опыты и эксперементы для малышей
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ОПЫТЫ С ВОДОЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в вашем присутствии. Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.
Как играть с водой?
Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить - кусок поролона или коврик из пеноплена. Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой - можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из крана.
Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.
Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).
А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.
Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.
Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.
Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.
В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.
В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.
Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько - одинакового или разного размера).
Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.
Кидаем в воду всё подряд!
В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.
Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.
Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:
1. Металл - ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их);
2. Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги);
3. Пластмасса - любые предметы и игрушки;
4. Резина - в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните;
5. Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.
6. Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.
7. Губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.
Лёд - это тоже вода
Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы, но только, чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело... Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.
Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь игрушечку маленькую, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.
Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий - на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте - где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.
Придумайте новые игры с водой. Летом на даче в теплую погоду дайте ребенку играть с водой на улице в надувном бассейне или в тазике. Можете принести ведерко воды прямо в песочницу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные опыты и эксперементы, которые можно провести дома
Здесь собрано небольшое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого...
опыты и эксперементы
эксперементальная деятельность в ДОУ...
Занимательные опыты и эксперементы для дошкольников
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольниковКак обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребен...
Картотека опытов и эксперементов
Содержит опыты и эксперементы с водой, песком, воздухом...
картотека опытов и эксперементов в подготовительной группе
Картолтека опытов на весь год. Вода, воздух, небо......
Опыты и эксперементы
картотека...
Картотека НОД опытов и эксперементов для детей «Неживая природа вода опыты и эксперименты для детей 4-5 лет»
Учимся экспереминтировать играя. В моей картотеки собраны опыты с водой ....