Мини-музей
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Мини-музей представляет собой оформленную комнату в стили русской избы, с печкой,разной утварью и соответствующими пособиями.Этот музей создан с целью приобщения детей к истокам рууской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект мини-музея «Русская изба»
Разработала Зинаида Васильевна Александрина, воспитатель I категории
МБДОУ Алексеевский детский сад «Сказка».
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли »
(Н. Смирнов)
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.
На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями был создан мини-музей «Русская изба», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Название мини-музея символично, так как именно тщательно и детально продуманная деятельность мини–музея «Русская изба» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям русского народа.
Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – музея «Русская изба» - его функциональность и целесообразность.
Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
При создании проекта мы опирались на рекомендации:
-руководителя краеведческого музея Кубраковой В. С.
Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.
Цель:
Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру русского народа на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями русского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам русской народной культуры.
3. Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к народной культуре
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого русского народа:
- формирование представлений о традиционной семье русского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «изба» - дом, как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями русского народа: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства; показать роль природы в жизни русского народа;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел: ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.
- знакомство детей с фольклором русского народа. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.
- “Русская изба”: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.
- “Фольклор”: знакомство с устным народным творчеством русского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки.
- “Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство”: знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.
- “Природа родного края”: показать детям, как русский народ берег и сохранял природу - источник своего существования.
- “Истоки ”: рассказы детям об истории родного края.
- «Россия день за днем»: ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.
Мини – музей «Русская изба» является предметной развивающей средой для детей МБДОУ Алексеевского детского сада «Сказка». Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея «Русская изба» реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.
Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с историческими и этнографическими музеями города.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи района, области.
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»
Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Одним из направлений в работе МБДОУ Алексеевский детский сад “Сказка” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций русского народа:
- доступность знаний, достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- экологическое воспитание.
Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре русского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Содержание представляемого материала по блокам:
- “Русская изба”
- Изба. Жилище.
- Бытовой уклад.
- «Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство”
- Хозяйственные занятия.
- Орнаментальное искусство.
- Вязание и вышивка в быту.
- Изделия из дерева и бересты
- Музыкальные инструменты
- Глиняные изделия
- Народная игрушка
- Женские головные уборы
- “Фольклор”
- Фольклор русского народа (произведения устного народного творчества).
- Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).
- Музыкальное искусство (старинные народные песни).
- Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)
- “Истоки ”
- История земли русской.
- “Древо жизни” - связь человека с его родом.
- “Природа родного края”
- Большие и малые реки нашего края.
- Русские дубравы (лесные богатства).
Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.
Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные промыслы и ремесла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.
Формы, методы и приёмы работы.
Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.
Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.
Реализация проекта по созданию и организации деятельности
мини-музея «Русская изба»
Что имеем?
- Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.
- Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.
- Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с краем.
- Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи края.
Что планируем сделать?
- Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры края, музеями и выставками, с ЦДЮТ.
- Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми.
- Участие в праздниках единения, обновления и экологических акциях, проводимых в районе и в области.
- Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.
- Посещение культурных учреждений станицы и праздников, проводимых районной администрацией.
- Организация встреч с интересными людьми.
- Организация уголков родного края в группах.
- Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
- Организация библиотеки книг русского издательства художественного и краеведческого содержания.
- Оформление тематических стендов.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
- Разработка перспективных планов работы по данному направлению.
- Организация кружковой работы.
- Организация выставок работ детей и родителей.
- Выявление лучшего семейного опыта воспитания.
- Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:
- Понимание национальных ценностей.
- Посещение историко-краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.
- Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.
- Повышение уровня этнокультурных знаний:
- Знание устройства старинной русской избы
- Знание произведений русского фольклора
- Знание о труде русской семьи
- Знание народных праздников
- Знание русских народных игр
- Знание названий домашних животных
- Эмоционально-эстетическое развитие ребенка:
- Видение красоты изделий ДПИ России, поэтического, песенного, танцевального, художественного творчества русского народа
- Умение использовать знания народных праздников и традиций в процессе занятий по рисованию.
- Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народа в продуктивных видах деятельности.
Принципы функционирования музея:
- Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
- Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
- Интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
- Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
- Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей.
Характеристика помещения:
Музей размещается в отдельном помещении на 1 этаже здания .
Зал обеспечен наглядно-информационным и демонстрационным материалом.
Музей представлен в стиле русской народной избы с предметами быта и элементами материальной культуры.
Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен.
На полках располагается историко-этнографическая литература, дидактическая и художественная литература.
Особый интерес вызывают практические материалы для работы с детьми – это технологии и перспективные планы, картины и иллюстративный материал.
Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста.
Имеется инвентарная ведомость.
Наиболее ценными предметами являются изделия русских вязальщиц, старинные часы, самовар, деревянная посуда и утварь.
Музей располагает большим количеством орудий крестьянского труда, интерьером русской избы.
Физическое состояние:
Представленные предметы находятся в удовлетворительном состоянии.
Все предметы подвергаются при поступлении в фонд мини-музея чистке с учетом специфики материала, из которого они изготовлены.
Предметы одежды стираются, проветриваются.
Экспозиционная работа:
1.Экспозиция музея глубоко раскрывает жизнь русского народа в прошлом и современный уклад жизни.
2.Рассказывает о предметах мебели, предметах быта, посуде, утвари, изделиях из металла, ремеслах и народных промыслах.
3.Экспозиции мини-музея используются по мере необходимости на занятиях и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.
Демонстрационный материал:
- Стилизованный интерьер национальной избы (печка, люлька, стол, скамья, этажерка, сундук…)
- Русская национальная одежда
- Деревянная посуда, утварь
- Плетеные изделия
- Изделия из металла
- Глиняная посуда
- Вышивка
- Вязаные изделия.
Основные посетители – дети, посещающие детский сад, дети близлежащих садов, родители, педагоги района, учителя школ и школьники.
Материалы мини-музея широко используются на занятиях по обучению, в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании национальных праздников, при подготовке к занятиям.
Заключение
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.
Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.
Надеемся, что разработанные нормативные, методические и практические материалы окажут существенную помощь педагогам ДОУ в организации деятельности музея в других образовательных учреждениях.
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
- Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С.19-22
- Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ.. 2005, №1
- Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.
- Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
- Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...