЙД№10)

1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5- дуют холодные ветры, 6- звери в лесу сменили окраску шерсти, 7- дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках

Воспитатель:- Каких зимующих птиц вы знаете ?

Дети: Дятел , синица , воробей , ворона, снегирь и т.д.

(Показ слайдов №11,12,13,14,15,16,17,18.)

Воспитатель:- Чем они питаются зимой ?

 Дети: (Ягодами , семечками из шишек .)

                           Звучит скрип снега .

Воспитатель:- Кто же может к нам прийти , а ?  (Дети размышляют.)

А чтобы вы точно отгадали кто это , я прочту загадку . Загадка про снеговика :                

        

                          Мы слепили снежный ком ,

                        Шляпу сделали на нём ,

                        Нос приделали и вмиг

                        Получился … (Снеговик.)

Снеговик :        - Здравствуйте , дети , я снеговик , лучший друг Зимы . Хотите поиграть со мной ?

Дети:- Да !

Снеговик :        - Я буду вам говорить , а вы будете выполнять движения.

          (Имитируют движения.)

Снежинки .                        Дети приседают , берут снег , формируют

комочки ладонями , бросают .

Снежинки .                        Приседают , руки как будто падает снег .

Лыжи .                                Имитируют движение лыжников .

Вьюга .                                Дуют и кружатся .

Валенки .                                Прыгают на одной ноге .Сначала по порядку ,

потом вразброс .

Снеговик :        - Какие внимательные , что-то мне стало жарко , охладите меня скорее , а то я растаю .

Воспитатель:- Назовите скорее слова от которых становится холодно .

Дети: (Сосулька , льдина , снег , лавина , метель , ветер , иней , снежинки и т.д.)

Снеговик :        - Как хорошо стало , люблю я зимние игры . Очень весело у вас, но настал прощанья час. Побегу к своим дружкам, озорным снеговикам. Без меня вы не скучайте, а занятие продолжайте.

Воспитатель:- Ребята , попрощайтесь со снеговиком .А какой праздник отмечают зимой ?

Дети:- Новый год !

Воспитатель:- Кто приходит в Новый год ?

Дети:- Дед Мороз , Снегурочка .

Воспитатель:- Какое дерево наряжают на этот праздник ?  Ёлку . И у нас на занятии тоже есть ёлка , смотрите . Она тоже украшена шарами.  Ёлочка даёт нам задание . Давайте его послушаем, кто сможет прочесть стихи о ёлочке!

Мы все на ёлочку любуемся сегодня,

Она нам дарит дивный аромат,

И самый лучший праздник новогодний

Приходит вместе с нею в детский сад!

Физкультминутка .   «Снежок».

Снег сегодня шёл с утра.                Руки вверх-вниз.

Рада снегу детвора .                        Хлопают в ладоши .

Снег на ветках , на дорожках ,        Руки вверх , руки вниз, присесть .

На носу и на ладошках .                Показывают нос и ладошки .

III.  Изготовление открыток .

Воспитатель .         - Ребята , а что можно подарить на Новый год ? (Открытку , поделку , конфеты , подарок и т.д.)  Мы сейчас с вами сделаем открытки , которые вы подарите кому-нибудь , или напишите на них своё пожелание Деду Морозу . Аппликацию будем выполнять из цветной манки .

(Дети работают под спокойную музыку.)

- А теперь разложим готовые работы так , чтобы получилась одна композиция . Молодцы , со всеми заданиями справились . Вам понравилось занятие ?

IV.  Итог занятия .

Воспитатель:- Ребята давайте уточним какое представление, мы имеем о состоянии погоды зимой?

Дети: Холодно, мороз, холодный ветер, снег падает хлопьями.

Воспитатель: Какая зимой длительность дня?

Дети: Зимой ночь длиннее, а день короче.

Воспитатель: О каких животных мы с вами говорили?        

Дети: Мы говорили о диких животных.

Воспитатель: Назовите птиц которые остаются зимовать?

Дети: Воробей, дятел, синица, ворона, снегирь.

Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости ?

Дети: Снеговик.

Воспитатель: - Что ещё мы делали на занятии ?

Дети: Мы делали открытки. 

Воспитатель: Что было изображено на ваших открытках?

Дети: Ёлочка.

Воспитатель: Чем вы выполняли аппликацию?

Дети: Цветной манной крупой.

Воспитатель: Ребята, я считаю, что с занятием вы справились. Теперь, мы вернёмся в группу и дополним наши открытки праздничным поздравлением.