Как провести колядки в детском саду. Методика и организация проведения. Сценарий занятия.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Остренко Ольга Сергеевна

С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_-_kak_provesti_kolyadki.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Как провести колядки в детском саду. Методика и организация проведения. Сценарий занятия.

Знаете ли вы, что такое «коляда»? Слову «коляда» приписывают самое разное значение. По словам Карамзина, это Бог пиршества и мира.

На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки.

Рождество – великий христианский праздник. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время.

С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, изображающем пещеру, в которой родился Божественный Младенец, - с помощью кукол, укреплённых на оси, разыгрывались сцены из писания. За своё пение дети получали разные подарки.

Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение. Считалось дурным тоном отказать колядовщикам. Для них принято было печь пирожки, булочки или пряники в форме домашних животных (козули). Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

У обряда колядования две цели:

1. Отогнать злые силы.

2. Обеспечить плодородие, процветание рода.

Первая цель достигалась весельем и праздником, так как считалось, что смех разгоняет недоброе, а вторая – примитивной магией. Первым условием этой магии был состав колядующих. Колядовали ряженые, но рядились не просто так, а тоже с глубоким смыслом. Среди ряженых были:

1. Собственно Коляда – древнее божество. Настолько древнее, что толком сказать о нём можно лишь то, что несёт в себе это божество возможность творца всего, поэтому, как все изначальные творцы, оно не имеет определённого пола. Тот, кто рядится Колядой, берёт одежду не своего пола. Девка надевает штаны и рисует усы, а парень румянит щёчки и рядится в юбку и платочек.

2. Птицы для наших предков были представителями верхнего мира, мира богов – Прави. Во время обряда птицы хранят, оберегают колядующих и хозяев от разгулявшейся нечисти, да ещё и вестниками богов выступают.

3. Старик и старуха – представители предков.

4. В медведя рядятся, помня, что он – первопредок для лесных жителей. Это тотемное животное, от которого ведётся мистическая родословная.

5. Рогатые животные тоже неспроста. Рога у животных – показатель возможности иметь потомство. Не зря головные уборы женщин были с намёком на один, пару, а то и больше рогов.

6. Шишок – это что-то сегодня совершенно непонятное. Кто он и что он – неизвестно, но именно он уводит колядующих из дома. Видимо, он из числа какой-то безобидной нечисти, потому что в него не рядятся, а несут личину на палочке.

7. О Мехоноше, в чей мешок стряхивают из передников, шапок, варежек гостинцы, можно сказать, что он должен иметь мешок, а одежда значения не имеет.

8. Остальные участники могут быть не ряжены, а могут увеличить количество персонажей, кроме Коляды и Шишка.

Ряженые обязательно пели новогодние колядки. В них они славили хозяев, желали им добра и процветания, чтобы приумножилось в доме богатство. Хозяева одаривали колядующих пирогами, козулями, копеечкой. Но подношения никогда не брали голыми руками. Его либо брали варежкой, либо в подол, а затем ссыпали Мехоноше в мешок. И только на посиделках, совершив очищающий от наговоров ритуал, ели.

Также на святках устраивали гадания. Самыми популярными были два: бросали валенок на дорогу и смотрелись в зеркало при зажжённых свечах.

Русские народные обряды и традиции очень интересны и познавательны. Но организовать проведение колядок в детском саду чрезвычайно трудно. Во-первых, сложны колядочные песни. Дети дошкольного возраста ещё не в полной мере владеют дыханием, не всегда могут пропеть распевы. Во-вторых, детям не всегда понятен смысл проводимого обряда, так как современные дети не сталкиваются с этим в повседневной жизни. Если в деревнях ещё как-то сохраняются какие-то традиции, то в городе практически ничего о колядках не знают, а если знают что-то, то в искажённом виде. Но если всё-таки музыкальный руководитель и воспитатель рискнут провести развлечение в виде колядок, то следует провести большую предварительную работу:

Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;

Разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;

Объяснить значение слов «коляда», «колядки», «колядовщики», «авсень»;

Воспитатель вместе с детьми изготавливает атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп;

Сделать личину Шишка и куклу-коляду из соломы и кусочков ткани;

С помощью родителей подготовить костюмы;

Подготовить гостинцы для колядующих.

Существует масса сценариев проведения колядок в детском саду и в школе. Предлагаем вам сценарий занятия в разновозрастной группе детского сада (возраст детей 4-7 лет) .

Занятие по теме: «Святки-колядки»

Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования) .

2. Разучить святочные песни.

3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Коляда, личина Шишка, костюмы и маски колядующих, 6 горшков, полотенце, булка, колечко, лента, пуговица, прутик, веник, платки и пояса для всех детей группы, мешок для сбора угощений, поднос и рушник, пряники «Козули».

Ход занятия.

В зал под музыку песни «Метелица» (можно взять любой ранее изученный зимний хоровод) входят дети и становятся в круг.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы узнали музыку, под которую вошли в зал? (Ответы). Правильно – это песня «Метелица». Я предлагаю вам взяться за руки и исполнить песню в хороводе.

(Исполняется песня «Метелица»)

М. Р. Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось, вы очень хорошо спели и красиво исполнили движения. А теперь вы можете пройти на свои места.

Дети проходят к стульчикам, которые расположены вдоль стены. Музыкальный руководитель надевает на себя накидку и платок.

М. Р. Вас, наверное, удивил мой внешний вид? А это всё потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные праздники. Для того, чтобы вы стали похожи на меня, я предлагаю вам тоже одеть костюмы. Оглянитесь назад – на стульчиках для девочек висят платочки, а для мальчиков пояса. Девочки повязывайте платки, а мальчики выправьте рубашки и подвяжите их поясами. Вот теперь все готовы, и я могу начинать.

Музыкальный руководитель садиться перед детьми на стульчик и начинает свой рассказ.

М. Р. Ребята, скажите, какие зимние праздники вы знаете? Конечно, это т Новый год и Рождество. Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещенье? (Ответы детей). Для того, чтобы лучше узнать как на Руси отмечали Святки, я сегодня предлагаю вам поучаствовать в обряде Колядования. Садитесь поудобнее, а я вам расскажу одну историю. Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали ёлку. Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, а в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

Гадание на горшках.

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Музыкальный руководитель разучивает с девочками старшего возраста припевку для гадания. Дети идут по кругу и поют:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует) :

- полотенце. Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

- булка. Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие.

- колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

- лента. Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству и прибыли.

- пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

- прутик. А это к веселью, к новой игре.

М. Р. Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в новую игру. Этот прутик выпал из веника, а значит, играть будем с веником.

(Проводится игра «Метёлка)

М. Р. Ну что, ребята, понравились вам наши гадания? А теперь пора узнать как же на Руси колядовали. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Мы со старшими ребятами и Надеждой Викторовной подготовили такую Колядку и сейчас вам покажем. Надежда Викторовна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду, подвяжем поясом – вот и готова Коляда-Маляда. Костя у нас будет Мехоношей. Дадим ему мешок, чтобы собирал туда гостинцы. Жене наденем маску Медведя, так как Медведь – это первопредок всех зверей. Настя будет птицей, а Кате дадим личину – она будет Шишком, кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. Ну вот, колядовщики готовы, а вы, ребята, слушайте внимательно.

(Исполняется песня «Коляда-Маляда»)

М. Р. Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай сой мешой, Мехоноша. Дотрагиваться до угощения до посиделок было нельзя, поэтому попробуете вы их в группе, когда будет обед.

Воспитатель. Ребята, раз вы получили угощенье, так надо и отблагодарить хозяйку.

(Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке»)

М. Р. Ну что ж, песню вы спели хорошо. А вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей). Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков. Так как Коляда – это не женщина и не мужчина – лица нет. Но думаю, всё равно вам будет интересно с ней поиграть. Берите и не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по народной традиции. Катя, ты была у нас Шишком? Вставай впереди с личиной Шишка, бери за руку соседа, он следующего и так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдёте в группу на посиделки. До свидания.

Час досуга «Пришла коляда — отворяй ворота»

ВЕДУЩИЙ:

       Дорогие дети! В эти дни весь мир и мы празднуем Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сейчас я вам о нём расскажу.

       Более двух тысяч лет тому назад в городе Назарете жила девушка по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды предстал пред ней ангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная Мария! Господь с тобой! Благословенна ты среди жён! Не бойся Мария,   вскоре родишь ты сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик, назовётся Сыном Божьим, и царствованию его не будет конца, и он спасёт людей от грехов их.

       Вскоре Мария вышла замуж за хорошего человека Иосифа. Предсказание сбылось. И Иосиф с Марией стали ждать чудесного рождения Сына Божия, спасителя Мира.

       В те дни римский правитель Август повелел сделать перепись населения. Каждый должен был отправиться в тот город, в котором родился. Иосиф с Марией пошли в Вифлеем. Когда они пришли в этот город, все гостиницы были заняты, и остановиться было негде. Им пришлось заночевать там, куда пастухи загоняли скот (овец) во время бурь и непогоды. Здесь и пришло время Марии рожать, и она родила своего первенца, перепеленала его и положила в ясли для овец. Когда Христос родился, над пещерой ярко-ярко зажглась звезда, возвещая всему миру о великой радости.

       Потом Христос вырос, у него было много учеников, и когда они молились, происходили чудеса: больные выздоравливали, хромые исцелялись, и даже мертвые возвращались к жизни.

       Сегодня мы тоже можем поклониться Христу с молитвой, прося мира, милости и благословения. В эти праздничные дни вспомним о любви к Богу, к людям, о том, что нужно жить в мире и делать добро. Возрадуемся и возвеселимся в эти святые дни. В народе их так и называли – Святки. И чем веселее было на Святках, тем лучше. И мы начинаем наше святочное веселье, будем колядовать, петь да танцевать.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в группу «Морозко»

Колядовщики: Пришла Коляда – отворяй ворота!

Воспитатель гр. «Морозко»: Кто там?

Колядовщики: Это мы колядовщики!

Первый колядовщик: Здравствуй, хозяюшка!

Второй колядовщик: Позвольте в дом к вам войти! Позвольте вам песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда!

                                     А бывает Коляда

                                     Накануне рождества.

                                     Коляда пришла,

                                     Рождество принесла.

Воспитатель гр. «Морозко»: Проходите, гости дорогие!

Третий колядовщик: В дом войти, да на лавочку сесть!

Четвертый колядовщик: На лавочку сесть, да песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда

                                     Подавай пирога,

                                     Дай блин, дай

                                     Свиную ножку,

                                     Всем понемножку

                                     Неси – не тряси!

                                     Давай – не ломай!

Первый колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Второй колядовщик: Денег мешок или каши горшок?

Третий колядовщик: Кувшин молока или кусок пирога?

Воспитатель гр. »Морозко»: Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

                                             Пряники, конфетки!

                                             Кушайте, детки!

Первый колядовщик: Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

                                   Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Второй колядовщик: Вам и плюшек с творогом

                                    И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в гр. «Буратино»

                         Овсень, овсень. Ты гулял по всем

                                По закоулочкам, по переулочкам

                                Кому песни поем, тому сбудется,

                                Тому сбудется, не минуется!

                                Выходи, хозяйка! Принимай гостей

                                Со всех волостей!

Колядовщики (поют):  Коляда, Моляда! Уродилась Коляда!

                                     Кто подаст пирога – тому двор живота!

                                     А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!

                                     Кто не даст лепешки – завалим окошки!

                                     Кто не даст хлеба – уведем деда!

                                     Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Выходит хозяйка (воспитатель группы)

Колядовщик (ребенок): Тетенька добренька!

                                      Подай что-то сдобненько!

                                      Пышку, да лепешку!

                                      Да свиную ножку!

Хозяйка:               Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы!

                             Да тепленький пирог, да маслице, творог,

                             Да денежку копьем, да рубль серебром!

Воспитатель:     Добрые живут здесь хозяева!

                             И я игру вам приготовила

                             Не игру, а развлеченье.

                             И с большим, большим значеньем:

                             Чтоб был долг колосок,

                             Чтобы вырос лен высок,

                             Прыгайте как можно выше,

                             Можно прыгать выше крыше!

Проводиться русская народная игра «Скакалка»

Воспитатель: Спасибо, хозяйка, за угощенье.

                         Вот, ребятишки, поколядовали мы,

                         А теперь пойдем в избу греться.

Дети с воспитателем идут в избу.

Воспитатель: Хозяйка, пусти погреться!

Хозяйка: Пустить? Загадки отгадаете, тогда пущу!

                                           Кто имеет пятачок,

                                           Не зажатый в кулачок?

                                           На ногах его копытце,

                                           Ест и пьет он из корытца.   (Поросенок)

                                           По горам, по долам

                                           Ходит шуба да кафтан. (Овца)

                                           Удивительный ребенок,

                                           Только вышел из пеленок,

                                           Может плавать и нырять,

                                           Как его родная мать! (Утенок)

Хозяйка: Ну, что же, молодцы! Милости прошу, проходите!

Колядовщик: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

                                           Сеем, веем, посеваем,

                                           С Рождеством всех поздравляем!

Хозяйка:     Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого

урожая, да здоровья крепкого. Спасибо! Ну, а теперь будем петь да

плясать. Становитесь в хоровод веселить честной народ!

ХОРОВОД НОВОГОДНИЙ

Воспитатель:   В святки все радовались празднику, веселились и шутили друг

                           с другом. Вот и у нас есть клоуны. Сейчас они нас тоже

                           поздравят.

Клоун:                Никто из взрослых обо мне не спрашивает: «Кто он? »

                           Понятно всем и так вполне,

                           Что я – веселый клоун!

                           Но я здесь не один, и мы умеем

                           Не только шутить, но и танцевать.

ТАНЕЦ КЛОУНОВ

Воспитатель:  На площадях раньше показывали кукольные представления и

                          другие диковинные номера.

АТТРАКЦИОН «КАНАТОХОДЕЦ»

Воспитатель:   Повеселились мы в избе, погрелись. А теперь нашей хозяйке

                           колядку споем:

                                               Коляда! Коляда!

                                               А бывает Коляда

                                               Накануне Рождества!

                                               Коляда пришла,

                                               Рождество принесла!

                                               Мы нашли Коляду

                                               В Акулиновом двору!

Колядовщик:           Эй, хозяйка! Выноси добро во двор!

                                Как на улице мороз подмораживает нос.

                                Не велит долго стоять, велит скоро подавать

                                Или тепленький пирог, или маслице, творог,

                                Или денежку копьем, или рубль серебром.

Хозяйка:       Вот спасибо, порадовали. Дом мой просторный, щи мои жирны,

                     сдобные лепешки не лезут в окошки! А вот и вам угощенье.

Угощает колядовщиков пирогами

Воспитатель:             Вот и подходит наш праздник к концу.

                                     Какой же праздник мы отмечали?

                                                         (Рождество)

Ребенок читает стихотворение «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ»

                                              В этот день великий

                                              В мир пришел Христос.

                                              И веру свою светлую

                                              Нам он всем принес.

                                              Он с добром и кротостью

                                              Входит в каждый дом,

                                              Где надеждой новою

                                              Мы его все ждем.

                                              Я открою двери,

                                              Он ко мне придет,

                                              И меня, я верю,

                                              К свету приведет.

Воспитатель:                

                                          Дорогие дети! Гости!

                                          Всем людям добрым желаю добра!

                                          Золота и серебра!

                                          Пышных пирогов!

                                          Мягоньких блинов!

                                          Доброго здоровья

                                           Маслица коровья

                                          Кому песни поем – тому сбудется,

                                          Тому сбудется, не минуется.

Звучит колокольный звон. Дети читают стихи.

Первый ребенок:               Христос Спаситель

                                          В полночь  родился!

                                          В пещере темной

                                          Он появился.

Второй ребенок:              Вот над пещерой

                                          Звезда сияет:

                                          Христос родился-

                                          Всем возвещает!

Третий ребенок:              Христос Владыка!

                                          В твой день рожденья

                                          Подай всем людям

                                          Мир просвещенья!

Воспитатель:        Да хранит нас всех Христос и ныне, и присно и во веки

                                веков. Аминь!

«Святки» для подготовительной группы

Ведущий, держит в руках зажженную свечу, яркий свет на время погашен, дети сидят на стульях.

- Было это давным - давно, 2000 лет назад. В маленьком городе Назарете жила семья – молодая дева Мария с мужем Иосифом.

Во время Путешествия в город Вифлеем они стали искать ночлег, один человек пустил их переночевать в пещеру для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а Бог. В ознаменовании этого события на небе загорелась новая звезда. Люди пошли поклониться младенцу Иисусу и его матери. Они несли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

Канун великий Рождества

Темнеют краски небосвода

Все тихо… близость торжества

Невольно чувствует природа.

Дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова называют Святки, Святые вечера. Они сопровождаются колядованием.

Коляда – языческий бог пиршества и мира. Его прославляли песнями – колядками, играми, поздравлениями. За это хозяева давали им деньги и угощения.

Вед. Ой, вот и к нам колядовщики пожаловали.

Звучит веселая музыка, дети заходят в зал со звездой и сумками для угощений.

1. Я маленький мальчик, Я на дудке играю,

На дудке играю, вас всех забавляю

А вы люди знайте, меня угощайте.

2. Коляд – коляд, колядин,

Я у батюшки один, коротенький кожушок,

Дай хозяйка пирожок.

3. Я маленький мальчик, забрался в чуланчик,

Надел красный колпачок, пожалуйте хоть пятачок.

4. Вот пришла Коляда впереди Рождества,

Что же ты Коляда хозяевам принесла?

5. Добрым хозяевам корову с теленком,

Лошадь с жеребенком, свинью с поросенком.

6. Жита вам, гречихи, гороха сто мер.

Родись рожь – пшеница на счастье, на здоровье.

Вед. - Вот спасибо вам за добрые слова, угощайтесь на здоровье печеньем да возьмите копеечки.

А мы Святки продолжаем песнями, играми, загадками.

Выходи честной народ на веселый хоровод.

Игра – колядка «Ходит Царь»

Ходит царь, ходит царь по новому городу – дети идут по кругу.

Ищет царь, ищет царь царевну свою – Царь ищет, прикладывает руку ко лбу.

Ты, возьми царь, ты возьми царь царевну свою – царь выбирает царевну, подходит и кланяется и берет ее за руку.

Заведи царь, заведи царь ее в новый город – они ходят под поднятыми руками.

Ты заставь царь, ты заставь царь и плясать и ходить – хоровод расходится, дети главных ролей остаются в центре.

Царь: Походи царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна ходит вокруг царевича, показывает осанку.

Царь: Потанцуй царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна танцует.

Царь: Поцелуй царевна, царевич велел, молодой приказал. – дети имитируют поцелуи. Дети кланяются и встают на свои места, а им на смену выходит другой царь.

Вот и Рождественская история. Дети показывают сценку «Не верьте волку».Поэтическая миниатюра для живых актеров по стихотворению Юнны Мориц.

Игра – колядка «Рождественский валенок»

Украшенный узорами валенок передается по кругу, пока звучит музыка. По окончании музыки, ребенок у которого в руках остался валенок исполняет танец, песню или читает стихотворение и достает из валенка сюрприз.

В игры играли, истории рассказывали, песен не пели.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говорит, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей. Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Рысью, рысью друг за другом поспешим, и скорехонько до леса докатим.

4. Топорами мы ударим дружно в раз, только щепочки по лесу затрещат.

5. За дровами мы тихонечко пойдем, а руками то прихлопывать начнем.

6. А ногами то притопывать все враз, ну мороз теперь не страшен ты для нас. Ай, жги, жги, жги говорим, ну, мороз теперь не страшен ты для нас.

Вот сколько снега намело (разложены на полу снежинки с загадками). Ведущий, поднимает снежинки, а дети по очереди загадывают заранее разученные загадки.

Без рук, без топорища, выстроен мостище (Лед) .

В гору – деревяшка, а с горы коняшка. (санки)

В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед)

Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло.

Как пошла Коляда, вдоль по улице гулять,

вдоль по улице гулять,

С Рождеством всех поздравлять.

Вот и закончились наши Святки, Святые вечера. А мы будем готовиться к следующему большому празднику – Масленице. До свидания люди добрые.

Сценарий развлечения для детей средней группы «Приходила Коляда накануне Рождества»

«Приходила Коляда накануне Рождества».

Сценарий развлечения для детей средней группы.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования, способствовать всестороннему развитию дошкольников, вызвать положительный эмоциональный настрой на протяжении праздника, воспитывать положительное отношение к народным традициям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, платки, валенки, бусы, елочки, рождественская звезда, 2 домика из картона, маска козы, блюдо с угощением (баранки, конфеты, пряники) .

Ход:

(Воспитатель входит в муз. зал с 4 детьми)

Ведущий: Под покровом ночи звездной,

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы! » -

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

1 Ребенок: Этот праздник самый длинный

Он веселый и старинный,

2 Ребенок: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

3 Ребенок: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили.

(Дети парами (хозяин и хозяйка) расходятся по домам, раздается смех, крики детей, в зал входят «колядовщики») .

Колядовщики: Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

(Поют песню «Пришла Коляда», стучатся в избу) .

Хозяин: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

1 Ребенок: Хозяин с хозяйкой, дверь отворите и нас одарите!

(Хозяйка приглашает детей в избу)

Хозяйка: С чем пожаловали?

1 Ребенок: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Позвольте в горенку войти,

2 Ребенок: В горенку войти,

Да на лавочку сесть

3 Ребенок: На лавочку сесть,

Да песенку спеть.

Хозяйка: Проходите!

(Дети заходят и поют песню «Вьюга белая метет») .

1Ребенок: Нынче Ангел к нам спустился,

И пропел: «Господь родился! »

2 Ребенок: Мы пришли Христа прославить!

А вас, с праздником поздравить!

(Исполняем русскую народную песню «Сеем, сеем посеваем»)

1 Ребенок: Коляда, коляда,

Ты подай пирога.

2 Ребенок: Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

3 Ребенок: Или курочку с хохолком,

Или петушка с гребешком.

4 Ребенок: Открывайте сундучки,

Вынимайте пятачки!

Хозяин: Пели вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Пряники, печенье,

Бараночки, конфетки,

Кушайте детки!

Все: Спасибо!

Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(С песней «Уж и ходим мы, уж и бродим мы» идут по улице к другому дому. Стучатся.) .

Хозяин: Кто там?

Все: Это мы, колядовщики!

Ребенок: Тетенька, добренька,

Дай пирога сдобненька,

Не режь, не ломай,

Целый давай!

Хозяйка: С чем пожаловали?

Все: Мы не сами идем,

Мы Козу ведем!

1 Ребенок: Где Коза ходит,

Там пшеница родит!

2 Ребенок: Где коза хвостом,

Там жито кустом!

3 Ребенок: Где коза рогом,

Там трава стогом!

(Выбегает Коза, топает ногами) .

Коза: Я Коза дереза,

Топу, топу ногами,

Заколю рогами.

(Коза падает на пол и лежит не двигаясь) .

Хозяин: Что с Козой случилось?

Ребенок: Наша Коза заболела!

Надо мера овса,

По верх нее колбаса,

Да кусок сало,

Чтобы Коза встала!

Хозяйка: Вот вам –

Пряники, да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Хозяин: Вставай, Козочка!

Ведущий: Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать!

(Песня «У леса на опушке») .

Ребенок: Что с ногами, не пойму

Не стоят они на месте,

Сами в пляску просятся!

(Дети танцуют под веселую русскую народную музыку)

Все: Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

(Идут по улице с песней «Уж и ходим мы». Останавливаются.)

1 Ребенок: От востока с мудрецами,

Путешествует звезда.

2 Ребенок: Драгоценными дарами,

Одарить пришли Христа!

Все: Мы пришли Христа прославить!

А вас с праздником поздравить!

1 Ребенок: Всем добрым людям

Желаем добра, золота и серебра!

2 Ребенок: Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3 Ребенок: Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Все: Кому песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не менуется!

С Новым годом,

Со всем родом!

Святки, Святки наступают… Колядочная сценка

В давние времена на Руси с нетерпением ждали Рождество. А когда оно наступало, празднование сопровождалось большим весельем, песнями, всевозможными переодеваниями, гаданиями, играми. Это празднование - Святки, в котором участвовали и большие, и маленькие, и старые. Особенно такому празднованию радовались дети. Они принимали активное участие в праздновании.

Предлагаю Вашему вниманию Колядочную сценку, которую можно разыграть с детьми на празднике.

Вдоль стен зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущем под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают.

Часть детей - хозяева, хозяйки - уходят в свои "избы".

Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

Дети, взявшись за руки, идут по залу и поют:

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ведущая:

- Пойдем к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога - возьмем корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, с зерна по пирогу.

Никола:

- Пожалуйте, гости, я вас дожидался. Дом мой просторный, щи мои жирны.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Никола угощает гостей.

1-й колядующий (ребенок) :

- Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

- Вам и плюшек с творогом!

Все:

- И детишек полный дом!

Колядующие идут к следующему дому.

Похожие записи:

Презентация «Святочные гуляния»

А у нас — Масленица!


Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление) .

В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами.

Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.

Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику - Крещению Господню. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.

Несмотря на то что святки - праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. До принятия христианства на Руси святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» - души предков.

Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем, практиковались и магические обряды.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие; у славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины («окруты», «скураты», «играть козу». С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды не потеряли своей силы, несмотря на то что православная церковь запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевать соблазнительные песни».

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих. Многие песни сопровождались действиями, изображающими земледельческие работы. В святки принято было гадать, фактически в каждой деревне или селе были свои ритуалы и гадания. Особое место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года.

Заканчиваются Рождественские святки 19 января - Праздником Крещения. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.Рождество - один из главных славянских годовых праздников, отмечаемый в честь рождения Христа. Рождественские празднества начинаются с сочельника. Именно в этот день начинаются основные приготовления. Издавна у славянских народов существовал обычай на Рождество украшать ель или еловые ветви, который сохранился и по сей день. В старину ель украшали колосьями, орехами, разноцветными лентами, бумажными цветами и подвешивали её над праздничным столом, причём верхушкой вниз. Украшенное таким образом деревцесимволизировало достаток в доме, плодородие, счастье и удачу. У многих народов было принято расстилать на полу солому, которая служила напоминанием о соломе в яслях, где родился Христос. Кроме того, в дом вносили не обмолоченные снопы. Хозяин прятался за ними и спрашивал домочадцев, видят ли они его. На их ответ: "Нет, не видим!" - он говорил: "Дай же Боже, чтобы весь год из-за ржи меня не видели!". Предпраздничные хлопоты должны были заканчиваться до появления на небе первой звезды, которая и служила знаком к началу торжества.Перед празднованием Рождества девушки и женщины старались нарядиться раньше, чем наступит вечер, так как не успевшие это сделать в первом случае не выйдут замуж за богатых женихов, а во втором - не будут любимы своими мужьями. Рождественский ужин неизменно сопровождался поминовением усопших родственников, иногда для них даже ставили отдельную посуду. Вера в незримое присутствие душ умерших породила определённые правила и запреты. Нельзя было сидеть за столом слишком тесно, резко вставать и садиться, пользоваться в этот день ножами и вилками, поднимать с пола упавшую ложку и т. д. По церковному уставу вкушать в это время можно было только сочиво, медовые оладьи и постные пироги. Остатки пищи не убирали со стола, зная, что ими будут питаться души умерших. Разговенье разрешалось только утром следующего дня после ранней обедни. По старинному преданию, в ночь накануне Рождества "...отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. Пресветлый рай во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силою; в райских садах распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. Если кто о чём будет молиться в полночь, о чём просить станет, всё исполнится-сбудется как по-писаному". Рано утром  на Рождество в дом являлись первые гости - колядники, своими колядками и пением призывавшие в дом хозяев удачу и достаток. Обязательным действом в рождественское утро было внесение в дом свежей воды; хозяева отправлялись за ней как можно раньше, чтобы набрать её прежде других.

 Такая первая вода считалась особенно целебной, ею умывались все домочадцы для здоровья, а часть отливали для замешивания теста на обрядовый хлеб. Замешивая тесто для выпечки рождественских хлебов, хозяйка не должна была ни с кем говорить. Руками, вымазанными в тесте, она прикасалась к домашним иконам, выходила в сад и обхватывала фруктовые деревья, чтобы они были плодородными.

 Завтрак и обед в этот день были обильными и сытными. На разговенье готовилось большое количество мясных и мучных блюд. В некоторых местностях Сербии и Болгарии завтрак начинали с печёных воробьёв, чтобы год был лёгким, как и эти птички.

 После трапезы совершались магические обряды, которые влияли на успешное ведение хозяйства. Например, хозяин выходил в сад с топором, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году. Затем он обматывал стволы рождественской соломой; закапывал под корнями остатки праздничного ужина; осыпал ветки зерном и т. п.

 Повсеместно было принято посещать свой скот, поздравлять его с Рождеством и угощать обрядовой пищей. Хозяйки приносили в дом кур и гусей и кормили их зерном, обложив верёвкой по кругу, чтобы они в течение года не отбивались от дома.

 Несмотря на то, что любая работа на Рождество считалась грехом, у некоторых народов существовал обычай символически переделать основные дела. Многие верили, что это обеспечит успех во всех работах в наступающем году.

 Приметы на Рождество:

 Если девушка подойдёт к грушевому дереву задом наперёд и трижды по три раза обойдёт вокруг него, она увидит образ своего суженого.

 Накануне Рождества нельзя выносить из дома огонь.

 До того как наступит канун Рождества, нельзя разрезать рождественский пирог.

 Призраки никогда не появляются в ночь перед Рождеством.

 Когда в ночь перед Рождеством часы бьют двенадцать раз, необходимо открыть все двери настежь, чтобы изгнать злых духов.

Я буду очень благодарен, если Вы сообщите об этой статье друзьям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как провести колядки в детском саду.

Методика и организация проведения. Сценарий занятия....

Изодеятельность в детском саду. Методика проведения занятий.

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено ...

Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду.

Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Психолог  в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здо...

Танцевальные занятия в детском саду методика подготовки и проведения.

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно испол...

Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду

Комплексные​ занятия помогают малышам учится узнавать и передавать эмоциональные состояния в мимике, тренирвать навык вербализации эмоций, способствует сплочению групп....

«Изодеятельность в детском саду: методика проведения занятий»

методы и приёмы обучения детей изо деятельностью...