Дидактичекая игра как средство обучения детей раннего возраста.
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

Пермякова Татьяна Сергеевна

Наиболее характерной формой обучения  для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогике. Благодаря народной мудрости появилось много обучающих игр, сочетающих  одновременно в  себе: движение, песню, пальчиковую гимнастику. В дидактических играх содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача, содержание, игровые действия, правила, результат, но  проявляются  они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра
была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,
но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила
формированию его способностей»
А.В. Запорожец

В связи с принятием в последнее время новых нормативно – правовых актов на государственном уровне перед  нами – педагогами, работающими в группах раннего возраста,  встала задача  -   всестороннего развития  детей раннего возраста  с соблюдением   федеральных государственных требований.  Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей от 1,5 до 2 лет,  организую непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность и самостоятельную деятельность.    В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности у малышей  формирую  новые знания, умения наблюдать за окружающим миром, учу слушать, слышать и  подражать  моим  действиям, развиваю память, внимание, умение самостоятельно решать поставленные перед ними  задачи, проявлять творческую инициативу, любознательность насколько это возможно в данном возрастном периоде.   Все эти умения необходимы моим воспитанникам   для дальнейшего обучения потом в  детском саду.

 Зная, что в  раннем возрасте внимание малыша в основном непроизвольное,  стараюсь  обучение проводить в  игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес к  поставленной  задаче, обязательно создавая при этом  положительный эмоциональный фон.  Обращаю ваше внимание, что при организации непосредственно образовательной деятельности (НОД)   с детьми второго года жизни важен тщательный учет индивидуальных  особенностей детей. На втором году жизни устойчивость внимания у детей ещё не достаточно высокая, поэтому  способность сосредотачиваться тренирую, используя  дидактические  игры.

Наиболее характерной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой  кроются в недрах народной педагогики.  Благодаря народной мудрости появилось много обучающих игр,  сочетающих одновременно в себе: движение, песню, пальчиковую гимнастику.  
В дидактических играх для детей раннего возраста  содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача или замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего возраста.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

 Количество детей,  охваченных дидактической игрой,   зависит от их возраста и материала, над которым  мы будем  работать. Объединения детей  в небольшие группы возможно лишь в том случае,  если каждый ребенок уже прошёл свой период адаптации,  готов к обучению, умеет смотреть,  слушать и  действовать по показу взрослого.  Обращаю ваше внимание, что с  детьми, вновь пришедшими в дошкольное учреждение, следует организовать  индивидуальную работу,  чтобы познакомиться с их возможностями.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх, но,  как показала практика,  наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные непосредственно образовательная деятельность,  игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. С уверенностью могу сказать, что   на втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если ты  ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я  побуждаю  их к воспроизведению  показанных  мною действий,  сказанных слов.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражания своим действиям и словам, учу детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, стараюсь  закладывать  первые начала в развитии такого важного интегративного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и организованной непосредственно образовательной деятельности, ждет их, радуется им. В игре и в процессе НОД  ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая и  рассказывая детям, я  раскрываю  перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых), знакомлю  с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому  в ходе организованной образовательной деятельности и  в игре ставлю задачу – научить детей слушать и понимать обращенную к  ним речь и побуждаю их к тому, чтобы сами пользовались речью.

Работая с детьми раннего возраста, убедилась на практике - особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что в начале  дается нелегко. Сначала ребенка приучаю делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у других  игрушек.  Постепенно не сразу, но малыши   привыкают  к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Также постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формирую  навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т.п.

Дидактические игры и упражнения имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Стараюсь подбирать и оформлять  дидактический  материал, игрушки такого качества, чтобы они служили  целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр и упражнений  прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр и упражнений помню, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка.

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Дидактическая игра, позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.  Любая игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста.  В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Функции дидактической игры – это:

2

 

Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников.

Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети,  играя, учатся.

Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса и  осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Рассмотрим  специфику использования дидактической игры как метода обучения детей раннего возраста.                                                                                                                                                         Дидактическая игра как игровой метод обучения  в раннем возрасте рассматривается в двух видах: игры-занятия и непосредственно  дидактические или автодидактические игры.  В первом случае ведущая роль принадлежит мне – воспитателю. Для повышения у детей интереса к занятию я  использую разнообразные игровые приемы, создаю  игровую ситуацию, вношу  элементы сюрпризных моментов. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетаю с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.  С помощью игр-занятий  мы  не только передаём  определенные знания, формируем представления, но и учим  малышей  играть.  

Основой для игр детей служат сформированные  представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные  игры.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами,
  • настольно-печатные,
  • словесные игры.

В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», доктора в игре «Больница».  Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях.

Настольно-печатные игры  -  интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Словесные игры вводим постепенно, ближе к концу 2 года жизни.   В таких играх учу детей, опираясь на имеющиеся  у них представления о предметах, углубляю  знания о них. В словесных играх  требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Хочу обратить ваше внимание, что обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.  Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

В практике работы ДОУ  в группах раннего возраста сложились следующие типы непосредственно образовательной деятельности:

  • НОД в форме дидактических игр;
  • НОД в форме дидактических упражнений;
  • НОД в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим  в данной непосредственно образовательной деятельности:  дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе НОД  воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.

НОД  в форме дидактических игр широко применяется,  в как в группах раннего,  так и в группах младшего дошкольного возраста. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.  Пользуясь  в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия,  применяю сюрпризные моменты, ввожу  игровые образы, создаю  игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчиваю. Упражнения  с дидактическим материалом,  хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

НОД  в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью.

НОД в форме дидактических упражнений используется во всех возрастных группах, в том числе и в группах раннего возраста.  Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им представлений.

НОД  в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Методика использования дидактических игр как формы обучения детей раннего возраста

Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них  систематически, постепенно усложняя материал, развиваю восприятие детей, сообщаю им доступные сведения, формирую умения.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если  ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость.

Процесс обучения детей раннего возраста должен быть спланирован. Составленный перспективный план  дидактических игр для детей от 1,6  до 2 лет с учетом их психофизического развития  предусматривает:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- подготовку  необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);

- подготовку  к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

При отборе дидактических игр  обязательно надо соблюдать  принцип системности, включающий в себя:

  • постепенное усложнение задач (от простого к сложному): каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, расширяя и углубляя эти знания и умения;
  • деятельностный подход: в каждой следующей игре происходят изменение соотношений деятельности воспитателя и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности детей по подражанию к самостоятельной деятельности.

Основу перспективного планирования составили занятия из пособия для воспитателей и родителей Л.Н. Павловой. Методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы организации детей. Темы выбраны удачно: они понятны и доступны детям, программное содержание также соответствует возрастным возможностям детей, формы организации предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей. Данные игры и упражнения ставят задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки.

К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и задачами конкретных занятий.

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Использование поискового метода побуждает малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действуют путём сравнения, сопоставления и добиваются нужного результата.

Репродуктивный метод применяется на занятиях, когда дети овладевают механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на рисунок.  Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Метод упражнений также широко используется в процессе обучения детей раннего возраста. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными являются индивидуальные занятия, например, «Снимаем и надеваем кольца на палочку», «Проталкивание палочкой кубика (шарика) сквозь полый цилиндр», «Прокатывание шариков по лоточку» и т.д.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Количество детей,  охваченных дидактической игрой,   зависит от их возраста и материала, над которым  мы будем  работать, объединения детей  в небольшие группы возможно лишь в том случае,  если каждый ребенок уже прошёл свой период адаптации,  готов к обучению, умеет смотреть,  слушать и  действовать по показу взрослого.  Обращаю ваше внимание, что с  детьми, вновь пришедшими в дошкольное учреждение, следует организовать  индивидуальную работу,  чтобы познакомиться с их возможностями.

Литература

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – м.: Просвещение 1991.

2. Воспитание детей раннего возраста Пособие для работников ясли–сада. Под ред. Г.М. Ляминой.М.; «Просвещение»,1974.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. /В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. – М: «Просевщение,1981.

4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985.

5.Печора К.Л.и др. Дети раннего возраста в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. сада/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. –М.: «Просвещение»,1986.



Предварительный просмотр:

Пермякова Татьяна Сергеевна

воспитатель

вторая квалификационная категория

МБДОУ № 24

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА МАЛЫШЕЙ                                                                              В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

    Сенсорное воспитание - основа умственного развития ребенка. Оно создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. 

     Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.

   Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

    Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т.д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.

    Виды сенсорного воздействия на человека (стороны сенсорного развития):

1. Для зрительных представлений:

а) различение и называние цвета, их оттенков и смешения;

б) пространственные положения и направления (вверх, вниз, далеко - близко, слева-справа);

в) форма предметов и сравнение между собой (по величине, порядку размещения, расстоянию).

2. Ориентировка во времени: связана с временными понятиями:

(вчера, сегодня, завтра) и осознанием последовательности и продолжительности времени (час, минута, секунда).

3. Для слуховой чувствительности:

а) различие звуков в повседневной жизни;

б) развитие речевого слуха;

в) развитие музыкального слуха (длительность, высота, громкость, тембр звука).

4.Тактильная чувствительность: умение ощущать качество предметов и правильно их различать и называть (например, шершавость, плотность).

5. Обонятельные ощущения: определение оттенков запахов.

6. Вкусовые ощущения: умение осознавать и различать оттенки вкуса (сладкий, горький, кислый, соленый).

    По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.                          

В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы - «мяч», прямоугольный брусок - «кирпичик», треугольная призма - «крыша», красный предмет - «помидор», «ягодка», желтого - «цыпленок», «лимон», оранжевого - «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

  • На восприятие цвета:

«Собери букет в вазу»;

«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);

«Найди пёрышки для петушка»;

«Что растет на дереве»;

«Парные картинки»;

«Волшебная палитра»;

«Наряди куклу»;

«Что бывает такого цвета?»

  • На восприятие формы:

«На что похоже»;

«Почини одеяло»

  • Развитие мелкой моторики рук:

«Зашнуруй ботинок»;

«Матрешка» (застегивание пуговиц).

   Развитие чувственного опыта малышей  в процессе сенсорного воспитания

осуществляю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглый стол, заседание школы «Азбука для мам». Подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов.  Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома. Итогом нашей совместной работы стало издание сборника дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

И в заключении хочу сказать, значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

Характерная форма обучения для детей раннего возраста....

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способносте...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

Статья "Дидактические и настольные игры, как средство обучения детей раннего возраста."

Дидактическая игра - это специально созданная игра, которая выполняет определенную дидактическую задачу....