Проект "Когда это бывает?"
проект (окружающий мир, старшая группа) на тему

Старикова Надежда Николаевна

Долгосрочный, познавательно исследовательский проект дл детей старшей группы, цель которого научить детейвидеть особенности и отичать признаки природы в разные времена года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kogda_eto_byvaet.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Когда это бывает»

Цель проекта:        

  • В результате проектной деятельности научить детей видеть особенности и отличать признаки природы в разные времена года.

Задачи проекта:        

  • Познакомить с сезонными изменениями в природе.
  • Научить видеть особенности каждого времени года.
  • Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе
  • Воспитывать у детей эмоциональное положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разных временах года.
  • Научить простейшим опытам с природными объектами, используя правила безопасности
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы в разное время года.

Описание проекта:

Актуальность проекта        

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к природе. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный, духовный и интеллектуальный путь развития. В этом период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей имеет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.

Этапы проекта:

1. Подготовительный

  • Изучение литературы по проектной деятельности;
  • Подготовка методической литературы, иллюстраций, музыкальных произведений, художественной литературы по теме;
  • Разработка перспективного планирования при участии специалистов;
  • Консультации для родителей.

2. Практический (исследовательский, творческий)

  • Работа по перспективному плану педагога.

3. Заключительный

  • Изготовление фотогалереи «Когда это бывает?»;
  • Викторина для детей и родителей «Знатоки природы»;
  • Литературно-музыкальный вечер «по сказке «12 месяцев».

Работа с родителями

  • Актуальность проекта «Когда это бывает?» для всестороннего развития детей»;
  • Привлечение родителей к сбору природного материала для изготовления поделок;
  • Изготовление поделок и экологических знаков с помощью родителей;
  • Участие родителей в подборе картин, музыкальных произведений, художественной литературы для работы с детьми.

Работа со специалистами

Музыкальный руководитель:

  • Подбор музыкальных произведения для слушания, пения по теме: «Времена года»;
  • Помощь в организации и проведении музыкально-литературных вечеров;
  • Помощь в организации выставок.

Логопед:

  • Беседы с родителями о здоровом образе жизни;
  • Организация и проведение литературных праздников;
  • Разучивание с детьми стихов о природе.

Предполагаемые результаты

  • У детей ярко выражен интерес к объектам и явлениям природы;
  • Дети бережно относятся к природе;
  • Стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы;
  • Дети владеют элементарными правилами безопасного поведения в природе;
  • Сформировано стремление к исследованию объектов природы;
  • Умеют делать выводы, устанавливают причинно-следственные связи;
  • Уверенно отличают и называют характерные признаки времен года.
  • Знают значение и свойства воды в жизни объектов природы в разное время года;
  • Знают значение и свойства воздуха в разное время года;
  • Имеют представление о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, луга, сада, поля), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений;
  • Имеют представление о жизни животных в разное время года;
  • Имеют представления о зимующих и перелетных птицах, о насекомых;
  • Умеют выполнять Законы общего дома природы:
  • все живые организмы имеют право на жизнь;
  • в природе все взаимосвязано.

Ресурсы проекта

  • Парциальные программы по экологии С.Н. Николаевой, М.Д. Маханевой «Экология в детском саду»;
  • Уголок природы в группе;
  • Зеленая зона на территории детского сада;
  • Цветник и огород детского сада;
  • Природное окружение для проведения экскурсий (парк, водоем, аллея цветов);
  • Экспериментальная лаборатория в группе;
  • Художественная литература;
  • Музыкальные произведения известных композиторов;
  • Картины известных художников;
  • Электронные презентации по временам года.

Список методической литературы для реализации проекта

  • Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ // авт.-сост. А.В. Аджи. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2006
  • Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа. – 1995
  • Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / авт. – сост. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222с.
  • Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. - 2013

Приложение.

Практический материал по проекту «Времена года»

Осень

1. Экскурсия в парк «В багрец и золото, одетые леса»

Цель.

Расширять знания детей об осенних изменениях в природе.

Задачи.

Активизировать знания детей о роли природы в жизни человека.

Показать связь между живой и неживой природой.

Воспитывать умение любоваться красотой природы.

2. Аппликация «Ветка рябины с осенними листьями»

Цель.

Закреплять у детей умение вырезать объемные, симметричные формы, красиво располагать их, развивать эстетическое восприятие природы.

Развивающая среда: цветная бумага желтого цвета (для листьев), полоска коричневого картона (для ветки), клей, ножницы, тонированный лист бумаги.

3. Рисование «Осеннее дерево»

Цель.

Уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветки, листва).

Учить использовать в рисовании 2-3 цвета, метод «тычка».

В изображении дерева добиваться сходства с реальным объектом.

Вызвать эстетическое переживание от восприятия красоты осеннего дерева.

4. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: составление рассказов-описаний по картине-пейзажу И.Левитана «Золотая осень».

Цель.

Учить детей составлять рассказ-описание по картине, используя наблюдения от экскурсии, самостоятельно описывать природу.

5. Опытно -экспериментальная деятельность.

Тема: Почему цветы осенью вянут?

Цель:

Помочь установить зависимость роста растений от температуры поступающей влаги.

Вывод: Осенью цветы вянут, хотя воды много потому, что корни не переносят холодной воды.

Тема: Делаем облако.

Цель:

продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Материал: горячая вода, кусочки льда, 3 литровая банка, противень.

Вывод:  

воздух вверху охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, капли встречаются, становятся тяжелыми и падают в виде дождя.

6. Итоговое мероприятие. Литературно-музыкальный вечер «Осень-художник»

Цель.

Расширять  словарный запас, на основе ранее полученных сведений закрепить знания о природе осенью, о жизни животных, растений и человека, эмоционально реагировать на литературные, музыкальные и художественные произведения, развивать внимание, мышление, воображение; учить подбирать синонимы, составлять небольшие рассказы по картине, по музыкальному произведению; воспитывать любовь к родной природе.

Зима

1. Экскурсия в парк «Волшебница зима»

Цель.

Уточнить представления детей об изменениях в природе зимой.

Задачи.

Вспомнить условные знаки, изображающие зимние явления.

Воспитывать умение любоваться красотой зимней природы.

2. Аппликация «Елочка красавица»

Цель.

Повторить и закрепить умение составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги (оригами), развивать мелкую моторику рук.

Материал. Картонная основа синего цвета, равная по размеру 1/2 альбомного листа, бумага зелёного цвета размером 10х10, см, 8х8 см, 6х6, см, клей, пенопласт, конфетти, блёстки, можно спрей снежок и подносы или тарелочки.

3. Рисование «Зимушка-зима»

Цель.

Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа.

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, используя холодную гамму красок для передачи зимнего колорита.

Развивать творчество детей.

Развивающая среда: репродукции картин, акварель, кисти, палитра, белая гуашь, зубная щетка, стека, альбомный лист.

4. Лепка «Елочка»

Цель. Учить детей лепить елочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски по определенному размеру. Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки. Добиваться выразительных форм.  

Материал. Пластилин, дощечки, стеки, салфетки сухие веточки.

5. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: придумывание рассказа  «Как Миша потерял варежку».

Цель.

Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем, закрепить умение составлять рассказ на заданную тему.

6. Познание. ФЦКМ. Беседа «Как узнать зиму?». Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цель.

Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.

Закрепить знания об особенностях существования птиц зимой, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

7. Опытно-экспериментальная деятельность.

« Разноцветные сосульки».

Цель:

помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

Материалы:

вода, краски, формы для замораживания льда, нитки.

Выполнение эксперимента:

 Дети составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее вдвое сложенную нить (это будет подвеска для сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести  на улицу. После замерзания воды сосульку освобождают от

формы и вешают на елку.

Вывод:

 Вода изменяет цвет. Вода замерзает.

8. Итоговое мероприятие. Зимний спортивный праздник «Зимние олимпийские игры»

Цель и задачи.

Формировать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.

Развивать спортивный и командный дух, азарт.

Воспитывать у детей желание участвовать в активном отдыхе.

Весна

1. Экскурсия в парк «В гости к Весне»

Цель.

Обратить внимание детей на характерные признаки весны.

Задачи.

Формировать элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой.

Развивать эстетическое восприятие природы.

2. Аппликация «Черемуха душистая»

Цели и задачи. Закреплять у детей умение вырезать детали изображения из бумаги, сложенной вдвое, закрепить умение выполнять аппликацию способом скручивания салфетки, развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. Цветная ветка черемухи, тонированный альбомный лист, десять зеленых заготовок для листьев 6х2 на каждого ребенка, коричневые карандаши, салфетки белые бумажные, ножницы, губки влажные, клей ПВА, клеенки, тряпочки.

3. Рисование «Весенние цветы»

Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к природе, развивать эстетическое восприятие, уметь передавать красоту цветов, их строение, рисовать простой натюрморт.

Материал. Репродукции картин с изображением весенних букетов, тонированная бумага, гуашь, кисти, цветные восковые мелки.

4. Лепка «Цветы» (барельеф)

Цель. Продолжать освоение техники рельефной лепки, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.  

Материал. Соленое тесто, дощечки, стеки, салфетки.

5. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: составление рассказов по пейзажной картине И. Левитана «Весна. Большая вода».

Цель.

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

6. Познание. ФЦКМ. Беседа « К нам Весна шагает».

Цель.

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Учить понимать  связь между явлениями неживой природы и жизнью растений.

Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

7. Опытно-экспериментальная деятельность.

«Нужен ли корешкам воздух»

Цель:

 помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы и оборудование:

вода, почва плотная и рыхлая, проростки фасоли, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках, емкость, две прозрачные емкости, пульверизатор.

Постановка исследовательской задачи:

 В какой почве растениям лучше расти – в рыхлой или плотной?

Выполнение эксперимента:  

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Определяют, что, в одном горшке почва плотная, а в другом  - рыхлая.  Почему плотная почва хуже? Проводят опыт: погружают комочки в воду.

Вывод:

Хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

8. Итоговое мероприятие. Литературно-музыкальный вечер «Вальс цветов»

Цель и задачи.

Обогащение музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников. Воспитывать эстетическое восприятие природы через творчество известных композиторов, художников и писателей.

Лето

1. Экскурсия на аллею цветов.

Цель.

Расширить представление  детей о многообразии растительного мира.

Задачи.

Показать их разнообразие и особенности, приспособление к жизни именно в городской среде. Разъяснить необходимость охраны среды обитания.

2. Аппликация «Цветочная композиция»

Цели и задачи. Развивать у детей воображение, закреплять все изученные приемы вырезаний, развивать чувство цвета и композиции.

Материал. Альбомный лист, цветные заготовки, ножницы, клей, кисти.

3. Рисование «Бабочки на лугу»

Программное содержание. Совершенствовать технику рисования восковыми мелками, поддерживать желание создавать красоту своими руками, воспитывать эстетическое восприятие красоты.

Материал. Репродукции картин с изображением бабочек, цветущего луга, тонированная бумага, цветные восковые мелки.

4. Лепка «Полевые цветы» (пластилинография)

Цель. Продолжать освоение техники пластилинографии, развивать воображение мышление, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.  

Материал. Флоуресцентный пластилин, картон, стеки.

5. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: Составление рассказов  по картине «Лето»

Цель.

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Совершенствовать умение рассказывать по картине, не повторяя рассказов  друг друга. Активизировать употребление однокоренных слов.

6. Познание. Музыкально-литературный вечер  «Путешествие по временам года».

Цель.

Конкретизировать знания детей о временах года. Закрепить умения обобщать представления о смене времен года. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений. Воспитывать эстетическое восприятие природы через творчество известных композиторов, художников и писателей.

7.Опытно-экспериментальная деятельность.

Тема: «Что выделяет растение?»

Цель:

 помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Материалы и оборудование:

 черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички.

Постановка исследовательской задачи:

Почему в лесу так приятно дышится?

Выполнение эксперимента:

помещают внутрь прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток демонстрируют опыт. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость.

Вывод:

 растения выделяют кислород. Растения нужны животным и человеку для дыхания.

8. Итоговое мероприятие. Викторина «Знатоки природы»

Цель и задачи.

Развивать у детей познавательный интерес, память, быстроту реакции, логическое мышление. Уточнить представления детей о животном и растительном мире. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.