Мини-музей
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Александрина Зинаида Васильевна

Мини-музей представляет собой оформленную комнату в стили русской избы, с печкой,разной утварью и соответствующими пособиями.Этот музей создан с целью приобщения детей к истокам рууской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  мини-музея «Русская изба»

Разработала Зинаида Васильевна Александрина, воспитатель  I категории

МБДОУ Алексеевский детский сад «Сказка».

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли »

(Н. Смирнов)

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае,  и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на  методические рекомендации, выделенные в  парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями был создан мини-музей «Русская изба», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Название мини-музея символично, так как именно тщательно и детально продуманная  деятельность мини–музея «Русская изба» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям русского  народа.

Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – музея «Русская изба» - его функциональность и целесообразность.

Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.

При создании проекта мы опирались на рекомендации:

 -руководителя краеведческого музея Кубраковой В. С.

           Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.

Цель:

Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру русского народа на основе осознания внутрикультурных,  исторических корней и связей.

Задачи:

1.    Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями русского  народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

2.   Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам русской народной культуры.

3.    Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к народной культуре

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

 Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого русского  народа:

- формирование представлений о традиционной семье русского  народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «изба»  - дом, как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями русского народа: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства; показать роль природы в жизни русского народа;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел: ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- знакомство детей с фольклором русского народа. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.

  1. “Русская   изба”: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.
  1. “Фольклор”: знакомство с устным народным творчеством русского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки.
  2. “Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство”: знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.
  3. “Природа родного края”: показать детям, как русский народ берег и сохранял природу - источник своего существования.
  4. “Истоки ”: рассказы детям об истории родного края.
  5. «Россия  день за днем»: ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.

Мини – музей «Русская изба» является предметной развивающей средой для детей МБДОУ Алексеевского детского сада «Сказка». Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея «Русская изба» реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.

Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с историческими и этнографическими музеями города.

Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи района, области.

 Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»

Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Одним из направлений в работе МБДОУ Алексеевский детский сад “Сказка” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.

Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций русского народа:

- доступность знаний, достоверность и научность;

- соответствие сложности материала возрасту детей;

- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

- краеведческий опыт;

- экологическое воспитание.

Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре русского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Содержание представляемого материала по блокам:

  1. “Русская  изба”

-  Изба. Жилище.

     -  Бытовой уклад.

  1. «Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство”

     -  Хозяйственные занятия.

-  Орнаментальное искусство.

-  Вязание  и вышивка в быту.

-  Изделия из дерева и бересты

-  Музыкальные инструменты

-   Глиняные изделия

-   Народная игрушка

-   Женские головные уборы

  1. “Фольклор”

-    Фольклор русского народа (произведения устного народного творчества).

     -  Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).

     -  Музыкальное искусство (старинные народные песни).

-  Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)

  1. “Истоки ”

-   История земли русской.

-  “Древо жизни” - связь человека с его родом.

  1. “Природа родного края”

-  Большие и малые реки нашего края.

-  Русские дубравы  (лесные богатства).

Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.

Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные промыслы и ремесла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.

Формы, методы и приёмы работы.

Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.

Реализация проекта по созданию и организации деятельности

мини-музея «Русская изба»

Что  имеем?

  1. Наличие теоретического и практического материалов по краеведению  для работы с детьми.
  2. Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.
  3. Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с  краем.
  4. Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи края.

Что  планируем сделать?

  1. Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры  края, музеями и выставками, с ЦДЮТ.
  2. Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми.
  3. Участие в праздниках единения, обновления и экологических акциях, проводимых в районе и в области.
  4. Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.
  5. Посещение культурных учреждений станицы и праздников, проводимых  районной администрацией.
  6. Организация  встреч с интересными людьми.
  7. Организация уголков родного края в группах.
  8. Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
  9. Организация библиотеки книг русского  издательства художественного и краеведческого содержания.
  10.  Оформление тематических стендов.
  11.  Изготовление дидактических игр и пособий.
  12.  Разработка перспективных планов работы по данному направлению.
  13. Организация кружковой работы.
  14. Организация выставок работ детей и родителей.
  15. Выявление лучшего семейного опыта воспитания.
  16. Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:
  1. Понимание национальных ценностей.
  2. Посещение историко-краеведческих музеев детьми с педагогами  и с родителями.
  3. Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.
  1. Повышение уровня этнокультурных знаний:
  1. Знание устройства старинной русской избы
  2. Знание произведений русского фольклора
  3. Знание о труде русской семьи
  4. Знание народных праздников
  5. Знание русских народных игр
  6. Знание  названий домашних животных
  1. Эмоционально-эстетическое развитие ребенка:
  1. Видение красоты изделий ДПИ России, поэтического, песенного, танцевального, художественного творчества русского народа
  2. Умение использовать знания народных праздников и традиций в процессе занятий по рисованию.
  3. Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народа в продуктивных видах деятельности.

Принципы функционирования музея:

  1. Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
  2. Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
  3. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
  4. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
  5. Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей.

Характеристика помещения:

Музей размещается в отдельном помещении на 1 этаже здания .

 Зал обеспечен  наглядно-информационным и демонстрационным материалом.

Музей представлен в стиле русской народной избы с предметами быта и элементами материальной культуры.

 Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен.

На полках  располагается  историко-этнографическая литература, дидактическая и художественная литература.

Особый интерес вызывают практические материалы для работы с детьми – это технологии и перспективные планы, картины и иллюстративный материал.

Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста.

Имеется инвентарная ведомость.

Наиболее ценными предметами являются  изделия русских вязальщиц, старинные часы, самовар, деревянная посуда и утварь.

Музей располагает большим количеством орудий крестьянского труда, интерьером русской избы.

Физическое состояние:

Представленные предметы находятся в удовлетворительном состоянии.

Все предметы подвергаются при поступлении в фонд мини-музея чистке с учетом специфики материала, из которого они изготовлены.

Предметы одежды стираются, проветриваются.

Экспозиционная работа:

1.Экспозиция музея глубоко раскрывает жизнь русского народа в прошлом и современный уклад жизни.

2.Рассказывает о предметах мебели, предметах быта, посуде, утвари, изделиях из металла, ремеслах и народных промыслах.

3.Экспозиции мини-музея используются по мере необходимости на занятиях и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.           

Демонстрационный материал:

  1. Стилизованный интерьер национальной избы (печка, люлька, стол, скамья, этажерка, сундук…)
  2. Русская национальная одежда
  3. Деревянная посуда, утварь
  4. Плетеные изделия
  5. Изделия из металла
  6. Глиняная посуда
  7. Вышивка
  8. Вязаные изделия.

Основные посетители – дети, посещающие детский сад, дети близлежащих садов, родители, педагоги района,  учителя школ и школьники.

Материалы мини-музея широко используются на занятиях по обучению, в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании национальных праздников, при подготовке к занятиям.

Заключение

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.

Надеемся, что разработанные нормативные, методические и практические материалы окажут существенную помощь педагогам ДОУ в организации деятельности музея в других образовательных учреждениях.

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005
  2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5.  – 2004. С.19-22
  5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9
  6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ.. 2005, №1
  8. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
  9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.
  10. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
  11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
  12. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...