НОД "Волшебный лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Грибанова Ольга Леонидовна

Ознакомление с природой родного края,познакомить детей с видами древесной растительности лесотундровой зоны. Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15»

Конспект занятия  кружка

по программе

для детей 4-5 лет

II  год обучения

Тема:  «Волшебный лес»

Выполнила воспитатель:

Грибанова О.Л.

Магадан

2013 г.

Цель. Познакомить детей с видами древесной растительности лесотундровой зоны.

Рассказчик. Жили-были в лесотундре деревца-подружки. Дружба их была крепкой, временем проверенной. Берегли подружки друг друга, потому что ой как непросто выжить в суровом северном климате. А звали их береза Веселушка, ива Хохотушка, рябина Краснощечка, ольха Скромница, лиственница Неженка и карликовая березка Малышка. Они радовались недолгому полярному солнцу, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору, помогали друг другу во всем. Слава об их дружбе разнеслась по всей тундре и дошла до злой волшебницы Ойоки. Лишилась Ойока сна и аппетита, все думала о том, как поссорить подружек, но так, чтобы о ней, об Ойоке, никто не смог слова дурного сказать. Думала-думала и наконец придумала. Решила она напоить подружек настоем для хвастовства. Попробовали они этого настоя и сразу же принялись хвастаться друг перед дружкой. Давайте заглянем к ним, послушаем их хвастливые речи.

Лиственница Неженка. Дерева лучше меня вы нигде не отыщете. Посмотрите, какая у меня красивая светло-зеленая мягкая хвоя. Не то что у ели! Фу, какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками — по 20—60 вместе. Поэтому-то я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не гниет. Ах, какая же я красивая и нужная!

Береза Веселушка. А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например:

«Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром...» Как звучит? И ствол у меня белоснежный, не то что у вас. И почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так кто королева тундры? Я! Сомнений быть не может!

Карликовая березка Малышка. Ну и что из того, что я маленькая и похожа скорее на кустарник, чем на дерево. Зато мои листья покрыты слоем воска. Именно поэтому я не боюсь погибнуть от жажды, ведь вода в тундре холодная и я много пить не могу. Да и людям без меня не прожить. Меня не пугает даже самый Крайний Север. Меня любят олени, а морозной зимой люди топят чумы моими ветками. И осенью я красивее других. Какой была бы тундра без моих красных листочков. Нет, без меня в тундре не прожить! А вот ольхе даже похвастаться нечем...

Ольха Скромница. Как бы не так! Я до самых морозов зеленой остаюсь. Вы же, подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите повнимательней. Вот мой корень, на нем оранжевые клубни. Как вы думаете, что это? Это лучистые грибы. Они живут на моих корнях и помогают азот из воздуха переносить в почву. Это так полезно всей тундре! И древесина у меня приятного апельсинового цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня неплохая получается, и древесина моя почти не гниет, а мои листья и кора лечат людей от простуды и ревматизма. Так что вывод один: нет меня лучше!

Ива Хохотушка. Хоть я и карликовая, но вам ни в чем не уступлю. Я красивей вас всех! Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые, ласковые. А весной что может быть прекрасней моих сережек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги и желудок, когда высокая температура. Вот какая я!

Рябина Краснощечка. Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что вам скажу:

стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще: когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так-то!

Рассказчик. Этот спор не замолкал ни на минуту ни днем ни ночью. Все так привыкли к нему, что постепенно стали забывать о былой дружбе заполярных деревьев. Но случилось вот что. У одного мальчика по имени Дима заболела мама, а лекарств нужных не было. Сел Дима около дома и заплакал. Пролетала мимо птичка-невеличка — Трясогузка. Спросила Диму, почему он плачет. Дима рассказал о том, что у его мамы болят руки и ноги. Послушала Трясогузка и говорит...

Трясогузка. Нужно срочно отправиться в тундру. Там есть полянка. На ней растут деревья-подружки. Они тебе помогут.

Дима. А как мне найти эту полянку?

Трясогузка. А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти ее не трудно.

Рассказчик. Собрал Дима рюкзак и пошел на поиски подружек. Долго искать поляну не пришлось. Все знали дорогу к ней, но в один голос утверждали, что подружек там нет, а есть только надоевшие всем хвастушки. Нашел их Дима, обратился за помощью, но ни одно дерево не удостоило его своим вниманием. Сел тогда Дима посреди полянки и расплакался. И вдруг — от слез мальчика — колдовство исчезло. Деревца стали, как и прежде, добрыми и приветливыми. Береза и ольха дали Диме свои почки, кору и листья — из них надо было приготовить настой, чтобы мама натирала им руки и ноги. Рябина отдала все свои ягоды, в которых много витаминов. А остальные пожелали Диминой маме скорейшего выздоровления. Так и произошло. А деревья по сей день живут в тундре в дружбе и согласии. И никакому колдовству не под силу разрушить их дружбу. Хотят они одного: чтобы люди относились к ним бережнее, ведь им и так трудно жить в таких суровых условиях. А как беречь растительность тундры, вы знаете. Давайте вместе вспомним, о чем говорилось в сказке.

• Какие деревья росли на поляне?

• Почему они поссорились?

• Чем хвасталась лиственница?

• Что говорила о себе береза?

• Чем карликовая березка отличается от березы средней полосы?

• О чем рассказала ольха?

• Чем хвасталась ива?

• Чем хвасталась рябина?

• Почему деревья опять стали добрыми и приветливыми?

• Чем они помогли Диме и его маме?

А теперь отгадайте загадки.

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)

Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. (Лиственница.)

 Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы.

(Рябина.)

Завершается занятие дидактической игрой. Детям раздается набор картинок с изображением деревьев. Педагог читает загадки, дети молча закрывают фишками деревья, о которых говорится в них. Кто первый закроет все картинки — поднимает руку. Он  победитель.