Проект "Война народная"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Человек, который не знает историю своей страны – это человек без прошлого, настоящего и будущего. История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней были и радостные, и трагичные страницы. И наши дети должны об этом знать, знать, чтобы не повторять ошибок прошлого. Недаром даже О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_narodnaya_proekt.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Война народная»
Актуальность:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.
Цель: обогатить представления детей о Великой Отечественной войне, воспитывать уважение к истории своей страны через отражение ее в истории семьи.
Задачи:
1. Обратить внимание детей на трудности, которые приходилось преодолевать воинам в Великой Отечественной войне. Предостеречь от понимания войны, как чего-то лёгкого, развлекательного.
2. Раскрыть сущность понятия «война народная», закрепить представления о многонациональности страны, объединении разных народов для борьбы с врагом.
3. Более глубоко раскрыть образ защитника Родины, показать человеческие качества бойца, не унывающего в самых трудных условиях.
4. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
5. Закрепить в сознании детей мысль о том, что в нашей стране «никто не забыт и ничто не забыто».
Возраст детей: старшая группа.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь-май 2012 года.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
По характеру: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Форма проведения: занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.
Ожидаемые результаты: создание рукописной книги «Война в истории моей семьи» для мини-музея группы, проведение музыкального праздника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ |
Подготовительный | Просмотр телепередач, беседы со взрослыми. | Заинтересовать детей темой Великой Отечественной войны. |
Формирование проблемы. | Осознание и восприятие выбранной темы. Принимают задачи проекта. | Формулируют тему. Создают условия для ознакомления детей с праздником Победы. |
Систематизация информации. | Выбор материала для собственной странички. Рассказ детей о заинтересовавшей теме. | Беседы с детьми. Обсуждение тем. |
Практическая деятельность. | Сбор материала для собственной странички. Заучивание стихов и песен. | Анализ выбранной темы: доступность пониманию детей. |
Оформление. | Оформление страничек для книги «Всё о войне». Рисование рисунков, работы по аппликации. | Помощь детям в оформлении работ. Снабжение необходимым материалом. |
Презентация. | Выставка работ детей. Рассказ детей о собственной страничке. Подготовка праздника | Подготовка костюмов к выступлению детей. |
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц Тема | Содержание деятельности | Мультимедийное сопровождение | ||||
Познавательная деятельность | Художественно – Творческая деятельность | Чтение художественной литературы | Музыка | |||
Сентябрь «22 июня 1941 года. Оборона Брестской крепости». | Беседа «Начало войны. Летнее утро». Рассматривание: П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости» Плакат «Родина-Мать зовёт!» Г. Коржев «Проводы» М. Кугач «Во время войны» | «Начало войны» (рисуем настроение под музыку; Шостакович Д. «7 симфония» (фрагмент) | С.В. Михалков «Быль для детей» (фрагменты) С.Алексеев «Победа будет за нами!» | Аудиозапись Левитан Ю. «Объявление о начале войны». Прокофьев С. Кантата «А. Невский» (фрагмент «Вставайте люди русские»). Песни: «Священная война» (муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач), «Довоенный вальс» (муз. П. Аедоницкий, сл. Ф. Лаубе), Шостакович Д. «7 симфония» (фрагмент «Нашествие»). | Презентация «Брестская крепость» | |
Октябрь «Жизнь в тылу» | Беседа «Помощь фронту» Рассматривание: А. и С. Ткачёвы «В трудные годы» В. Санин «Всё для фронта» Н. Бут «Филлипок из бригадной разведки» С. Овсепян «Детский мир» В. Жолток «За помощью к партизанам» Р.Кудревич «Партизанам Белоруссии посвящается» | С.В. Михалков «Быль для детей» (фрагменты) Рассказы «Война в истории моей семьи» | Прокофьев С. Кантата «А. Невский» (фрагменты «Мёртвое поле», «Рыцари в Пскове») Песни: «Тучи в голубом» (муз. А. Журбин, сл. В. Аксёнов, П. Синявский), «Катюша» (муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский), «Синий платочек» (муз. Е. Петербургский, сл. Я. Галицкий, Г. Максимов). | Презентация «Война и дети»; «Война 1941-1945 г.» | ||
Ноябрь «Битва за Москву» | Беседа «Отступать некуда - позади Москва!» Рассматривание: А.Дайнека «Окраина Москвы ноябрь 1941 год» П.А. Кривоногов «Советская конница в боях под Москвой» Кукрыниксы «Военная Москва» К.Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» | Прокофьев С. Кантата «А.Невский» (фрагмент «Рыцари в Пскове») | Н.Богданов «Иван Тигров» | Прокофьев С. Кантата «А. Невский» (фрагмент «Ледовое побоище») Песни: «Смуглянка» (муз. А. Новиков, сл. Я. Шведов), «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусов, сл. А. Сурков). | Презентация «Битва под Москвой» Мультфильм «Московская область» из цикла «Мы живём в России» | |
Декабрь «Курская битва» | Беседа «Враг будет разбит – Победа будет за нами!» Беседа «Самое крупное танковое сражение» Рассматривание: П.А Кривоногов «На Курской дуге» | «Великое танковое сражение» (рисование по итогам рассматривания картин и беседы) | Рассказы «Война в истории моей семьи» | Песня «Последний бой» (муз. и сл. М.Ножкин) Марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкин) | Презентация «Курская битва» Мультфильм «Курск» из цикла «Мы живём в России» | |
Январь «Ленинград» | Беседа «Блокада» Рассматривание: Б.С. Угаров «Ленинградка» | «Дорога жизни» (рисование по замыслу) | Т.Кудрявцева «Детский дом. Лёка…» С.Алексеев «Праздничный обед» | Шостакович Д. «7 симфония». Аудиозапись «Ленинградский метроном» Песня «Баллада о ледовой трассе» (муз. Я. Дубравин, сл. В. Суслов) | Презентация «Блокада Ленинграда»; «Ладога-дорога жизни» Мультфильм «Санкт-Петербург» из цикла «Мы живём в России» | |
Февраль «Сталинградская битва» | Беседа «Крепость на Волге» Работа с картой (отметить важное стратегическое положение города на юге) Рассматривание: Г.Марченко «На окраине Сталинграда» Б. Махов «Сталинградцы» | «Стоять насмерть!» (рисование по замыслу) | К. Симонов «Жди меня» | Песни «Горячий снег» (муз. А. Пахмутова, сл. М.Львов), «Волга» (муз. М. Фрадкин, сл. Л. Ошанин), «Поклонимся великим тем годам» (муз. А. Пахмутова, сл. М. Львов), «В землянке» (муз. К. Листов, сл. А. Сурков) | Презентация «Сталинградская битва» Мультфильм «Волгоград» из цикла «Мы живём в России» | |
Март «На Берлин!» | Беседа «Освобождение Европы» Работа с картой Рассматривание: В.Богаткин «Штурм рейхстага» И.Бабенко «Ожидание 1945 год» А. Волков «Освобождение» П.А.Кривоногов «Победа» В.Кудрин «С Победой!» | «Скоро Победа!» (рисуем настроения) | С. Баруздин «Шёл по улице солдат» | Песни «Дорога на Берлин» (муз. М.Фрадкин, сл. Е.Долматовский), «Венский вальс» (муз. И.Лученок, сл. М. Ясень), «Нам нужна одна победа» (муз. и сл. Б.Окуджава) | Презентация «Освобождение Европы» | |
Апрель «Города-герои» | Беседа «Боевая история городов» Рассматривание фотографий городов-героев, отмечаем их на карте | Изготовление открыток к празднику | Рассказы «Война в истории моей семьи» | Песни: «На безымянной высоте» (муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский), «Соловьи» (муз. В. Соловьев-Седой, сл. А. Фатьянов) | Презентация «Города-герои»; «Цена Победы» | |
Май «День Победы» | Беседа «День Победы» Рассматривание: В. Пузырьков «Впереди мир!» А.Козлов «Тишина» В. Мочальский «Победа» М. Асламазян «Возвращение героя» | «День Победы» (рисуем настроение) | Н. Богданов «Солдатская каша» | Аудиозапись: Левитан Ю. «Взятие Берлина», «Капитуляция». Песни: «День Победы» (муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов), «Журавли» (муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов) | Презентация «Этот день мы приближали как могли» |
Приложение
Великая Отечественная война в произведениях художников. Наглядно – дидактическое пособие. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005.
Ходза Н.А. Дорога жизни – С.-Пб.: «Издательство детской литературы «ДЕТГИЗ», 2011.
Казаков А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П.Казаков, Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Шорыгина Т.А. День Победы! Сценарии праздников в Детском саду, посвящённых 9 Мая / Т.А. Шорыгина. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
«Российские ордена и медали» (набор открыток) – М.: «Мир поздравлений», 2012.
Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е. Антонов. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека воспитателя)
«День Победы» (серия «Детский праздник»; фонограммы + и – для прослушивания, разучивания и исполнения) – М: «ВЕСТЬ-ТДА», 2011.
«Песни военных лет» - М: «ВЕСТЬ-ТДА», 2010.
Медиа-ресурсы:
www.multirussia.ru
Медиа-энциклопедия:
«Битва за Москву» - М.: Издатель- фирма «1С», 2002.
«От Кремля до Рейхстага» - М.: Издатель- фирма «1С», 2002.
«Победители. Солдаты Великой Победы» - М.: Издатель- фирма «1С», 2002.
Музыкальные произведения:
Прокофьев С.
Кантата «А. Невский» (фрагменты «Вставайте люди русские», «Мёртвое поле», «Рыцари в Пскове», «Ледовое побоище»)
Шостакович Д.
«7 симфония» (фрагмент «Нашествие»)
Марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкин)
Песни:
«Священная война» (муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач)
«Довоенный вальс» (муз. П. Аедоницкий, сл. Ф. Лаубе)
«Тучи в голубом» (муз. А. Журбин, сл. В. Аксёнов, П. Синявский)
«Катюша» (муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский)
«Синий платочек» (муз. Е. Петербургский, сл. Я. Галицкий, Г. Максимов)
«Смуглянка» (муз. А. Новиков, сл. Я. Шведов)
«Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусов, сл. А. Сурков)
Песня «Последний бой» (муз. и сл. М.Ножкин)
«Баллада о ледовой трассе» (муз. Я. Дубравин, сл. В. Суслов)
«Горячий снег» (муз. А. Пахмутова, сл. М.Львов)
«Волга» (муз. М. Фрадкин, сл. Л. Ошанин)
«Поклонимся великим тем годам» (муз. А. Пахмутова, сл. М. Львов)
«В землянке» (муз. К. Листов, сл. А. Сурков)
«Дорога на Берлин» (муз. М.Фрадкин, сл. Е.Долматовский)
«Венский вальс» (муз. И.Лученок, сл. М. Ясень)
«Нам нужна одна победа» (муз. и сл. Б.Окуджава)
«На безымянной высоте» (муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский)
«Соловьи» (муз. В. Соловьев-Седой, сл. А. Фатьянов)
«День Победы» (муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов)
«Журавли» (муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов)
Репродукции картин:
П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости»
Плакат «Родина-Мать зовёт!»
Г. Коржев «Проводы»
М. Кугач «Во время войны»
А. и С. Ткачёвы «В трудные годы»
В. Санин «Всё для фронта»
Н. Бут «Филлипок из бригадной разведки»
С. Овсепян «Детский мир»
В. Жолток «За помощью к партизанам»
Р.Кудревич «Партизанам Белоруссии посвящается»
А.Дайнека «Окраина Москвы ноябрь 1941 год»
П.А. Кривоногов «Советская конница в боях под Москвой»
Кукрыниксы «Военная Москва»
К.Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»
А. Дайнека «Оборона Севастополя»
Н. Присекин «Балтийские Атланты»
А. Семёнов «Прокладка кабеля через Ладогу»
П.А Кривоногов «На Курской дуге»
Б.С. Угаров «Ленинградка»
Г.Марченко «На окраине Сталинграда»
Б. Махов «Сталинградцы»
В.Богаткин «Штурм рейхстага»
И.Бабенко «Ожидание 1945 год»
А. Волков «Освобождение»
П.А.Кривоногов «Победа»
В.Кудрин «С Победой!»
В. Пузырьков «Впереди мир!»
А.Козлов «Тишина»
В. Мочальский «Победа»
М. Асламазян «Возвращение героя»
Литература для чтения с детьми:
С. Михалков «Быль для детей» (фрагменты)
С.Алексеев «Победа будет за нами!»
Н.Богданов «Иван Тигров»
Т.Кудрявцева «Детский дом. Лёка…»
С.Алексеев «Праздничный обед»
К. Симонов «Жди меня»
С. Баруздин «Шёл по улице солдат»
Н. Богданов «Солдатская каша»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
"Не забывайте народные игры" Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры.
В консультации представлено описание народных игр на Вятке....
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...